Доброго времени суток, уважаемый читатель. Вот снова снизошло
писать о наших любимых детках. Да, когда им пять – это уже не год и не три. Это
всё иначе, интереснее, круче.
Если в год – это забавно, в два – «ух ты, проявления
характера», в три – это «держитесь, родители, выстойте, понимая ребёнка», в
четыре: «ей, родитель, где твои границы?»,
то в пять, если Вы, уважаемые родители, смогли дать ребёнку достаточно
свободы, отстояли свои границы, то жизнь налаживается! Можно сказать: «Хух, как
же классно!». И при этом, да, всегда есть чему учиться у детей, есть что им
рассказывать, и нужно их направлять. Просто именно к пяти мы уже достаточно хорошо знакомы (ребёнок и родители), и знаем, как взаимодействовать (или не знаем, так как встречаемся редко - такое тоже довольно часто бывает)
Пять лет – это возраст принцесс, принцев и рыцарей. Да, в
год – это возраст животных, в два – дикарей, в три-четыре – завоевателей, то в
пять – это время Ренессанс: творчество, умиротворённость (хотя далеко не
всегда), ребёнок учится созидать, взаимодействовать с другими людьми, быть
ответственным и свободным одновременно.
Это время «Эгегей!!! Огого!!!» Времени ни на что не хватает.
Итак, о детях 5-ти лет:
1.
Они много уже знают (при условии, что Вы им
читали энциклопедии, водили в театры, зоопарки, на выставки, разные тренировки,
или просто позволяли смотреть в неограниченном количестве планшет – отличаться
будет только содержание и направленность этих знаний, а, соответственно, и
характер, мотивы поведения).опыты - опыты!Опыты! Опыты – ооочень важны для детей! в сети интернет. Которые расскажут
ребёнку и о физике уже не на уровне «тонет/не тонет», а более и интереснее «какпередаётся звук» и т.п.). Итак, дети нас учат саморазвитию. Что же мы? Мы
поддерживаем интерес ребёнка и даём пространство творчеству. Именно сейчас
актуально вести ребёнка на рисование, лепку из глины, на музыкальные занятия и
в филармонию, на спортивные секции и занятия иностранным языком. Прекраснейшее
время…
Которое требует от родителя последовательности, некоторой устойчивости и принятия ребёнка таким, какой он есть. Внимание! Ребёнок волен сам выбрать, куда ему идти! Это должен быть его выбор, а не амбиции родителей! Мы, родители, просто предлагаем и даём возможности. Ответ: «не у всех родителей есть возможность – чушь! У всех просто разные приоритеты: купить дорогие духи для себя или оплатить занятия ребёнка; выпить пива/вина или отвести на занятия…
О чём это для нас – родителей: о том, что нам тоже нельзя стоять на месте и оставаться с теми же знаниями – нам тоже предстоит теперь искать новую информацию, чему-то обучаться (английскому языку вместе с ребёнком, музыке, если дитё посещает музыкальные занятия, искать
Которое требует от родителя последовательности, некоторой устойчивости и принятия ребёнка таким, какой он есть. Внимание! Ребёнок волен сам выбрать, куда ему идти! Это должен быть его выбор, а не амбиции родителей! Мы, родители, просто предлагаем и даём возможности. Ответ: «не у всех родителей есть возможность – чушь! У всех просто разные приоритеты: купить дорогие духи для себя или оплатить занятия ребёнка; выпить пива/вина или отвести на занятия…
О чём это для нас – родителей: о том, что нам тоже нельзя стоять на месте и оставаться с теми же знаниями – нам тоже предстоит теперь искать новую информацию, чему-то обучаться (английскому языку вместе с ребёнком, музыке, если дитё посещает музыкальные занятия, искать
О переутомлении: если ребёнку
нравится то, чем он занимается, Вы нашли его тренера (человека по темпераменту
и характеру, с которым ребёнку комфортно), то даже 3 разных вида деятельности в
один день – на легке (при условии, что соблюдаете режим дня и ребёнок имел время на поспать, иначе, как не крути, а к вечеру напряжение перерастёт в крики и несдержанность дитя). Переутомление не грозит. Если одна тренировка длинною
даже в час и ребёнок идёт только потому, «что родители сказали» - всё,
переутомление Вам гарантированно. Вопрос не во времени и количестве занятий, а
в том эмоциональном напряжении, которое ребёнок испытывает/не испытывает,
посещая подобные занятия. Вспомните себя, когда Вы за 1 минуту стресса теряли
все силы.
О требовательности: и,
соответственно, если ребёнок испытывает страх, что не оправдал Ваши ожидания
(Ваша планка для него высока: «он может лучше» - распространённое), если Вы
многого хотите, то получите соответственно, тревогу, страхи у ребёнка в меньшей
мере и психические расстройства по максимуму – психиатрия молодеет (так, Вам на
заметочку). Принимая ребёнка таким , какой он есть, давая ему возможность самореализовыватся, требовать не приходится - в удовольствие всё делается САМО.
Есть место требовательности в случаях, когда ребёнок гиперактивен, у него имеются нарушения аутичного спектра или умственных процессов. Тогда ребёнка нужно принимать - да, но идти на поводу - нет. Есть рамки возрастные (это знания, умения, навыки для конкретного возраста), в которые ребёнка ставим. Когда специалист знает, что ребёнок способен уметь и знать в этом возрасте, он будет требовать от дитя вовлечённости и работы. Иначе, в данном случае, ребёнок не будет продвигаться в своём развитии.
Есть место требовательности в случаях, когда ребёнок гиперактивен, у него имеются нарушения аутичного спектра или умственных процессов. Тогда ребёнка нужно принимать - да, но идти на поводу - нет. Есть рамки возрастные (это знания, умения, навыки для конкретного возраста), в которые ребёнка ставим. Когда специалист знает, что ребёнок способен уметь и знать в этом возрасте, он будет требовать от дитя вовлечённости и работы. Иначе, в данном случае, ребёнок не будет продвигаться в своём развитии.
Итак, далее о пятилетках.
2.
К пяти годам у ребёнка уже большущий круг
общения и много друзей (опять же при условии, что Вы давали возможность ребёнку
посещать разные занятия, мероприятия, сами дружелюбны и непредвзяты, честны в
отношениях с другими людьми; плюс, при условии, что он экстраверт, для интроверта достаточно 1-2 хороших друзей и ему с ними комфортно, но они есть!)). У ребёнка есть потребность в общении, в
совместных играх с другими детьми. Именно детьми, а не взрослыми – это важно понимать.
Именно в кругу одногодок ребёнок учиться адекватной самооценке, ищет пути взаимодействия и формирует свою жизненную позицию лидера, ведомого или загнанного. Как он это делает? Он отражает родителей: смелых или строптивых, тех, кто живёт легко и на позитиве или тех, кто боится всего, закрыт и т.д. Если Вам что-то не нравится в поведении Вашего ребёнка – становитесь перед зеркалом честности и присматривайтесь к себе. Да, все дети хотят быть «главными». Но кто-то боится, кто-то делает это за счёт другого, кто-то просто ещё не умеет. И здесь важно показать, рассказать, прочитать соответствующую психотерапевтическую сказку об ответственности, честности, уважении, милосердии в этом возрасте. Берём на вооружение книгу «Начала мудрости» Лопатиной, Скребцовой.
Именно в кругу одногодок ребёнок учиться адекватной самооценке, ищет пути взаимодействия и формирует свою жизненную позицию лидера, ведомого или загнанного. Как он это делает? Он отражает родителей: смелых или строптивых, тех, кто живёт легко и на позитиве или тех, кто боится всего, закрыт и т.д. Если Вам что-то не нравится в поведении Вашего ребёнка – становитесь перед зеркалом честности и присматривайтесь к себе. Да, все дети хотят быть «главными». Но кто-то боится, кто-то делает это за счёт другого, кто-то просто ещё не умеет. И здесь важно показать, рассказать, прочитать соответствующую психотерапевтическую сказку об ответственности, честности, уважении, милосердии в этом возрасте. Берём на вооружение книгу «Начала мудрости» Лопатиной, Скребцовой.
Сейчас дети начинают понимать, что все
люди/друзья разные и с каждым нужно вести себя по-другому, оставаясь собой. И
только в группе одногодок они научаются адаптироваться в Мире людей.
3.
Дети пяти лет «много знают», а вопросы задавать
разучиваются. Иногда причиной этому становятся родительские «подожди», «не
сейчас», незнание как ответить на «неудобные вопросы по типу «мы что, все
умрём?», когда вы едете в маршрутке и просто потом не отвечаем и т.п. Поэтому
ВАЖНО учить детей задавать вопросы! Учить формировать свою мысль, обращённую к
кому-то. Мы на занятиях, к примеру, учимся формировать запрос для Гугл
поисковика: «Как дышат рыбы?», «какие рыбы живут в аквариуме?» - и это, как
оказывается, сложно. Большинство детей в пять лет уже не задают вопросы, потому,
что родители опережают этот момент и дают готовый ответ заранее, минуя стадию
вопроса. А как же тогда без родителя? Как ребёнок поймёт, что именно он хочет
узнать?
4.
Волевая сфера. Прежде всего волевая сфера
ребёнка пяти лет – это результат труда родителей ДО… научили ребёнка
самостоятельно одеваться/раздеваться – респект и уважение таким родителям. Вы
молодцы. Ребёнок умеет прикладывать усилия. Водили на занятия или в детский
сад, где есть разумные требования и где формировали навык слушать и принимать
инструкцию (задание), выполнять её. Молодцы! Супер. Если нет, то Вы ещё в
возрасте 3,5-4 лет, даже если у Вашего ребёнка пять пядей во лбу и он САМ
ЧИТАЕТ. Что сейчас? Сейчас важно научить ребёнка формировать свои чувства,
мысли в словесную форму и доносить их к другому человеку: вместо «Я хочу пить!»
- «Дайте, пожалуйста воды/чай/компот», вместо «Мне жарко!» - «Можно я сниму
кофту? Мне жарко». Это об осознании своего состояния, о работе второй сигнальной системы (ой, как сложно с ней бывает!!) и о процессе мышления:
причинно-следственные связи.
5.
Эмоции – они всё так же разные, разнообразные, и
если ребёнок устал, он капризничает, повышает голос на родителя и не слушается.
Просто не доводите до такого состояния. Находите время и место для разгрузки – СОН! Детский, полноценный СОН! детские площадки, на которых можно бегать, кричать и испускать пар, время для рисования
и продюсерских игр, в которых ребёнок проигрывает свои чувства, мысли,
конфликты. Кстати, заметила, что современные дети мало берут на себя
ответственность быть мамой, играя в кукол, водителем и т.п. (сюжетно-ролевые
игры), им хочется руководить – это продюсерские игры. О чём это? О слабо
развитой волевой сфере или о новом типе людей, которые хотят жить вне правил и
ответственности? Или о том поколении, которое решает свои комплексы и
внутренние конфликты? Не знаю.
Пять лет – это не так много, но уже
так немало. И в этом возрасте, как и все предыдущие года детям нужны родители
всецело – их любовь и внимание, их принятие и понимание, единство требований и
родительская твёрдость.
Мудрости, терпения нам, родителям и безграничной любви к детям)
Мудрости, терпения нам, родителям и безграничной любви к детям)
Комментариев нет:
Отправить комментарий