Страницы

11 апр. 2015 г.

Ребёнок плохо говорит

Недавно одна знакомая обратилась  с таким вопросом: «Моему мальчику 3 года, а он плохо говорит. Повела к логопедам, а они какие-то вредные все, говорят, что только не раньше, чем в три с половиной года возьмутся если надобность будет. На форумах вычитала, что есть у нас хорошая девочка, которая работала там где и ты, но логопедом. Она занимается с детьми от 2 лет».


 Я удивилась. Да, логопеды берут детей не ранее, на сколько я знаю, 4 лет при очень явном отставании в речи, а так, вообще, для постановки звуков, с 4 с половиной лет.
Тогда и картина более точно вырисовывается, и говорить предметно может специалист уже, соответственно и работу проводит.
Давайте разберём все по очереди.
Первое, какие нарушения речи бывают: да самые разные от неправильного произношения звуков, перестановки слогов и звуков в словах, до отсутствия речи вообще. Причины такой ситуации могут быть тоже самые разные от неправильного общения и недостаточного внимания к ребёнку до нарушений мозговой деятельности (центры Брока – отвечает за произношение, и Вернике – отвечает за понимание речи – речевые центры, которые пострадали от гипоксии во время внутриутробного развития или под действием какого-то инфекционного заболевания во время беременности или уже после рождения малыша: всякого рода алалии, афазии), нарушений слуха или проблем с артикуляционным аппаратом (механические дислалии, ринолалии), сильный испуг и неблагоприятная психологическая обстановка (заикание), перенесённые заболевания. Соответственно и диагностика, постановка диагноза (ЗРР - задержка речевого развития, ЗПР - задержка психологического развития или др.) и сама коррекционная/лечебная работа будут проходить по-разному.
Поэтому, прежде, чем нервничать, нужно знать нормы речевого развития ребёнка, если они отклоняются слишком, то проконсультироваться с логопедом. И если в 3 года он вам не порекомендовал невропатолога или невролога, то спокойно развивайте малыша сами или обратитесь за помощью к той же «девочке», которая занимается с детьми от 2 лет – вреда не будет. Но назвать её деятельность профессиональной логопедической помощью, наверное, трудно, так как это нечто другое.
Над чем работает логопед. Логопед ставит звуки, с помощью не только речевых разминок и упражнений, но и с помощью массажа языка, иногда, если это логопед-дефектолог с определённым дипломом и полномочиями, он  назначит вашему ребёнку медикаментозное лечение в конкретном случае. Эти медикаменты стимулируют активность речевых центров. НО, ТОЛЬКО ЛОГОПЕД-ДИФЕКТОЛОГ ИМЕЕТ ПРАВО НА ТАКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Если есть показания к неврологу (подозрение на гиперактивность, аутизм, умственную задержку или задержку психомоторную и т.п.), то специалист данного профиля ставит соответствующий диагноз, назначает медикаментозное лечение, даёт ряд рекомендаций, среди которых посещение психолога и логопеда-дифектолога.
В таких случаях работать над развитием ребёнка нужно комплексно, систематично и активно: логопед, сами родители, психолог, педагоги и медикаментозное лечение.
Даже для нормального ребёнка комплексный подход в развитии необходим. Нельзя развивать только психические процессы (память, мышление, восприятие), не обращая внимания на формирования навыков самообслуживания (одеться самостоятельно, раздеться, вымыть руки перед едой – работа родителей и воспитателей), на развитие речи с помощью сказки, стихов, общения.
Перейдём ближе к сути.
 Нормы речевого и поведенческого развития (мы предлагаем периодизацию М.М. Кольцовой):
0-2 месяцев: крик, плач, реакции удовольствия/неудовольствия.
2 месяца: реакции на голос, улыбка,комплекс оживления при виде мамы, первое гуление «а-а-а-а», «у-у-у-у».
3 месяца: агуканье «Агу-гу», стремление к общению с мамой.
5-6 месяцев: лепет «па-па-па», «ба-ба-ба», «та-та-та», узнаёт голос знакомых, сторонится чужих.
6-8 месяцев: появляются осознанные слова «папа», «мама», «баба», «да», «нет», которые сопровождаются соответствующими движениями, ребёнок начинает понимать слова «нельзя».
9,5 месяцев-1,5 года: простые слова «папа», «мама», «баба», «дядя» (от 5 до 15 слов), звукоподражающие слова «Ав-ав» (собака), «му-му» (корова) и т.п. выполняет просьбы «принеси», «поставь».
1 год 6 мес – 1 год 8 мес.: появляются слова глаголы «дай», «иди» и попытки связать 2 слова «Мама, иди», «Папа, дай», выполняет просьбы типа «пойди возьми чашку и поставь её на стол».
1 год 8 мес.-1 год 10 мес: появляется понятие множественного числа, попытки эго определить.
1 год 10 мес. – 2 года: словарный запас приближается с 300 словам, появляются первые попытки использовать слова существительные в падежах и глаголы во времени.
К 3 годам появляются сложные предложения, соединительные союзы и местоимения. Исчезают смягчённые звуки [с’], [н‘][м’], [л’], [к’] и др. в словах, где и нет. Например, «сям» вместо «сам», «ля» вместо «я». У некоторых детей они сохраняются до 4,5 лет это ещё придел нормы. Далее требуется помощь логопеда.
В 4-5 лет ребёнок способен к длинным фразам, монологам. Все звуки произносит в норме правильно.
Если вы замечаете, что есть какие-то отклонения от нормы, тогда можно обратиться за консультацией к специалисту, что бы определить причину.
Для самостоятельной диагностики можете ответить себе на такие вопросы:
1.       Как часто ребёнок предоставлен себе и компьютеру (игре на планшете)?
Если часто, то потребности говорить у него не будет. Он понимает речь и жесты, так как пассивно слушает, а вот использовать слова он не имеет надобности (просто не с кем).
В таком случае, если будете продолжать предоставлять развитие ребёнка технике, получите педагогически запущенного ребёнка.

2.       Реагируете ли вы на просьбу малыша сразу и безотказно, если он обращается к вам, используя жесты и звуки после полутора лет: «А-А-А и показывает на кровать». Сами виноваты – поощряете молчаливость ребёнка. Нужно учить его говорить: «Что? Что ты хочешь? Спать? Так и говори: «Идём спать».
3.       Играете ли вы с ним в пальчиковые игры? Читаете ли сказки? Разговариваете ли в быту?
Если всё вы делаете правильно: и читаете, и рассказываете, и компьютер ему не разрешаете смотреть много и часто, а он все равно молчит… проверяете дальше.
1.       Вспомните, реагирует ли он на громкий резкий звук? Если нет, то может у него проблемы со слухом.
2.       Реагирует ли на ваши просьбы? Зачастую родители думают, что ребёнок не слушается их из-за вредности, а может он просто не понимает, что вы от него хотите? В таком случае могут быть причиной нарушение понимания речи (центр Брока). Или он вообще не восприимчив к окружающему миру (не смотрит в глаза, не идёт на контакт), это может быть признаком аутизма.
3.       Всегда ли вы сами правильно произносите звуки? Для ребёнка родитель (бабушка, дедушка, которого дитё больше всего любит) – образец для подражания. Речь формируется по подражанию как правильная, так и не правильная. Но, при сформировавшейся неправильной речи и нормальном сохранном интеллекте, полноценном артикуляционном аппарате, оказать помощь такому ребёнку будет намного труднее. Логопеды-дефектологи утверждают, что легче научить, сформировать правильное произношение, нежели исправить уже испорченное.
4.       Работает ли артикуляционный аппарат крохи: язык, который может достать верхнюю губу, щёчки, которые могут надуваться, губы, которые могут складываться в трубочку или выпячиваться. Если вы долго кормили малыша из бутылочки, перетирали очень мелко еду, это не может не сказаться на активности языка (в большинстве случает он просто лежит во рту).
Что должно вас насторожить:
1.       Частое повторение ребёнком слов, фраз, сказанных другим человеком. Например, вы говорите: «Пойдём миться», а дитё повторяет эту фразу 2-3 раза подряд. Сперва это нас смешит, как ребёнок говорит одно и то же несколько раз подряд, а потом, когда он подрос, и «продолжает так же себя вести» это нас злит. Ребёнок не виноват - это признак нарушений психики (как умственной отсталости, так и аутизма).
2.       Если же ребёнок произносит слова «по-своему»: «сика» вместо «лиса» и «капа» вместо «пока», то имеет место грубое нарушение речи. До 4 лет ждём, пока выговорится, а если наблюдаем то же и после 4 лет, то необходимы срочно коррекционные занятия со специалистом: логопедом-дефектологом.  Малыш может переставлять слоги в словах, пропускать их в длинном слове или добавлять свои. Всё это показатель общего недоразвития речи ребёнка.
3.       Неправильное произношение звуков после пяти лет.
4. Ребёнок в год произносит отдельные звуки и нет слогов, слов.
5. Ребёнок вообще не говорит.
Что же делать, если проблемы с речью есть, а логопеды отказываются брать ребёнка на занятия до определённого возраста (3,5-4,5 года)?
Начните самостоятельно:
Побольше читайте, обсуждайте, играйте в лото, рассматривайте картинки и придумывайте истории. 
Хороши в данном случае радиотеатры, аудио записи стихов А.Барто и сказок А.С. Пушкина. Сенсорные занятия с песком, тестом, пластической массой, каштанами, шишками, пуговицами и другими материалами (« Интеллект ребёнка находится на кончиках его пальцев» - Монтессори). Также отлично помогают развивать артикуляционный аппарат кривлянья перед зеркалом, дыхательные упражнения (пускание мыльных пузырей, дуть в трубочку и пускать пузыри в стакане с водой, играть с ваткой – кто дальше задует и др.). А самое первое, в этом случае – это правильно кушать с ложки, снимая еду губами.
Вот что по этому поводу говорят специалисты 



Вот ещё несколько рекомендаций, игр для детей по становлению их речи.


В данной статье я опиралась на свои опыт, знания. С одной стороны они не столь глубоки, как у логопедов, с другой - я пыталась упростить всё до максимума, что бы было понятно обычным мамам, для которых диагноз ЗРР или любой другой - это паника, буря негативных эмоций, и только потом толчок к действию, но к какому они сами не знают. Поэтому, коллеги психологи, логопеды и воспитатели, делитесь своими знаниями, практическими рекомендациями в комментрариях или оставляйте ссылки на свои статьи. будем очень признательны.

3 комментария:

  1. Отличная статья! Только, наверное, все же стоит отметить, что все нормы речевого развития. это все лишь стандарт. Сейчас, почему-то весьма много детей, которые начинают говорить позже, вполне вероятно, им не хватает общения, нет необходимости говорить, но родители наткнувшись на эти нормы начинают таскать детей по врачам, вместо того, чтобы изменить ситуацию в семье. Помню такие случаи, когда мама трехлетнего ребенка жаловалась, что малыш не разговаривает, а когда ее спросили: "А ты с ним говоришь?", то ответ был: "А о чем с ним можно в таком возрасте разговаривать?!". Или еще одна ситуация, года ребенок в 2,5 года не говорил, но при этом в бытовом плане был весьма обучен. Мама сделала все для своего удобства - пользование, горком, ложками, чашками, самостоятельное одевание, при этом все практически молча, а сама спокойно стала заниматься своими делами, а когда спросили: "Какие вы книжки читаете?", то уверено заявила: "Ему еще рано, он ничего не понимает!". Частая ситуация, когда малыш только мычит, а мама сразу понимает его и кидается выполнять все на что он мыкнул. Или если ребенок сидит перед телевизором почти круглые сутки и не имеет достаточного живого общения. Дети здоровы, им нет необходимости получать специальную медицинскую помощь, а вот нормальное общение в семье им нужно.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, Анна. Именно с этой целью и писала статью, что бы сказать как важно общаться с ребёнком в семье. Но по поводу "стандарта" несколько не согласна. Речь ребёнка - это показатель его психического развития. И если в 2 "он ещё маленький, выговорится", то в 5 -учит, не это проблемы обучения: не слышит, не понимает, не пишет. Тут уже работа специалистов нужна. У меня в опыте был мальчик, который не мог говорить до 5 лет, хотя запоминал сходу 36 карточек, логика наглядно-образного мышления как у семилетнего. его в 6 лет взяли в гимназию в 1 класс. Но... писать он не мог (не соединял элементы букв, многое не воспринимал из прочитанного, как следствие - второй год в первом классе, перевели в другую школу. Это определённые нарушения. и каждый отдельный случай надо рассматривать отдельно. А общение дома - это неотъемлемая часть развития.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отсутствие речи до 5 лет должно иметь какие-то более глубокие причины. Я сейчас говорю об отставании от норм до 3-х лет. Молчуны до этого возраста - частое явление, и причина как раз не глубинная, а именно в отсутствии необходимости общаться (я про большинство случаев), при этом, как правило, таких детей прорывает в один момент и они моментально проскакивают все возрастные этапы. Ребенок в 6-8 месяцев с первым осознанным словом - один на сотню, а то и реже, и то это слово появляется ближе к 8 месяцам, нежели к 6. И далеко не у всех деток к 2 годам есть уже 300 слов в активном словаре, у многих они исчисляются десятками. И это нормально. Другое дело, что с этими детками нужно больше общаться, побуждать их к общению, но не повод бегать по врачам.

      Удалить