Страницы

6 нояб. 2014 г.

Сила детского воображения. Продолжение.


Итак, продолжаем  о силе детского воображения.
Насколько оно сильно? Вот еще пример: дети четырех лет играют на площадке. Мальчик взобрался на лестницу и уселся там «как воробушек». К нему залазит девочка. Стоя ниже своего друга и крепко держась за лестницу, она уверенным, спокойным голосом говорит: «Ракета летит в космос. Вууу». Мальчик в недоумении: «Я в космос не хочу». Девчушка спокойно: «А мы уже летим. Вууу». У пассажира
истерика: «Я в космос не хочу». Пришлось воспитателю «тормозить ракету» и «высаживать» перепуганного мальчика.
Особенности детского воображения оживляют выдумку и делают ее реальностью для ребенка. Поэтому так часто мы называем свое чудо-чадо выдумщиком, когда дите нам рассказывает не вероятные события своей жизни. Рассказывает так уверенно, что мы готовы поверить, а зачастую и верим… вот пример из опыта работы в детском саду. Одна девочка пяти лет рассказала маме, что во время тихого часа она не спала, а ходила собирать одуванчики. На вопрос, что делали в это время воспитатели, ответила: «Спали». Почему бы не поверить??? Особенно, если Вы не сильно доверяете тем самым воспитателям… Но, оказалось, малышка так сильно хотела гулять, что желание восприняла как реальность.  Просто в данном детском саду выйти, даже если «воспитатели спят», просто невозможно: нужно пройти охрану, открыть выход на площадку ключом, которого, естественно у ребенка быть не может.
Если у ребенка так живо воображение, то почему бы его не использовать как воспитывающий фактор??? Конечно, есть мудрые родители, которые так и делают, даже не читая никаких «умных» книг, но нас большинство, которые не имеют врожденной интуиции «что и как». Мы начинаем поучать ребенка, «как правильно»,  «как должно быть» и сталкиваемся с его протестом. Часто наши любимые чудо-чада сопротивляются нашим предложениям и наставлениям. Это происходит потому, что они хотят «САМИ» принимать решения, что б им никто не указывал (вспомните себя, Вы, взрослый человек, разве не этого желаете???). А вот когда Вы поучаете куклу своего малыша, да еще и переспрашиваете у него «Ведь так, Лиза? Разве можно на пол падать? (карандаши ломать, стены обрисовывать и т.п.) расскажи, куколке, что так нельзя, это неприятно, не красиво», то ребенок принимает нормы, как свои, ведь Вы поучали не его, а куклу, и он Вам в этом помогал.
Вот так просто… и работает же!!! Расскажите сказку, когда некий непослушный котенок опрокидывал молоко, и как его мама об этом горевала (и сынок голодный, и стол грязный…). Ребенок будет сопереживать маме котенка и  проникнется пониманием того, что так нельзя делать.
Зачем ссориться по поводу неприятностей??? Лучше фантазируйте!!!  Эффект – лучше всяких наказаний и нравоучений.
Есть еще одна сторона воображения… оно может провоцировать страхи.
Именно из-за живости и яркости образов воображения, у ребенка могут возникать страхи. О них мы писали ранее. Как быть? «Лечить» тем же воображением: играть, рисовать и превращать страх в доброе существо, хорошую сказку.
А вот что беспокоит ребенка, тоже можно узнать с тех же рисунков, игры, сказки. Во что играет? Что рисует? Какие сказки отказывается слушать? Как-то на занятии мы проходили тему живая и неживая природа, их признаки. И вот один из признаков живой природы - она умирает. Дети пятого года жизни сразу же связали природу с собой и… появился вопрос – «мы все умрем?». Ребята стали задавать его дома… Родители в панике: «Чему в саду только учат? Что воспитывают?» Паника родителей передалась детям в виде страха. Но, в отличии от взрослых, у детей есть терапевтическая игра!!! Они стали играть в «смерть»: умирали, воскресали… У детей все прошло в виде игры. Родители имели беседу с психологом. На самом деле, все что природное, естественно. Детей не волнует так сильно вопрос смерти, как родителей, они не заглядывают так далеко, и простой ответ: «Да, мы умрем, но до этого гак далеко!!! Сперва – датский сад, потом школа, институт, работа, семья…» дальше продолжать просто уже нет смысла – ребенок уже удовлетворился. Данный вопрос рано или поздно ребенок задаст, родители должны быть готовы ответить. Просто и природно, как так и есть. Это спокойствие дает ребенку уверенность, что все нормально. Наша тревога  вызывает страх.

Так что будьте спокойны и творчески… Фантазируйте вместе с ребенком, и вы будете его лучше понимать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий