Страницы

15 нояб. 2014 г.

Подводные камни воспитания



Все мы родители хотим воспитать свое чудо-чадо «правильно». А как это «правильно» - никто на самом деле не знает. Есть много рекомендаций педагогов, психологов, которые должны облегчить нам это столь нелегкое дело. Но одни рекомендации нам кажутся нелепыми: например, дать ребенку возможность удариться и понять, что это больно или пожалеть драчуна вместо того, что бы наказать его.  Другие нереальными в выполнении: например, сохранять спокойствие, когда наше чудо-чадо уже в который раз выдергивает наш любимый цветок из горшка, демонстративно писает на диван или творит еще что-то такого рода. Некоторые родители, выполняя те же рекомендации, делая все «правильно», сталкиваются с тем, что все равно не слышит или не слушается их малыш…
В этой статье мы поговорим о «подводных камнях» воспитания или о том, почему, делая все «правильно», мы не имеем ожидаемого результата.
Первым делом, хотим заметить, что все мы живые люди, и поэтому не идеальны. Но мы можем стремиться стать лучше.
У нас нет программы, которая действует безотказно, безошибочно,
а есть свои эмоции, которые иногда прорываются наружу в не очень красивом виде (кричим, ругаемся). Мы способны ошибаться в своих рассуждениях (ребенок не хочет спать  - не вымотался, а мы его всеми силами пытаемся уложить спать, нервничаем и ругаем малыша, так как убеждены, что он должен спать) – все это имеет место.  Зачастую, после наших «ошибок», к нам приходит  чувство вины, которое не дает нам продвигаться дальше. Отпускайте от себя мысли-самообвинения «я не идеальная мать», «я плохо понимаю своего ребенка», «я была не права, как я так могла поступить со свои чудо-чадом». Попросите извинения у ребенка (искренне, любя) – от этого Вы будете только ближе с ним,  простите сами себя за «неправильное поведение»  и идете дальше: уверенно, с энтузиазмом, с любовью.

Второе, будьте искренни в своих чувствах.
Любите искренне: обнимайте малыша, целуйте, говорите ему, какой он хороший и любимый. Не бойтесь того, что «залюбите», «избалуете». Просто всему свое место: радуйтесь достижениям ребенка, сопереживайте неудачам и расстраивайтесь его несправедливости, эгоизму, жестокости. Если будете обнимать и любить только своего, не считаясь с чувствами других детей, людей, животных, природы в целом (Ваш обидел кого-то, а Вы не отреагировали, например), вот тогда Ваша любовь будет во вред.
Чудо-чадо сотворило какой-то поступок, который вывел нас из себя – скажите ребенку об этом, выразите свои чувства, но чувства относительно поступка, а не самого ребенка «Я очень расстроена (рассержена) на то, что мне приходится снова убирать рассыпанную тобой землю из цветочного горшка (вытирать обрисованные обои)». ВНИМАНИЕ!!! Важно понимать, что мы сердимся не на ребенка, а на его действие.
Дали волю эмоциям – отругали, или даже отшлепали ребенка (этого делать НЕЛЬЗЯ, но мы, родители, не застрахованы от всплеска собственной злости) – озвучьте свои переживания малышу, когда гнев утихнет «Надо же! вот как твой поступок меня разозлил. Извини меня, я была тоже не права. Я тебя очень люблю, но такие твои действия меня пугают (расстраивают, вызывают злость), я переживаю за тебя и  мне тяжело с собой справиться. Прошу тебя, давай ты так больше не будешь». Такие беседы обращены к самосознанию ребенка, вы как пример, научаете его воспринимать и свои переживания, справляться с ними и идти дальше.

И третье – помните, что и малыш тоже человечек. Он может давать волю эмоциям, ошибаться, поступать не так, как нам того хотелось бы. На все это есть причина. Старайтесь ее понять и исправить ситуацию, а не ребенка. Исправив первопричину, изменится и поведение ребенка.
Не требуйте много. Высокие требования к ребенку могут создать ситуацию эмоционального напряжения – отсюда непонимание ребенком Вас, его неуверенность и страхи. Так же много запретов, постоянный контроль, недоверие его силам и возможностям,  вызывают у ребенка упрямство, как форму протеста.
Не позволяйте все. Вседозволенность развивает капризность, эгоистичность, как черты характера.
Найдите «золотую середину» и для себя, и для малыша: не Бог, которому все можно, не сверхчеловек, который все знает, все сможет, все выдержит, а просто – ЧЕЛОВЕК.

Итак, в этой статье, первыми и очень важными камнем преткновения в воспитании видим наше отношение к себе, к ребенку и жизни в целом. Будьте чувственны, понимающие, прощающие. Смотрите на жизнь позитивно и с любовью, делайте то, к чему лежит сердце и так, как чувствуете! Вот тогда Вы приобретёте гармонию, и все пойдет как надо.

В следующих статьях мы будем рассмотривать уже другие, не столь зависящие от нас «подводные камни воспитания»: семья в целом, бабушки, няни, мультфильмы.