Темперамент и характер – такие понятные нам, педагогам,
психологам слова. И, как оказывается, не столь ясные для обычного человека, не
имеющего специального образования. Недавно столкнулась с этим в своей семье.
Как только наша дочь начинает активничать или нервничать,
наш папа сразу говорит: «Ну и не послушная. Ну и балованная». Я удивилась этому
(за собой то ведь не видно). И вот тогда давай рассказывать ему об особенностях
темперамента нашей девочки о том, какие особенности её нужно учитывать в
воспитании и какой у неё характер формируется хороший.
От чего зависит тип темперамента.
Тип темперамента – это врождённая форма реагирования на
предметы, явления и события окружающего мира. Её можно несколько сглаживать или
обострять, но не более. Так, одни детки более спокойно реагируют на смену
обстановки, на новую вещь или человека, за которым соскучились, другие – более
активно, весело или агрессивно, а некоторым и вообще всё равно (как нам
кажется).
Всё это обусловлено особенностями нервной системы: её силой,
уравновешенностью и подвижностью.
У некоторых людей нервная система способна выдерживать
длительные нагрузки, и мы их по праву называем «стрессоустойчивыми», другие же,
имеют слабую нервную систему, и они просто не способны выдержать хоть какое
психологическое давление – сразу расстраиваются и никнут.
Одни люди быстро принимают решения и адаптируются в новых
условия жизни, а другие – хуже.
Нужно понимать, что нет хорошего темперамента или плохого,
так как это природа человека. А как мы её используем, от этого уже будет
отталкиваться «хороший» или «плохой» характер.
Итак, темперамент.
Сангвиник. Соответствует сильному, уравновешенному,
подвижному типу высшей нервной деятельности.
Если вас дома встречают с криками: «Уя, папа!!!!» и носятся
по дому потом минут 15, а упав, встают и продолжают бег по кругу со смехом,
весельем, то, скорее всего, ваше чудо-чадо сангвиник.
Это ребёнок, который большее время своего дня радуется,
улыбается. Некое солнышко. Ему не страшны перемены и сложности. Он легко
осваивается в новой обстановке, свободно идёт на контакт с чужими людьми. С
данным типом темперамента крохе легко всё даётся в обучении, но так же легко и
забывается, «выветривается» из головы. Малыш с данным типом темперамента не
имеет привычки обижаться длительное время: только вот плакал, как уже побежал
радостный, забыв о всех горестях и несчастьях.
Он не слишком часто задумывается над последствиями своих действий, и
может часто оказываться в числе наказанных за свои проделки. «Я ему говорю,
говорю, уже и наказывала, а от него как горох от стенки всё отскакивает» -
часто слышно жалобы родителей. Он товарищеский, часто душа компании, имеет
чувство юмора, с ним легко и свободно.
Но в меру своего непостоянства, в воспитании такого ребёнка
нужно особо делать упор на волевой сфере и моральных ценностях: «дал слово –
держи», «действуй согласно намеченной цели и плана», «ты всё можешь – надо
постараться».
Такие детки очень нуждаются в общении как со взрослыми, так
и с детьми (важно проследить, чтобы рядом были порядочные, добрые люди, так как
сангвиники подвластны влиянию, как никто другой), в мотивации, в особом
отношении. Уделяя больше внимания, направляя малыша в его поведении своим примером,
рассуждениями, постоянными объяснениями, родители могут добиться хороших
результатов как в воспитании, так и в обучении ребёнка.
Наказывать грубо (криком, шлепками, лишениями и т.п.)
нельзя, так как такой ребёнок быстро адаптируется к негативу и перестанет на
него реагировать, а своё неправильное с точки рения взрослых поведение будет
продолжать (у него то ведь свой взгляд на происходящее), не понимая «почему с
ним так поступают родные».
Прививайте доброту, так как имея острый ум и весёлый нрав, лёгкое
восприятие, умение адаптироваться, ребёнок может быстро научиться сарказму. Для
него ― это шутка, веселье, а криво сказанное слово в адрес друга, может
отвернуть последнего от ребёнка-сангвиника.
При правильном воспитании сангвиника вы получите доброго,
ласкового, общительного человека, способного приложить усилия для достижения
поставленной цели.
При неправильном воспитании, можно получить «ленивого
гнома», который сам делать ничего не хочет, его всё устраивает, как есть, все какие-то не такие.
Холерик. Ему соответствует сильный, подвижный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности.
Если вас поражает иногда, как ненаглядный ребёночек швыряет
в злости игрушку (куклу, машинку, ручку и т.п.), только потому, что у него
что-то не получилось(одеть кукле платье, скатить машинку с горки ровно,
написать красиво), то, скорее всего, вы имеете дело с холериком.
Такие дети носятся весь день, быстро обучаются и быстро, как
и сангвиники забывают то, чему научились. Потом приходят в замешательство и
непонимание: «Я же это знал, умел!» и раздражаются от этого, желание что-либо
делать пропадает, остаётся только досада и гнев.
Так как дети данного типа темперамента легко возбудимы, и
приходят в ярость от малейшего повода: не то платье, не так машинка едет, не та
чашка, не тот день и т.п., его нужно упражнять в выдержке. В данном случае
хорошо внушение: через сказку, откровенные беседы и личный пример. Необходимо
научить ребёнка не просто сдерживать порыв негативных эмоций, а
трансформировать их в толчёк к деятельности: увлечения, хобби, просто
выполнение работы по дому или школьных домашних заданий. Стоит учить прилагать
усилия и доводить начатое дело до конца. Он ценит поддержку, похвалу, ваше
одобрение и помощь. Для него разговоры по-душам это не просто развлечение, как
для сангвиника, это глубокие чувства. Именно этого он ждёт при неудаче. И если
вы уверили его, что все получится, что он движется в правильном направлении, то
холерик приложит все силы, что бы добиться своего.
По своей натуре холерики очень добрые люди, они могут
вспылить, накричать и тут же расплакаться. Для ребёнка любого типа темперамента
такое свойственно, но для холерика в большей мере. Постарайтесь предупреждать
такие перепады настроений малыша, тогда он быстрее начнёт понимать, как с ними справиться,
чтобы не обижать близких ему людей.
При правильном воспитании холерики достигают больших высот в
карьерном росте, становятся целеустремлёнными и добрыми, понимающими людьми.
При неправильном –
это «злостные троли», которые многого хотят, но не могут: не могут приложить
усилий, не могут постараться, не могут… а виноваты все окружающие.
Флегматик. Ему соответствует сильный, уравновешенный,
неподвижный тип высшей нервной системы.
Если ваше чудо-чадо не проявляет сильных эмоций, когда на
пороге появляется долгожданный папа (обходится только улыбкой), его не радует
присутствие других детей, людей вблизи, он несколько медлителен, то верно будет
говорить, что Ваш малыш ― флегматик.
Это дети, которые живут в своём размеренном ритме. И если
нам кажется, что его не радует новая игрушка или общение с детьми, то мы
глубоко заблуждаемся. РАДУЕТ,ЕЩЁ КАК РАДУЕТ!!! Просто внешние реакции
флегматика не такие бурные и яркие, как у других типов темперамента.
Вот пример из практики. Мальчик 3 года 5 месяцев. На прогулке
в детском саду все дети бегают по участку, играют, веселятся. Наш малыш стоит в
павильоне, наблюдает за всем этим и улыбается. Подхожу, присев на его уровне,
завожу разговор: «Саша, как твои дела?» - «Хорошо», несколько смутившись и
продолжая наблюдение за детьми отвечает. «А что ты делаешь?» - продолжаю
приставать, «Играю с детьми», - не отрывая взгляда от шальной компании говорит
ребёнок. Было смешно. Вот так в восприятии самого малыша, оказывается, он
играл, бегал и носился там, с детьми. Саша просто наблюдал, как нам кажется, но
он участвовал эмоционально во всех тех действиях, что и дети. Этого ему было
достаточно. И не надо напрягать!
Действительно, торопить и навязывать активность флегматику
нельзя, ведь выйдя и состояния равновесия, его реакцию трудно спрогнозировать:
от необузданной злости до панического настроения, глубокой истерики и т.п.
Ввойдя в состояние негативной эмоции, такие дети глубоко погружаются и трудно
выходят из неё.
Как быть? Постоянно подстраиваться под его медлительность?
Нет. Набраться терпения, запастись энтузиазмом и работать.
Первым делом нужно помнить, что для флегматика очень важна
мотивация. Он должен знать: зачем это ему. Лучшее объяснение ― пример значащего
взрослого, папы, мамы (кого любит, кого уважает – это разные вещи).
Потом, флегматики не так быстро запоминают учебный материал,
как дети предыдущего типа темперамента, но выучив один раз, он у них остаётся
надолго. Так, если холерик или сангвиник, могут при выступлении на утреннике
забыть свои слова, то с флегматиком такие казусы не происходят: они чётко,
уверенно выполнят свою роль. Что касается навыков (чтение, счёт), то
образовавшись один раз, они только усовершенствуются. Наш Саша уже в пять лет
читал «Энциклопедию боевых искусств». А когда начинал читать скаку и нужно было
идти на прогулку, то только: «сейчас дочитаю, и пойдём».
Малышу флегматику нужно время на «подумать», прежде, чем он
вам даст ответ на ваш вопрос. Не раздражайтесь, просто заведомо будьте готовы
ждать. Так, на занятии, я сначала задавала вопрос Саше, потом быстро опрашивала
3-4 деток, и возвращалась за ответом к нему.
Ещё давно, в какой-то книге по детской психологии вычитала,
что детей флегматиков утром нужно умывать холодной водой, что бы быстрее
приходили в себя и активизировались. Может, конечно, это и правильно, но уж
больно как-то строго и резко для малыша. Действительно, соглашусь, что дети
привыкают ко всему, но, думаю, это лишнее. Достаточно вашей любви и мотивации
для подъёма. Просто должно быть постоянство ― режим. Для ребёнка флегматика он
очень важный: дисциплинирует, вырабатывается привычка вовремя вставать, делать
что-то по порядку. Всю младшую и среднюю группу Саша забывал закрывать свой
шкафчик после переодевания. А вот в старшей уже закрывал, хотя тоже бывали
случаи «забыл». Терпение и понимание, и всё придёт.
Меланхолик. Этому типу темперамента соответствует слабый
неуравновешенный тип высшей нервной деятельности.
Если ваш малыш расстраивается от одного недоброго взгляда
или криво сказанного слова да так, что плачет и переживает ещё дня три, скорее
всего, что он меланхолик.
Это чувствительные и ранимые дети. Они могут быть исключительными
добряками, понимать ,что вы чувствуете и переживать вместе с вами всем сердцем.
Вспоминаю ситуацию из практики. Дала детям задание почитать,
сколько могут, дома слоги и слова (средняя группа детского сада). Через день
занятие, спрашиваю, кто читал дома. Потом в ходе занятия определяю уровень
навыка детей и вот Богдаш, читает слабовато. Спрашиваю: «Богданчик, ты дома
читал?» - робкое: «Нет». Я: «Надо было бы, конечно, почитать» и перешла к
другим детям. Богдаш сник, но работал. На протяжении занятия я ничего не заметила
такого, что могло вызвать моё беспокойство.
Но, на следующий день я узнаю, что наш Богдаш так
распереживался из-за моей необдуманной фразы «Надо было бы, конечно, почитать»,
так прочувствовался, что дома со слезами рассказывал, как нехорошо он поступил,
что не читал задание. Ребёнок три дня был в психологическом напряжении. Мне пришлось
с ним поговорить, объясниться, пока он успокоился. Вот так, простая обыденная
фраза, на которую, может сангвиник и не отреагировал бы вообще, для меланхолика стала трагедией. Ко всем последующим
занятиям наш мальчик готовился, теперь мы работали над его уверенностью.
Меланхоликов нужно воспитывать как принцев и принцесс, которые
достойные, которые способные, которые могут, осталось только научиться. Им необходимо
внушать уверенность. Быть для них примером сильного, самодостаточного человека.
Поддерживать во всех начинаниях и не разрешать опускать руки при первой
неудаче. Такое возможно при радости достижения и успеха. Как только что-то хорошее,
запланированное у меланхолика получилось ― похвалите, тогда ему захочется ещё
свершить.
Вот такие они разные детки. Да, личный позитивный пример родителей
нужен всем, да, понимание и поддержка близкого человека нужна всем. Но в каком
качестве и количестве, это уже дело сугубо индивидуальное.
Здравствуйте, Марина. Очень важная и нужная статья для молодых родителей, хотя, не только.
ОтветитьУдалитьДействительно, множество проблем в воспитании возникает когда родители абсолютно не учитывают характер своего ребенка, формируя в маленьком человечке социальные навыки, а зачастую это противоречит темпераменту ребенка, ведь это— это врожденная характеристика. И здесь уж ничего не поделать, трудно что изменить, как бы Вам взрослым этого ни хотелось. Если Ваш малыш ведет себя слишком открыто, или, наоборот, не хочет общаться с людьми, несмотря на все Ваши уговоры, придется с этим смириться и выбрать занятие, подходящее под черты характера ребенка...
Спасибо, Анна за понимание. Действительно, детки разные, и как бы наши амбиции не стремились сделать из сангвиника рассудительного, спокойного философа, а из флегматика активного искателя приключений, можем только мечтать. Природу ломать нет смысла, в ней и так всё гармонично. В статье пыталась указать на те моменты, которые помогут воспитать достойную личность, со своими стойкими моральными ценностями, которые будут ей естественны.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо. Сколько раз я уже читала и думала на эту тему, но еще раз вернуться к ней имеет смысл. Мои дети Сангвиник, холерик, меланхолик. Себя мне очень трудно отнести к какому-то типу, но склоняюсь к сангвинику. Муж, вероятнее всего тоже сангвиник.
ОтветитьУдалитьСо времен учёбы запала в голове фраза, что темперамент - врожденное, а характер - приобретенное. И на своих детях отчетливо это наблюдаю. Мой первенец - безусловный образец для подражания младших детей - холерик - что называется, шило в попе, неуемной энергии и бесконечного движения. Его модель поведения перенимают малыши, когда с ним, они не управляемые, такие же не обузданные. Вместе они банда. Остается только догадываться об их истинном темпераменте, и гадать какие бы они были, если бы не брат.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня, спасибо, Олеся. Успехов и терпения Вам в воспитании столь непоседливых мальчишек.
ОтветитьУдалить