"Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа… Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите?»
Жан Жак Руссо
Сначала ребенок не хочет идти в сад, потом – кушать… или вот
такой пример: сперва девочка не хочет одевать это платье, сандалии, а потом – и
вся имеющаяся одежда ее гардероба – «не то». Малышка истерит каждое утро,
изводит родителей – и это не хочу одевать, и это, и то… Они уже выбирают одежду
с вечера, договариваются, что оденут утром, а с утра – все повторяется – крики,
слезы, швыряние одежды… Начинается все с малого – ну, что нам жалко: не хочешь в
детский сад – не иди (там, наверное, бедном у ребенку плохо), платье – чепуха -
пусть оденет другое... А перерастает это
в истерики, крики, слезы ребенка (в некоторых случаях манипулятор даже готов
причинить себе боль, ну чтоб нагляднее было, как ему плохо!).
Самое страшное в манипуляциях то, что они делают человека
несчастным: он постоянно находится в нервном напряжении «хочу» и его ничего не
радует, так как после удовлетворения одного «хочу» появляется другое, а что на
самом деле ему нужно – никто не знает.
Вам встречались взрослые люди, которых ничего не радовало? У них то
одного нет, то другого… а если и все есть, все равно, что-то не так…
Поразительно, но несчастными сделали человека родители,
когда взрастили детские манипуляции. Мы,
взрослые, боялись, что ребенок обидеться, ему будет плохо, у него возникнет
страх, зажатость, будет «психологическая травма детства». Мы шли у него на
поводу, хотели как лучше, а он – вот какой вырос (неважно ему 5 лет или 35 )! А
на самом деле ребенок ждал от нас помощи «Я не знаю, как должно быть –
подскажите!»
К тому, же манипуляции регулярный гость в тех семьях, где
нет единства требований к ребенку: как папа (мама, бабушка, дедушка…) сказал,
так все члены семьи и поддержали – даже если и не согласны (свое мнение выскажите
без присутствия ребенка, чтоб не подрывать авторитет родителя). Если мама
говорит одно: «Нет, сегодня игрушки мы покупать не будем», а папа делает
обратное – покупает, то ребенок быстро находит «лазейки» для манипуляций
родителями: там похныкал, там пожаловался… и все получил. А что получили
родители? Подорванный авторитет всех членов семьи, а не только одного, который
запрещает; капризного неуправляемого ребенка, которому «все мало»: мало
игрушек, мало внимания, мало, мало, мало…
Так что же делать? Как отличить манипуляцию от истинной
потребности и желания ребенка?
1. Истинное желание ребенка высказывается им всегда
прямо, так как малышу нечего таить: «Хочу пить», а не «Хочу бутылочку (чашку)
Ани», «Я одену вот это платье?», а не
«Это платье я не хочу!», «Мама, я хочу вот эту куклу», а не «Ты купишь мне…»
2. Об истинном желании ( это не относится к
физиологическим потребностям) ребенок помнит 2-3 дня, а то и дольше, а каприз
сиюминутный «Ты купишь мне эту куклу?»- купили… валяется, как и двадцать таких
же… не купили – завтра «хочу» что-то другое, а о кукле уже и не вспомнили. Это из разряда заменить недостающую родительскую любовь (простое общение вне покупок и селфи).
3. Желание логично, а манипуляция – нет: «Поиграй
со мной» - логично, «Хочу, что б ты был (была) котиком, а я буду Куклачевым», «Хочу,
что б ты купила мне белый шоколад» (в 10 часов вечера за городом) – не логично.
4. Манипуляция всегда сопровождается негативными
эмоциями (ребенок плачет, скандалит, «ноет»), давлением на жалость родителя, могут
даже иметь место обвинения последнего в черствости, отсутствии любви к чаду «Ты
меня не любишь».
Отличили манипуляцию. Что дальше?
1. Выработайте единые требования к ребенку . Если
возникает какая-то ситуация, для ребенка должен быть озвучен один обоснованный
ответ: «Нет» или «Да». Так ребенок становится более уверенным в правильности
своих действий. «Чуть-чуть», «Только не
долго», «Ну ладно» - таких понятий в воспитании ребенка избегайте. Они только
путают его.
2. Определите истинную причину «желания-манипуляции» малыша: «Не хочу идти в сад» в конкретной ситуации значило «Хочу играть игрушками во время сон часа». А дальше родители принимают единое решение: «Дневной сон нужен ребенку – значит надо спать» или «Дневной сон нашему малышу не нужен – пусть играет» и озвучивают своему чаду, объяснив его логику. Это решение не оспаривается.
2. Определите истинную причину «желания-манипуляции» малыша: «Не хочу идти в сад» в конкретной ситуации значило «Хочу играть игрушками во время сон часа». А дальше родители принимают единое решение: «Дневной сон нужен ребенку – значит надо спать» или «Дневной сон нашему малышу не нужен – пусть играет» и озвучивают своему чаду, объяснив его логику. Это решение не оспаривается.
3.
Каждый обоснованный отказ подкрепляйте своим
позитивным отношением к ребенку, своей к нему любовью: «Милая, сегодня мы играем
на площадке, а на машинках будем кататься
в следующий раз» - говорю я своей малышке, отводя (или унося на руках) в сторону
от машинок, куда она уже побежала. При этом я ее поглаживаю по голове или
целую, целую. И, заметьте, формулировка была в утвердительной форме, без
частицы «не». Если Вы скажите: «Нет! Сегодня на
машинках ты не катаешься!». Ребенок услышал: «Сегодня
на машинках ты катаешься!», но почему же мама тогда из себя выходит?
Так что, родители младшего поколения (мамы, папы) и родители
старшего поколения (бабушки, дедушки), Вы - команда! Помните об этом! А в
команде работают сообща.
Комментариев нет:
Отправить комментарий