«Как приучить ребенка к горшку?», « Когда лучше начинать
приучать малыша к горшку?» - рано или поздно, но такие вопросы возникают в
каждой семье.
В этой статье мы
ответим на эти вопросы.
Но прежде, чем мы перейдем к ним, хотелось бы немного сказать о
важности самостоятельного туалета ребенка и о чувствительности периода
приучения ребенка к горшку.
Когда ребенок начинает САМ
понимать, что он хочет в туалет, и, через некоторое время (месяц, два – пять)
начинает проситься, он начинает брать на себя ответственность за свои действия. У него развивается самостоятельность, самодостаточность, гордость за себя
(если Вы, конечно, похвалите за успех, а при «заигрался», «сделал на зло», «промахнулся»
- наберетесь сил и промолчите, пошлете
укоризненный взгляд, но НЕ КРИЧИТЕ!!!).
Именно из-за
чувствительности и восприимчивости ребенка, в данный период, кричать на него
НЕЛЬЗЯ. Ругать за описанный ковер или диван
НЕЛЬЗЯ, так как малыш может закрыться, у него возникнет страх быть
отруганным, а это ведет к обратному результату – ребенок писается, контроль за
мочеиспусканием не производится. И начинается снежный ком: ребенок намочил (испачкал) штанишки – родители отругали –
ребенок снова намочил штанишки… Многие психологи этому этапу жизни ребенка
уделяли особое внимание. Так, известный З. Фрейд, описал в своих работах этот
этап как «анальный», и застрявание на нем ведет к педантичности, скупости,
упрямству (если требовать от ребенка немедленно сходить в туалет), или
беспокойству, склонности к разрушению, импульсивности (если родители очень
строго относятся к понятию туалета). Э. Эриксон об это м этапе говорил как об
этапе возникновения установки «Я - то, что я буду», «Я то, что я могу», и от
сюда у ребенка или инициативность, автономность и самоконтроль, или чувство
вины, стыда и сомнения. К. Хорни утверждала,
что угроза чувству гордости (а именно это происходит, когда мы ругаем ребенка
за описанные штаны), вызывает тревогу и чувство враждебности; его крушение
приводит к отчаянию и презрению к себе.
Итак, приучаем
ребенка к горшку терпеливо, спокойно, с любовью к малышу.
И еще, хочу
напомнить, что «приучить ребенка к горшку» - это значит выработать у него
условный рефлекс «стимул-реакция». Где стимул – это позывы к туалету, а
реакция – это действие «попроситься» или «сесть на горшок».
Как это происходит?
1.
Сперва ребенок получит негативный опыт мокрых пеленок, штанишек или трусиков, что вызывает у него
дискомфорт. Это обязательный этап. И не важно, во сколько месяцев или лет, Вы
начнете отучать малыша от подгузников. Этот период обязательно будет!!! РУГАТЬ
ЗА ЭТО РЕБЕНКА НЕЛЬЗЯ!!! Просто давайте себе отчет, что в 6-7 месяцев – это один
запах и количество «выпущенной ребенком жидкости», а в 2-3 года – совсем другой.
Так что, выбирать и решать Вам, а ребенок лишь «исполнитель».
2.
Потом малыш
начнет отслеживать и осознавать позывы к
мочеиспусканию или другим природным потребностям. Поощряйте его за это: примолк
– значит, будет сейчас писать или какать, ваши действия – улыбнитесь,
порадуйтесь за него (какает, писает – значит, расслаблен, уверен), может, подложите ему пеленку или высадите на горшок,
и «пись-пись», «а-а-а».
3.
И только потом будет действие малыша: просьба о
помощи (стон или плач, крик, в которых он сообщает маме: «Хочу писать, помоги –
высади на горшок. Хочу быть сухим!») или самостоятельное поведение («сесть на
горшок»). Только потом - расслабление.
Хочу сказать, что ребенок не
всегда сообщает, а мама не всегда может отследить потребности малыша. Это
поправимо все. Сохраняйте спокойствие, хоть как бы Вам не хотелось побыстрее
приучить малыша к горшку, хоть как бы Вам не казалось, что Вы «много уделяете
этому внимания, а все зря». Нет, не зря. Делайте все постепенно, настойчиво и
уверенно. Только так придет успех.
Итак, когда же
начинаем приучать ребенка к горшку?
В советское время
считалось, что начинать нужно с трех месяцев (вырабатываем условный рефлекс на «пись-пись»),
«что б до года, ребенок уже понимал, что такое горшок, сам просился». Но, как
показывает практика – это рано.
Я, как ответственная мама, и противник подгузников (в них
ребенок не отслеживает свои физиологические процессы), начала вырабатывать
условный рефлекс на «пись-пись» у своей малышки в три месяца.
Что получила? Да, ребенок своим крехтеньем, иногда слезами,
сообщал мне о своем желании. Происходило это каждые 15-20 минут (так, как чем
меньше ребенок, тем чаще он писает). Представьте, как это неудобно! Высаживать ребенка
в туалет каждые 20 минут (нет, ну потом стало через 30 мин, а дальше – час, но
первое время…). Отступать уже было некуда. Мы так и продолжали: раз просится,
значит только принимать, поощрять и делать. Второе, она перестала писать в подгузник
во время сна. Малышка просыпалась со страшными криками днем или ночью (так как
организм требует – позывы, а спящий ребенок не понимает, что с ней происходит,
он хочет спать), я ее высаживала на горшок, успокаивала и она дальше спала.
Так что, я убедилась, что рано приучать к горшку не стоит.
Это нервы, это неудобно.
Можно в шесть-семь месяцев. И, пожалуй, это оптимальное
время: малыш уже уверенно сидит, а значит его можно высаживать на горшок; малыш
уже агукает , лепечет, а значит общается, и уже многое понимает (например,
эмоции, настроение, многие слова), он отзывчив на похвалу. И тогда Вы получите ожидаемый
результат: в год и 3-4 месяца малыш САМ подойдет к горшку, сядет и сделает все
свои дела. Вам остается только восхищаться, радоваться и аплодировать. Вот как на видео, приблизительно.
Неплохой вариант приучения ребенка к горшку в год и шесть
месяцев (так сделали две мои подруги, и остались очень довольны): есть уже
полноценное общение мама-ребенок, и понимание ребенком «можно», «нельзя», «надо»,
«как лучше», «чего не стоит делать». Даже если малыш «не слушается» и делает
по-своему, он все равно все понимает, просто есть причина к тому или иному
поведению – см. «Детские шалости, вредности». В данном случае ребенок уже за
две недели приучался к горшку (если его хвалили за успех, и оставляли в покое –
не кричали, ругали – в случае «неудачи»). Помните, что мы говорили раньше в
пункте Как это происходит? этой статьи.
Если оставить ребенка в покое, и не приучать к горшку
(успеется еще), то в два года это будет поздновато… потом только к двум с
половиной лет малыш «созреет» на условный рефлекс данного типа, и то более
тяжело ему будет перестраиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее выработка
условного рефлекса, и, как следствие, привычки (больше опыта у ребенка, свое
отношение, свой характер уже, а это физиология головного мозга - образование
новых следов впечатлений в мозгу, в то время, когда там уже есть свои). Ребенок, как и любой живой организм,
приспосабливается к жизни, и ищет наиболее простых путей выживания. До двух лет
он повторяет поведение взрослого (пытается раздеться, одеться, сходить в
туалет, как взрослый), так заложено природой
- делай как взрослый – выживешь. После двух, есть опыт: мама меня
раздела, одела – все замечательно! Зачем стараться? Делать самому что-либо?
Зачем тратить свою энергию?
Итак, КОГДА вы сами для себя определите, из предложенного
нами или кем-то другим.
А вот Как приучить ребенка
к горшку?
1.
Терпеливо, спокойно, с любовью к малышу.
2.
Поощряйте (похвала, одобрение, радость за успех
малыша, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ – материальные блага – они убивают желание!!!): физиологические процессы, потом – умение проситься,
и наконец – самостоятельное действие.
3.
Будьте примером – спокойно относитесь к тому,
что ребенок присутствует возле Вас, когда Вы сами находитесь в туалете и предлагайте ему составить Вам
компанию – посидеть на горшке – у каждого свой)))
4.
Обязательно высаживайте малыша на горшок перед
сном (обычно это после приема пищи, поэтому есть вероятность, что ему это
надо), после сна, перед прогулкой и после нее.
5.
Если малыш еще не просится на горшок сам,
предлагайте ему посидеть на нем через каждые 40 мин или полтора часа (зависит
от количества выпитой жидкости и возраста ребенка – как узнать? – отследите время). Но не настаивайте, если ребенок отказывается –
пусть лучше будут мокрыми штаны малыша, чем у него сложиться негативное
отношение к горшку («надоели», «достали»).
6. Поставьте горшок в удобном и доступном при первой необходимости месте (в комнате, например, где играет ребенок).
6. Поставьте горшок в удобном и доступном при первой необходимости месте (в комнате, например, где играет ребенок).
Вот, кажется, и все. Набирайтесь терпения, мудрости, и
вперед!!! Помогите своему чудо-чаду стать более самостоятельным , уверенным,
самодостаточным!!!
Спасибо, Маринка, за интересную статью по чадоведению=) мне нравится что твои статьи красочные и жизненные а главное - насыщены любовью
ОтветитьУдалитьДианка, мне приятно, что Вам нравится, главное с душой и в пользу)))
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить