Страницы

8 апр. 2018 г.

О пятилетках. Послание от мамы)


Доброго времени суток, уважаемый читатель. Вот снова снизошло писать о наших любимых детках. Да, когда им пять – это уже не год и не три. Это всё иначе, интереснее, круче.
Если в год – это забавно, в два – «ух ты, проявления характера», в три – это «держитесь, родители, выстойте, понимая ребёнка», в четыре: «ей, родитель, где твои границы?»,  то в пять, если Вы, уважаемые родители, смогли дать ребёнку достаточно свободы, отстояли свои границы, то жизнь налаживается! Можно сказать: «Хух, как же классно!». И при этом, да, всегда есть чему учиться у детей, есть что им рассказывать, и  нужно их направлять. Просто именно к пяти мы уже достаточно хорошо знакомы (ребёнок и родители), и знаем, как взаимодействовать (или не знаем, так как встречаемся редко - такое тоже довольно часто бывает)

Пять лет – это возраст принцесс, принцев и рыцарей. Да, в год – это возраст животных, в два – дикарей, в три-четыре – завоевателей, то в пять – это время Ренессанс: творчество, умиротворённость (хотя далеко не всегда), ребёнок учится созидать, взаимодействовать с другими людьми, быть ответственным и свободным одновременно.
Это время «Эгегей!!! Огого!!!» Времени ни на что не хватает.
Итак, о детях 5-ти лет:
1.       Они много уже знают (при условии, что Вы им читали энциклопедии, водили в театры, зоопарки, на выставки, разные тренировки, или просто позволяли смотреть в неограниченном количестве планшет – отличаться будет только содержание и направленность этих знаний, а, соответственно, и характер, мотивы поведения).опыты - опыты!Опыты! Опыты – ооочень важны для детей! в сети интернет. Которые расскажут ребёнку и о физике уже не на уровне «тонет/не тонет», а более и интереснее «какпередаётся звук» и т.п.). Итак, дети нас учат саморазвитию. Что же мы? Мы поддерживаем интерес ребёнка и даём пространство творчеству. Именно сейчас актуально вести ребёнка на рисование, лепку из глины, на музыкальные занятия и в филармонию, на спортивные секции и занятия иностранным языком. Прекраснейшее время…
Которое требует от родителя последовательности, некоторой устойчивости и принятия ребёнка таким, какой он есть. Внимание! Ребёнок волен сам выбрать, куда ему идти! Это должен быть его выбор, а не амбиции родителей! Мы, родители, просто предлагаем и даём возможности. Ответ: «не у всех родителей есть возможность – чушь! У всех просто разные приоритеты: купить дорогие духи для себя или оплатить занятия ребёнка; выпить пива/вина или отвести на занятия…

О чём это для нас – родителей: о том, что нам тоже нельзя стоять на месте и оставаться с теми же знаниями – нам тоже предстоит теперь искать новую информацию, чему-то обучаться (английскому языку вместе с ребёнком, музыке, если дитё посещает музыкальные занятия, искать
О переутомлении: если ребёнку нравится то, чем он занимается, Вы нашли его тренера (человека по темпераменту и характеру, с которым ребёнку комфортно), то даже 3 разных вида деятельности в один день – на легке (при условии, что соблюдаете режим дня и ребёнок имел время на поспать, иначе, как не крути, а к вечеру напряжение перерастёт в крики и несдержанность дитя). Переутомление не грозит. Если одна тренировка длинною даже в час и ребёнок идёт только потому, «что родители сказали» - всё, переутомление Вам гарантированно. Вопрос не во времени и количестве занятий, а в том эмоциональном напряжении, которое ребёнок испытывает/не испытывает, посещая подобные занятия. Вспомните себя, когда Вы за 1 минуту стресса теряли все силы.
О требовательности: и, соответственно, если ребёнок испытывает страх, что не оправдал Ваши ожидания (Ваша планка для него высока: «он может лучше» - распространённое), если Вы многого хотите, то получите соответственно, тревогу, страхи у ребёнка в меньшей мере и психические расстройства по максимуму – психиатрия молодеет (так, Вам на заметочку). Принимая ребёнка таким , какой он есть, давая ему возможность самореализовыватся, требовать не приходится - в удовольствие всё делается САМО.
Есть место требовательности в случаях, когда ребёнок гиперактивен, у него имеются нарушения аутичного спектра или умственных процессов. Тогда ребёнка нужно принимать - да, но идти на поводу - нет. Есть рамки возрастные (это знания, умения, навыки для конкретного возраста), в которые ребёнка ставим. Когда специалист знает, что ребёнок способен уметь и знать в этом возрасте, он будет требовать от дитя вовлечённости и работы. Иначе, в данном случае, ребёнок не будет продвигаться в своём развитии.
Итак, далее о пятилетках.
2.       К пяти годам у ребёнка уже большущий круг общения и много друзей (опять же при условии, что Вы давали возможность ребёнку посещать разные занятия, мероприятия, сами дружелюбны и непредвзяты, честны в отношениях с другими людьми; плюс, при условии, что он экстраверт, для интроверта достаточно 1-2 хороших друзей и ему с ними комфортно, но они есть!)). У ребёнка есть потребность в общении, в совместных играх с другими детьми. Именно детьми, а не взрослыми – это важно понимать.


Именно в кругу одногодок ребёнок учиться адекватной самооценке, ищет пути взаимодействия и формирует свою жизненную позицию лидера, ведомого или загнанного. Как он это делает? Он отражает родителей: смелых или строптивых, тех, кто живёт легко и на позитиве или тех, кто боится всего, закрыт и т.д. Если Вам что-то не нравится в поведении Вашего ребёнка – становитесь перед зеркалом честности и присматривайтесь к себе. Да, все дети хотят быть «главными». Но кто-то боится, кто-то делает это за счёт другого, кто-то просто ещё не умеет. И здесь важно показать, рассказать, прочитать соответствующую психотерапевтическую сказку об ответственности, честности, уважении, милосердии в этом возрасте. Берём на вооружение книгу «Начала мудрости» Лопатиной, Скребцовой.
Сейчас дети начинают понимать, что все люди/друзья разные и с каждым нужно вести себя по-другому, оставаясь собой. И только в группе одногодок они научаются адаптироваться в Мире людей.
3.       Дети пяти лет «много знают», а вопросы задавать разучиваются. Иногда причиной этому становятся родительские «подожди», «не сейчас», незнание как ответить на «неудобные вопросы по типу «мы что, все умрём?», когда вы едете в маршрутке и просто потом не отвечаем и т.п. Поэтому ВАЖНО учить детей задавать вопросы! Учить формировать свою мысль, обращённую к кому-то. Мы на занятиях, к примеру, учимся формировать запрос для Гугл поисковика: «Как дышат рыбы?», «какие рыбы живут в аквариуме?» - и это, как оказывается, сложно. Большинство детей в пять лет уже не задают вопросы, потому, что родители опережают этот момент и дают готовый ответ заранее, минуя стадию вопроса. А как же тогда без родителя? Как ребёнок поймёт, что именно он хочет узнать?
4.       Волевая сфера. Прежде всего волевая сфера ребёнка пяти лет – это результат труда родителей ДО… научили ребёнка самостоятельно одеваться/раздеваться – респект и уважение таким родителям. Вы молодцы. Ребёнок умеет прикладывать усилия. Водили на занятия или в детский сад, где есть разумные требования и где формировали навык слушать и принимать инструкцию (задание), выполнять её. Молодцы! Супер. Если нет, то Вы ещё в возрасте 3,5-4 лет, даже если у Вашего ребёнка пять пядей во лбу и он САМ ЧИТАЕТ. Что сейчас? Сейчас важно научить ребёнка формировать свои чувства, мысли в словесную форму и доносить их к другому человеку: вместо «Я хочу пить!» - «Дайте, пожалуйста воды/чай/компот», вместо «Мне жарко!» - «Можно я сниму кофту? Мне жарко». Это об осознании своего состояния, о работе второй сигнальной системы (ой, как сложно с ней бывает!!) и о процессе мышления: причинно-следственные связи.
5.       Эмоции – они всё так же разные, разнообразные, и если ребёнок устал, он капризничает, повышает голос на родителя и не слушается. Просто не доводите до такого состояния. Находите время и место для разгрузки – СОН! Детский, полноценный СОН! детские площадки, на которых можно бегать, кричать и испускать пар, время для рисования и продюсерских игр, в которых ребёнок проигрывает свои чувства, мысли, конфликты. Кстати, заметила, что современные дети мало берут на себя ответственность быть мамой, играя в кукол, водителем и т.п. (сюжетно-ролевые игры), им хочется руководить – это продюсерские игры. О чём это? О слабо развитой волевой сфере или о новом типе людей, которые хотят жить вне правил и ответственности? Или о том поколении, которое решает свои комплексы и внутренние конфликты? Не знаю.
Пять лет – это не так много, но уже так немало. И в этом возрасте, как и все предыдущие года детям нужны родители всецело – их любовь и внимание, их принятие и понимание, единство требований и родительская твёрдость.
Мудрости, терпения нам, родителям и безграничной любви к детям)

Комментариев нет:

Отправить комментарий