«Совсем ничего не ест», «Стала
плохо есть в последнее время» - такие и подобные высказывания зачастую
становятся темой для обсуждения между мамочками.
Почему же ребенок плохо ест? И как считать, что действительно плохо? Что
делать?
Давайте сперва разберем, что такое «плохо ест».
Зачастую мы, родители, а в большей степени мамы (ведь у нас «комплекс
мамочки» - «что бы все были накормлены»)
пытаемся досыта накормить ребенка. И понятие «хватит» мы определяем сами, так
как «нам виднее», мы «лучше знаем » - есть раскладка – сколько чего должен в
сутки съедать ребенок, есть педиатрические нормы (нам такой список давали,
когда малышке было 5 мес.). А вот чувство сытости самого ребенка, мы часто не учитываем. Что тогда происходит? Мы заставляем, ребенок
протестует, отказывается, мы запихиваем (да, да , есть такие родители, которые «знают»,
поэтому ребенок «должен»), у малыша формируется негативное отношение к приему
пищи, к еде вообще, он отказывается есть вообще, и потом – дистрофия (в моем опыте
работы с семьями такой случай был).
Что же делать? Как определить «норму» - то есть количество еды, которую
малыш должен съедать в сутки.
Во-первых – успокоиться, расслабиться, и
ответить себе на такие вопросы:
Все ли дети, не зависимо от роста и веса,
«должны» съедать то количество еды, которая указана в раскладке на определенный
возраст? Вот пример:
– логически – НЕТ – у каждого ребенка своя «норма», ведь кто-то 86 см
и 10 кг, а кто-то – 105 см и 18 кг. Кому больше надо съесть?
Все ли дети, не зависимо, от образа жизни, в определенном возрасте
должны съедать одинаково? – логически – НЕТ: наша малышка, ростом 86 и весом 10
кг, посещая бассейн, фитнес, развивающие занятия, и прогуливаясь в парке
пешком, съедает больше, чем ее подружка, ростом 92 см, весом – 12 кг, которая
только прогуливается в парке, и то, большую часть прогулки – в коляске. (это
касается и сна).
Соответствует ли количество еды качеству питания? Это особый вопрос, так
как мы, часто не учитываем того, сколько
калорий в той еде, которую мы предлагаем ребенку. Качество в данном контексте
имеется в виду не пригодность или «диетичность», «витаминность» еды, что тоже
очень важно, а количество получаемой от
нее энергии для ребенка. Всем известен тот факт, что в конфетах и сладостях нет
витаминов, белков – там одни углеводы, которые дают много энергии. За счет
этого Ваш малыш, полакомившись утречком 2 конфетками, может день не есть «нормальной» еды – суп,
борщ, мясо, рыбу, овощи и т.п.
Итак, проанализировав, сколько съедает и чего именно в сутки Ваш малыш,
учитывая его рост, вес, образ жизни, Вы делаете вывод: «Нормально ест, ему
хватает», «Если убрать сладости, то больше будет пользы и больше съедено «нормальной»
пищи» или «С учетом всего - ест мало».
Если все же, «ест мало», то нужно выявить причину: приболел (мы можем
того и е заметить- температуры нет, все вроде нормально, только какой-то вялый
ребенок – может, просто перегрелся на солнышке), есть какие-то переживания
личностного характера (кто-то что-то сказал (сделал), а у ребенка и аппетит
пропал на 2-3 дня – и такое бывает, когда ребенок впечатлительный и
внушительный). В первом случае – подождите, пока ребенку станет лучше, во
втором – поддержите своего ребенка, успокойте, покажите свою любовь. НО,
НИКОГДА НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ НАСИЛЬНО!!! В ответ
вы рискуете получить рвотный рефлекс при
приеме пищи, отказ от еды (в лучшем
случае) или анорексию (в худшем).
Случается, что ребенок отказывается есть в данный момент (к примеру, когда Вы его
зовете кушать, зная, что он проголодался наверняка), так как занят чем-то
интересным (игрой, чтением, просмотром мультфильма, общением или чем-то
другим).
Что делать? Можно подождать, когда
чудо-чадо само придет и попросит есть (не переживайте, голодным не останется). Но
тогда мы, взрослые, становимся «рабами» «маленького повелителя»: «Хочу когда
хочу, а Вы мне «должны» – насыпать,
покормить, убрать…».
Заставлять НЕЛЬЗЯ.
Что тогда? Тогда Ваше «предупредительное
действие»: «Хорошо, не хочешь - не ешь сейчас – покушаешь потом. Но САМ. Я ем СЕЙЧАС,
насыпаю СЕЙЧАС. Тебе насыпать СЕЙЧАС? Или ты ПОТОМ САМ?» - для более взрослых и
самостоятельных и «Я насыпала себе и тебе СЕЙЧАС. Ты не составишь, мне компанию?
пожалуйста» - для более маленьких (пока Вы для ребенка авторитет для
подражания, это работает безотказно, если не идет сразу, начинайте кушать,
малыш обязательно подойдет).
Если же ребенок отказался есть СЕЙЧАС, хоть явно хочет, и об этом он Вам
скажет через 15 минут, то сделайте вид, что в данный момент Вы заняты и
попросите его подождать. Через 10-15 минут от голода он еще не умрет, а
ответственность за свои действия начнет понимать. Как «справитесь» со своими
делами (минут через 10-15), пригласите кроху к столу. Данными действиями Вы не
наказывали, не унижали, но показали, как может быть, и в следующий раз на Ваше приглашение ребенок
обязательно откликнется.
Итак, главное, что мы хотели донести до Вас, уважаемый читатель,
помните, что ребенок индивидуален, и сколько ему требуется кушать, зависит от
его особенностей физических, эмоционального состояния, от образа жизни.
Изучайте не «нормы», «сколько должен
съесть», а самого ребенка и его потребности «сколько ему нужно».
Если же основания для беспокойства есть – теряет вес, бледный цвет лица,
ребенок вялый, малоактивный, подавленное настроение - тогда проконсультируйтесь со специалистами:
педиатром, неврологом, диетологом...
Мудрости, Вам, милые родители, и
хорошего аппетита Вашим малышам!!!
О том, как улучшить аппетит Вашего малыша, читайте уже в следующей статье.
Спасибо, Маринка!
ОтветитьУдалитьЕсть еше замечательна книга КАРЛОСА ГОНСАЛЕСА "МОЙ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЕСТЬ"
В этой книге вопросы, касающиеся еды ребенка, разложены по полочкам и разъяснены досконально и максимально подробно. Хотя сам Гонсалес пишет, что идея всей его книги предельно проста:
Не заставляйте ребенка есть.
Никогда, никоим образом, ни при каких условиях, ни по какой причине.
Но просто принять эту мысль в паре строчек может оказаться сложно, поэтому Гонсалес тратит на это двести страниц, где мама узнает обо всем: как регулируют свой аппетит груднички; сколько еды нужно ребенку; как он ведет себя, если ему много или мало; что случится при переедании или недоедании; от чего зависит аппетит ребенка; чего нельзя делать во время еды; что же все-таки делать, если ребенок не ест - и многое, многое другое, чтобы эта главная мысль все-таки убедила родителей отказаться от пищевого насилия!
Возьмите на заметку! только, жаль, не могу найти ее в электронном виде...
Олечка, найти надо... буду тоже искать... спасибо... ведь так тяжело мамам понять, что ребенок может САМ регулировать сколько и чего ему есть, я над собой работала, пока привыкла к этой мысли. Все кажется, голодной будет... а нет, аппетит САМ пришел:-)
ОтветитьУдалить