Итак, продолжаем о силе
детского воображения.
Насколько оно сильно? Вот еще пример: дети четырех лет
играют на площадке. Мальчик взобрался на лестницу и уселся там «как воробушек».
К нему залазит девочка. Стоя ниже своего друга и крепко держась за лестницу,
она уверенным, спокойным голосом говорит: «Ракета летит в космос. Вууу».
Мальчик в недоумении: «Я в космос не хочу». Девчушка спокойно: «А мы уже летим.
Вууу». У пассажира
истерика: «Я в космос не хочу». Пришлось воспитателю
«тормозить ракету» и «высаживать» перепуганного мальчика.
Особенности детского воображения оживляют выдумку и делают
ее реальностью для ребенка. Поэтому так часто мы называем свое чудо-чадо
выдумщиком, когда дите нам рассказывает не вероятные события своей жизни.
Рассказывает так уверенно, что мы готовы поверить, а зачастую и верим… вот
пример из опыта работы в детском саду. Одна девочка пяти лет рассказала маме,
что во время тихого часа она не спала, а ходила собирать одуванчики. На вопрос,
что делали в это время воспитатели, ответила: «Спали». Почему бы не поверить???
Особенно, если Вы не сильно доверяете тем самым воспитателям… Но, оказалось, малышка
так сильно хотела гулять, что желание восприняла как реальность. Просто в данном детском саду выйти, даже если
«воспитатели спят», просто невозможно: нужно пройти охрану, открыть выход на
площадку ключом, которого, естественно у ребенка быть не может.
Если у ребенка так живо воображение, то почему бы его не
использовать как воспитывающий фактор??? Конечно, есть мудрые родители, которые
так и делают, даже не читая никаких «умных» книг, но нас большинство, которые
не имеют врожденной интуиции «что и как». Мы начинаем поучать ребенка, «как правильно»,
«как должно быть» и сталкиваемся с его
протестом. Часто наши любимые чудо-чада сопротивляются нашим предложениям и
наставлениям. Это происходит потому, что они хотят «САМИ» принимать решения,
что б им никто не указывал (вспомните себя, Вы, взрослый человек, разве не
этого желаете???). А вот когда Вы поучаете куклу своего малыша, да еще и
переспрашиваете у него «Ведь так, Лиза? Разве можно на пол падать? (карандаши
ломать, стены обрисовывать и т.п.) расскажи, куколке, что так нельзя, это
неприятно, не красиво», то ребенок принимает нормы, как свои, ведь Вы поучали
не его, а куклу, и он Вам в этом помогал.
Вот так просто… и работает же!!! Расскажите сказку, когда
некий непослушный котенок опрокидывал молоко, и как его мама об этом горевала
(и сынок голодный, и стол грязный…). Ребенок будет сопереживать маме котенка
и проникнется пониманием того, что так
нельзя делать.
Зачем ссориться по поводу неприятностей??? Лучше фантазируйте!!! Эффект – лучше всяких наказаний и
нравоучений.
Есть еще одна сторона воображения… оно может провоцировать
страхи.
Именно из-за живости и яркости образов воображения, у
ребенка могут возникать страхи. О них мы писали ранее. Как быть? «Лечить» тем
же воображением: играть, рисовать и превращать страх в доброе существо, хорошую
сказку.
А вот что беспокоит ребенка, тоже можно узнать с тех же
рисунков, игры, сказки. Во что играет? Что рисует? Какие сказки отказывается
слушать? Как-то на занятии мы проходили тему живая и неживая природа, их
признаки. И вот один из признаков живой природы - она умирает. Дети пятого года
жизни сразу же связали природу с собой и… появился вопрос – «мы все умрем?».
Ребята стали задавать его дома… Родители в панике: «Чему в саду только учат?
Что воспитывают?» Паника родителей передалась детям в виде страха. Но, в
отличии от взрослых, у детей есть терапевтическая игра!!! Они стали играть в
«смерть»: умирали, воскресали… У детей все прошло в виде игры. Родители имели
беседу с психологом. На самом деле, все что природное, естественно. Детей не
волнует так сильно вопрос смерти, как родителей, они не заглядывают так далеко,
и простой ответ: «Да, мы умрем, но до этого гак далеко!!! Сперва – датский сад,
потом школа, институт, работа, семья…» дальше продолжать просто уже нет смысла –
ребенок уже удовлетворился. Данный вопрос рано или поздно ребенок задаст,
родители должны быть готовы ответить. Просто и природно, как так и есть. Это
спокойствие дает ребенку уверенность, что все нормально. Наша тревога вызывает страх.
Так что будьте спокойны и творчески… Фантазируйте вместе с
ребенком, и вы будете его лучше понимать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий