«Зачем отдавать ребенка в детский сад? Лучше нанять няню…»,
«У нас хорошая няня. Нам детский сад не нужен» или
«Детский сад? Частный –
дорого, государственный – плохо. Лучше няню возьмем» - такие мысли рано или
поздно возникают у многих родителей. Одни вздыхают, мол на няню денег нет, и
ведут в детский сад, а есть мудрые люди и вместо «нанять няню» берут и ведут
свое чадо в частный детский сад (и нисколько это не дороже выходит!!!) или в
государственный ( и не так там уж и плохо оказывается!!!)
Как вы поняли, мы придерживаемся мнения, что для ребенка все
же детский сад лучше, чем няня, бабушка или любой другой подобный вариант.
Итак, разберемся во всех преимуществах посещения ребенком
детского сада.
1.
В
условиях детского сада у ребенка воспитываются самоорганизованность.
В детском саду есть режим дня, а это значит, что ребенок начинает жить по
времени и быть во времени, а не вне его (когда хочу, тогда просыпаюсь, кушаю,
играю) это воспитывает у него пунктуальность, самоорганизованность. Малыш,
привыкает к режиму дня и у него вырабатываются привычки: привычка делать
зарядку ( а это не только «организм просыпается», это умение выполнять
упражнения вместе, это самоконтроль и дисциплина), убирать игрушки перед
прогулкой, привычка мыть руки после прогулки, перед едой, привычка отдыхать днем - обеденный сон, при том, все это он делает
САМ, без указаний и контроля взрослых!!! Это важно для его самооценки, для
осознания себя, как самостоятельной личности. Если делает САМ, то и
ответственность берет на себя. Кроме того, зная какой режимный момент следует
за каким, ребенок организовывает свою деятельность САМ!!! А значит, он уже
планирует!!!
Почему это не происходит в
условиях дома? Во-первых, дом – это территория ребенка, где он хозяин и делает
то, что ему хочется. Няня, бабушка или дедушка редко могут настоять на
выполнении ребенком того, что надо: вовремя проснуться – пусть поспит, сколько
у него того детства; сделать зарядку – зачем она нужна, он и так много
двигается; позавтракать – печеньку с молочком съел и хватит, ну а что, если он
больше не хочет - в печеньке много углеводов,
но мало витаминов и белка; вовремя пойти
на прогулку – ну пусть свой мультик досмотрит, что жалко? Я не утверждаю, что
так происходит у всех, наверное, есть исключения… Но, как показывает практика,
в жизни преимущественно так, ведь бабушки, как известно балуют, боятся обидеть,
а няни не могут настоять, боятся, чтоб ребенок не пожаловался родителям, ведь бывает,
что чудо-чадо, если не хочет чего-то делать, даже приходит к хитростям: «мне с
няней не интересно, она плохая, заставляет меня» и т.п.
2.
Воспитывается
самостоятельность!!! В детском саду ребенка учат самостоятельно
одеваться, раздеваться, кушать (если он еще не умеет) или просто дают свободу
его САМСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Это тоже очень важно. Важно для его самооценки, ребенок
гордится собой, когда он САМ что-то делает. Работая в детском саду, я видела
детей, которые в 3-4 года не умели ни одеться, ни раздеться, ни самостоятельно
кушать. При этом родители считали это нормой. Как психолог и педагог, я просто
удивлялась и начинала с воспитателями работу – они с детьми (научить всему), я
с родителями (объяснить как важно для ребенка уметь все делать самостоятельно).
Теперь, когда у меня дочь, в год и четыре САМА научилась снимать сандалии,
шорты, юбки, а в год и шесть месяцев –
одевать все это (пусть где-тоне правильно, но сама) + футболки, платья, а диву даюсь, как можно заглушить детскую
самостоятельность!!! При этом, моя малышка не
исключение, ее подружки тоже все это делают.
«Она у нас сама не обувается! Это Вы ее неправильно
обули!!! Вас уволить надо!» - кричала как-то на меня бабушка трехлетней
девочки, когда я подменяла воспитателя (в садах так бывает – все педагоги –
одна семья и должны помогать друг другу). На самом деле, просто отойдите и не
мешайте, когда ребенок пытается САМ что-то хорошее сделать, одеться, например.
Нет, мы спешим – «Быстрее, мы не успеваем!», нервничаем – «Неправильно!», и
убиваем зерна самостоятельности в ребенке. А после трех лет поздно – ребенок уже
ПРИВЫК быть «куклой», которую одевают, раздевают, которой говорят, что делать и
как.
3.
Еще
детские сады призваны подготовить молодого человека к школе. Занятия
в детском саду систематичны и разнообразны, что формирует у малыша глубокие и разносторонние знания. Воспитательно-развивающий процесс проходит в
группе одногодок, где ребенок может сравнить свои возможности и знания в той
или иной сфере (изобразительная деятельность, физическая культура, речевая
деятельность, вокальные данные, грамота, письмо, математика и т.д. – в зависимости,
какие занятия, кроме основных, ведутся в детском саду). Снова же, так формируется
у ребенка его адекватная самооценка. Плюс,
он учится работать в группе: взаимодействовать,
высказать при всех свое мнение, формируется выдержка – «Так хочется сейчас
сказать! Я знаю! Нужно подождать, Вася договорит…» Это не занятия с репетиторами
на дому!!! - они дают глубокие знания,
но научить работать в группе не могут. Можно пойти в развивающий центр – как вариант,
но 3-4 занятия в день (а не в неделю!!!) – больно бьют по карману.
4.
В
условиях детского сада у ребенка формируется адекватная самооценка. Только
сравнив свои возможности (заметьте, ВОЗМОЖНОСТИ, а не себя) с умениями одногодок,
малыш начинает осознавать, где у него получается лучше, а где он еще должен
поработать и дотянуться (вырабатывается целеустремленность). ВНИМАНИЕ!
Родители, поддержите ребенка в трудный момент: «Ты сможешь, у тебя получится. Попробуй
чуть позже», «У тебя прекрасные черные волосики, как у твоей мамы, карие глазки,
как у папы. Ты наша неповторимая девочка и мы тебя больше всех любим. А у Кати
своя мама, свой папа, и она похожа на них – красивая белокурая девочка. Вы
разные, тем и прекрасные». НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!!! Сравнивать можно
только поведение и возможности самого
ребенка, какие они у него были вчера и какими стали сегодня.
Почему это не происходит на детских площадках? Там игры и
знакомства ситуативны, непостоянны и всегда можно уйти к маме (няне, бабушке),
если что-то не получится – формируется бегство от трудностей.
5.
И последнее, только в группе детского сада у
ребенка возникают настоящие чувства дружбы, сопереживания, ответственности не
только за себя, но и за других детей. Плюс ребенок учится отстаивать свое
мнение и свои желания. В детском саду
ребенок находится 9-10 часов!!! Рядом с ним его друзья, с которыми приходится
договариваться, идти на компромисс, придумывать игру и выполнять ее условия (а
не делать как хочу – ребята не поймут), где-то уступать, а где-то отстаивать
свою точку зрения, быть независимым от мнения других, если оно противоречит
собственным убеждениям. Это интересно наблюдать нам как взрослым, это очень
важно детям, как личностям.
Няни, бабушки, дедушки, сами родители могут заменить
воспитателей, но заменить детский коллектив – нет. А это первый и очень важный
для малыша опыт социального взаимодействия вне семьи.
Удачи Вам, родители, самостоятельности и уверенности в своих
возможностях Вашим деткам!
Да, вот еще, милые, в саду ребенок учиться играть!!! Это важно, так как это и взаимодействие, и социальные роли, и планирование,и... психотерапия!!!
ОтветитьУдалитьУ меня еще одно важное дополнение, детский сад нужен маме, т.к. она не робот, и ей тоже надо отдыхать. Отдыхать в моем случае - это значит делать домашние дела вместе с малышом. А часто можно услышать непонимание, зачем мамы-декретницы водят в сад старших детей. Вот ответ - читать выше!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо, еще раз перечитала, посмотрев с другого ракурса. Сегодня, наконец, собралась с силами, чтобы написать, что я отдала малыша в 2 года в сад. Опять взбудоражила свою совесть. Честно говоря, ожидала, что придется отбиваться от шквала "правильных" мам, которые считают сад вселенским злом, а ребенка 2-х лет - младенцем. Пока тишина.) Уже не первый раз вы поддержали меня адекватным взглядом на вещи и своим виденьем проблемы изнутри.
ОтветитьУдалитьА про няню думаю так, что это редкое явление, по-крайней мере у нас на периферии. Обычно мама идет работать, чтобы помогать мужу содержать семью. Редко бывает, что у мамы зарплата намного выше, чем у няни. А бабушки, какие бы не были образованные и продвинутые, все же и правда балуют детей. Бывает, что после выходных у моих родителей мальчишек просто не узнать!
Марина, спасибо за статью. Прочитала сегодня благодаря наводке Олеси Царёвой. Недавно столкнулась с ситуацией выбора между няней и частным садиком. Но у меня крошке всего год и два месяца. Выбор совершила в пользу садика.
ОтветитьУдалить