Страницы

27 мар. 2015 г.

Как сказать ребенку "НЕЛЬЗЯ", чтобы он услышал



Ребенок с первых дней своей жизни начинает воспринимать этот мир. Уже через несколько недель он рассматривает игрушку, лицо матери, затем исследует свои ручки, ножки и т.д. Совсем скоро его исследовательский пыл, его любознательность становятся настолько сильными, что очень часто доставляют немало хлопот родителям. Ребенок пытается кругом залезть, все попробовать на зуб, пощупать. Малыш находится в абсолютном неведении о последствиях своих действий. И тут перед родителями встает большой соблазн запретить, сказать ребенку «нет». Помня о том, что запретов должно быть минимум, давайте разберемся, как правильно их ставить.



ПОМНИТЕ, ЗАПРЕЩАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА, А НЕ ЧУВСТВА, НЕ ЭМОЦИИ. Нельзя злиться, нельзя плакать, или бояться – все это невыполнимые запреты. Ребенок, как и любой взрослый, имеет право на чувства. Другое дело как эти чувства проявлять. Лучше покажите, каким приемлемым способом можно выразить свой гнев, раздражение, что сделать со страхом и т.п.

1. Избегайте запретов. Огромное количество «нельзя» является вредным для полноценного развития ребенка (см. Родительское "НЕЛЬЗЯ"). Если очень часто употреблять слово «нельзя» или «нет», они быстро теряют свое значение, как и приевшаяся игрушка. Если ребенок маленький, - просто отвлеките его от запретной деятельности.


Пока это сделать очень легко. Покажите что-то интересное, предложите что-то любимое и т.д. Старайтесь предотвратить ситуации, в которых вам придется говорить ребенку «нет». Для этого уберите все колющие, режущие предметы, закройте на ключ сейф с документами, поставьте выше стеклянную вазу, поставьте заглушки на розетки… Чтобы даже соблазна не возникало все это трогать. Наоборот, создавайте условия, чтобы ребенок мог удовлетворять свой познавательный интерес. Для этого оставьте приоткрытой дверцу той тумбочки, в которую можно залезть, припрячте, но так, чтобы дите могло легко найти, неработающий пульт от телевизора, или телефон. Оставьте в поле зрения ребенка только то, что МОЖНО.
Если избежать запрета не удалось:

2Замените слова «нет» и «нельзя» другими фразами. Широко известный тот факт, что частица «не» в речи не воспринимается. То есть «не рисуй на обоях» слышится ребенком, как «рисуй на обоях». Кроме того, как я упомянула выше, это грозит обесцениванием этих слов. Если вы хотите, чтобы чудо-чадо слышало ваше «нет», употребляйте его как можно реже. Скажите: «стоп», «остановись», «лучше сделай так», «хорошо было бы сделать…», «будь осторожен – это опасно», «воспитанные люди делают…», «по лужам ходим только в резиновых сапогах»…

3. Объясняйте причину. Если бы вам сказали «нельзя кушать этот торт», какая была бы ваша первая реакция? Я больше, чем уверена, что вы спросили б «А почему?». Сказав ребенку «Не лезь», мы просто ограничиваем его свободу, не оставляя ему выбора. Но если объяснить: «Это слишком высокая горка, лучше пойдем на другую - она безопасней», ребенок имеет выбор, и поверьте, после ваших объяснений он примет правильное решение. Но следите за тем, чтобы ваше объяснение было понятно ребенку. Говорите просто, на его языке. Если дите еще не может всего понять, просто отвлеките или унесите его.

4. Следите за тем, чтобы интонация была нейтральной. Если вы проявите эмоции, ребенок воспримет их в свою сторону. Родитель злится или раздражается – значит я плохой, он меня больше не любит; веселится – значит это просто игра. Чем спокойней и уверенней вы произнесете слова запрета, тем спокойней воспримет его ваш ребенок.

5. Предлагайте альтернативу. На каждое нельзя, после объяснения причин, должно быть свое можно. Обязательно запретив что-то ребенку, предложите ему другое, альтернативное действие. Нельзя рисовать по обоям, но если заклеить стену бумагой - то можно, или на мольберте можно, нельзя пинать кошку, а вот мячик можно и т.п. Запрет ограничивает свободу, и естественно, услышав такое ограничение, хочется сделать наоборот. Запретный плод сладок... Но если сразу после запрета последует альтернатива - ребенок воспринимает это как возможность выбора.

6.. Будьте последовательны. Если уже сказали «нет», значит НЕТ. И другие члены семьи тоже должны знать об этом «нет». Если мама запретила, а папа разрешает – это провоцирует ребенка на манипуляции, кроме того порождает тревогу и дискомфорт, для ребенка мир становится неструктурированным, а значит – не безопасным. НО! Если ваш ребенок вступил с вами в диалог и, если ему удалось переубедить вас, не бойтесь разрешить, ведь таким образом вы показываете, что вы ему доверяете, а также, что любые преграды можно преодолеть, решить спокойно. В дальнейшем ребенок будет более уверен в себе, в своих силах, будет смело вступать в дискуссии. Будьте внимательны: только если ребенок самостоятельно смог с вами именно договориться, а не продавил вас хныканием или еще чем-то.

7. Очень важной является система родительских ТАБУ см.Ротительские табу. Табу – это и есть запрет, но его никогда и ни при каких обстоятельствах, даже при попытке договориться, нельзя нарушать. Например «Нельзя бить маму» или «Нельзя открывать окно» и т.п. У каждой семьи своя система табу, ведь то, что нормально воспринимается в одной, может быть совсем неприемлемо в другой. Помните таких табу должно быть 2-3, не больше. Если будет больше трех, их значимость сойдет на нет.

И на последок напомню: ЗАПРЕЩАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА, А НЕ ЧУВСТВА, НЕ ЭМОЦИИ.

1 комментарий: