В предыдущей статье мы говорили о страхах. Что бывает
причиной возникновения страхов и какие они бывают у детей в каком возрасте.
Также мы кратко навели методы работы с этими не всегда приятными переживаниями
у детей.
В этой статье, мы продолжим рассказывать, как работать над
страхами у детей, если такие уж возникли.
Первым делом, научитесь
отражать чувства ребенка в разговоре с
ним и говорить о своих переживаниях: «Ты боишься оставаться один в комнате,
потому что думаешь, что кто-то сидит у тебя под кроватью? Я люблю тебя, и тоже
переживаю как ты».
Отражая чувства ребенка, мы сами начинаем его понимать более
глубоко. Дите видит Ваше участие, Вашу искренность и понимание, он благодарен
за это и тогда будет готов открыться и довериться. Кроме того, ребенок не всегда понимает свои
переживания и не может их озвучить, то есть, материализовать – Вы сделаете это
за него и уже дитю будет легче.
Потом, проиграйте эти
переживания страха - создайте образ страха.
1.
Данная эмоция сопровождается мышечными зажимами,
и поэтому начните с психотехник на их снятие.
Психотехники
«Зайка боится» (на напряжение и
расслабление мышц туловища)
Листья зашелестели, тучки набежали, зайка
испугался – притаился, сжался в комок (задержать дыхание). Ветер стих, солнце
вышло из-за тучки. Успокоился зайка - расслабиться - отдыхает на солнышке (на
выдохе).
«Паук»
(на напряжение и расслабление мышц рук)
На руку сел небольшой паук (на вдохе). Расставив пальцы, напрячь кисть
руки (задержка дыхания). Паучок уползает, постепенно расслабить пальцы (на
выдохе). Стряхивать ощущение присутствия паука с рук, расслабляя кисти и
пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Каждое упражнение повторить 2-3 раза.
Можно придумывать подобные упражнения,
соответственно самому страху ребенка, это уже второй этап в его проработке.
2.
Придумайте
игру (это может быть и сказка, и рисунок) по теме страха, и проиграйте ее.
Например, «Зайка в темноте». Зайка бегал по
полю, кувыркался и скакал, и заигравшись, не заметил, как стемнело. Зайке стало
страшно, одиноко. Он захотел спрятаться, а в поле ни кустика, ни деревца. Он
прижался к земле, и замер. Посидел он так, посидел, вспомнил, что мама
волноваться будет, и заплакал. Пока Зайка
горевал, вышел месяц и стало виднее. «Что горевать? Надо к маме бежать, как она
там? Беспокоится?» . И он пустился во всю прыть к своему дому. А дома и тепло,
и хорошо, и мама ласковая. Да и бояться Зая наш перестал, все равно, после
темноты – светло будет.
ВНИМАНИЕ!!! Сочинять сказку или придумывать
игру лучше совместно с ребенком, он проецирует свои переживания в образе
персонажа, становится активным участником приключения и преодолевает свои
страхи, пережив их.
Если ребенок боится отпускать маму,
поиграйте в «Расставание и радостную встречу»: прощаясь делаете 5 шагов в
разные стороны, а потом сходитесь, радуясь встрече.
Если малыш боится темноты – играйте в
темноте в «Шпионов», «Мышек в норке», в «Крота»
- найти в темноте определенные предметы. Используйте фонарик, детские палатки, это придаст интерес игре.
Если имеете дело с боязнью сказочного
персонажа – пусть ребенок в него «перевоплотится», сыграет его манеры, речь.
Окончив игру, обязательно закрепите положительные
эмоции ребенка: «Тебе понравилось? Как было?». Как говорят в НЛП «заякорите
положительную эмоцию» - когда ребенок в состоянии уверенности и спокойствия
после игры или в приподнятом настроении, обнимите его, или пожмите за руку «Хорошо
то как!», что б он почувствовал Вашу поддержку и запомнил это состояние.
Делайте так каждый раз, когда играете, когда ребенок находится в хорошем
настроении. И он так привыкнет – что б было ХОРОШО!!!
Больше сказок Вы найдете в книге Заряны и Нины Некрасовых "Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности"
Больше сказок Вы найдете в книге Заряны и Нины Некрасовых "Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности"
Комментариев нет:
Отправить комментарий