Итак, мы уже выяснили, что не только драки и порча игрушек есть проявлениями агрессии. И обзывалки, и ябедничество, и угрозы с уст детей - это тоже агрессивное поведение. См. Поговорим о агрессии.
Но, откуда это у милейшего, добрейшего ребеночка? Почему ни с того ни с сего он замахивается лопаткой на девочку в розовом платьице? Почему падает на колени и начинает биться головой об асфальт? Откуда это постоянное желание все поломать и разрушить?..
- Первая причина агрессивности и та, которую в первую очередь необходимо исключить - это то или иное заболевание центральной нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому психиатру, психоневрологу. Вылечив основное заболевание, агрессивность уйдет, как симптом.
Заболевание исключили. Пойдем дальше. Агрессивное поведение возникает как реакция вследствие таких чувств, как злость, гнев, раздражение; его провоцирует ощущение психического или физического дискомфорта, стресс, фрустрация. Кроме того агрессия может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Итак, самое важное, на чем я хочу остановиться, это то, что гнев и злость - это нормальные чувства, которые присущи каждому человеку. Каждому!!! И ребенок - не исключение. То есть агрессия - это норма. На самом деле главная задача агрессии - это самозащита. Защита от травмирующей ситуации, от дискомфорта, от стресса и т.п. И если каким либо способом избавить человека агрессии - он потеряет желание бороться за достижения а также потеряет способность к защите. Агрессия - это энергия. Если ее сдерживать, она никуда не денется, а направится вовнутрь человеческого организма и психики, а это приведет к саморазрушению (в форме заболеваний, травм и т.д.). По этому агрессия должна иметь выход. Но чтобы агрессия не приносила вред и дискомфорт человеку и его окружению важно трансформировать ее в социально приемлемые формы.
Так сложилось в нашем обществе, что агрессия считается чем-то ужасным, плохим и неприемлемым. Особенно это касается детей. Родителям сложно принять, что их малыш - это доброе, милое существо, может испытывать такие же чувства, как и взрослый человек. А ребенок точно так же злится, сердится, раздражается. Эти чувства возникают у него так же легко и закономерно, как у нас. Но проявлять их родители очень часто запрещают, стыдят за эти чувства, требуют избегать их. А куда же тогда им деваться? Ребенок подавляет эти чувства в себе, поскольку чувствует стыд или вину за их появление. Они накапливаются в большой ком и потом проявляются с удвоенной силой.
- Таким образом следующей причиной агрессивного поведения ребенка являются накопленные чувства гнева, злости, обиды, которые не имели выхода, подавлялись в силу тех или иных обстоятельств.
- Еще одной причиной агрессивного поведения может быть то, что агрессия возникает как средство психологической защиты. Ведь не зря говорят: "Лучшая защита - это нападение". Итак, агрессией ребенок защищается. "Но от чего?" - возникнет вопрос. Чаще всего дети дошкольного возраста защищаются от дискомфорта, который они ощущают в семье; от непринятия их родителями. Таким образом их агрессивность является лишь проявлением (симптомом) гораздо более серьезного нарушения - отсутствия базового доверия к миру. В этом случае ребенок своей агрессивностью зовет на помощь, пытается обратить внимание на те чувства, с которыми сам справиться не в силах. Ребенок чувствует, что агрессия - это единственный способ проявить свою силу и выжить. Агрессию малыша провоцирует его окружение, которое не принимает ребенка таким, каков он есть, не любит его безвозмездно, с которым малышу эмоционально дискомфортно.
- Следующая причина - это нарушения семейного воспитания. Непоследовательность (например, мама разрешает, папа запрещает), вседозволенность или наоборот чрезмерное количество запретов, слишком сильная организованность... Если, например, не обращать внимание на агрессивное поведение ребенка (что делают многие родители, обясняя тем, что перерастет), то вскоре ребенок решит, что это абсолютно нормальное поведение и реагировать по-другому не имеет смысла. Если же все запрещать и слишком много требовать от ребенка, ребенка начнут преполнять негативные чувства, которые вскоре спровоцируют агрессию.
- Также агрессия может быть результатом накопленной энергии. Все мы знаем, что у детей "батарейка" разряжается очень медленно))) Здоровый ребенок постоянно движется, всем интересуется, он не может долго сидеть на месте. Если же ему запрещать бегать, прыгать, заставлять сидеть тихо на лавочке, чтобы не вспотеть и не заболеть, или не упасть и не сломать ноги, вся энергия, которая никуда не денется просто так, найдет выход через ругие ворота - агрессивность.
- Возможно, малыш проявляет агрессию потому, что не умеет по-другому, не знает как другим способом получить желаемое, не знает как правильно общаться с другими детьми... Малыш еще не умеет общаться, не знает как поступить, если ему что-то не понравилось в игре со сверстниками (это касается маленьких детей, или тех, которые в силу разных причин долго не попадали в окружение сверстников). Первое, что приходит ему в голову - это ударить обидчика. И он это делает. С этим поведением очень легко справиться. Просто покажите малышу как правильно поступить. Скажите, что все можно решить словами, объясните, что другому больно, обидно и неприятно, попросите представить, если б его так же ударили. Еще один момент: если дома ребенок видит ссоры и драки между родителями, если физическое наказание, шлепки по рукам, по попе, по щекам, подзатыльники в семье считаются нормой, ребенок также считает, что ударить девочку лопаткой по руке - это единственный способ обьяснить ей, что нельзя трогать замок, только что им построенный. Маленькийчеловек, который пришел в этот мир, еще не знает всего, он впитывает, как губка, все модели поведения значимых взрослых. По этому можно с уверенностью в 99% сказать, что агрессивный ребенок бит дома. Если не ремнем, то по рукам.
- Еще одна причина, которую выделяют психологи - это нарушение исследовательской активности ребенка. Маленький ребенок ударит маму по щеке и смотрит, а что будет дальше. Толкнет другого ребенка и наблюдает с интересом развитие событий. Такие "исследования" часто свойственный детям с нарушениями развития эмоциональной сферы, поскольку они не могут оценить эмоциональные последствия своих действий.
Таким образом, познакомившись с возможными причинами агрессивного поведения ребенка, мы видим, что именно мы, родители, несем ответственность за проявления агрессии в нежелательных формах нашими детьми. И только мы, родители, являясь значимыми взрослыми для ребенка, можем что-либо изменить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий