Страницы

4 сент. 2014 г.

Формируем уверенность ребенка. Как?



«Мой малыш несколько зажат и неуверенный. Как быть?», «Как воспитать самостоятельную, уверенную личность?», «Вроде и не кричу на ребенка, а он всего боится: боится испачкаться, боится упасть, написать неправильно или некрасиво…» - актуальные вопросы для многих родителей.

Как же воспитывать уверенность?
1.       Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть. Это даст ему уверенность в вашей поддержке.
ВНИМАНИЕ!!! Этим постулатом мы не говорим о том, что нужно все ребенку позволять и не обращать внимания на его поведение, капризы, истерики.
Так как тогда любить? В первую очередь – искренне. Это значит, что Вы любите ребенка и готовы его выслушать, понять, поддержать, направить  (а не пожалеть, обвинив в неудачах своего малыша, другого человека).
Например, такая ситуация: бегают две девочки – одна догоняет другую, при том, убегающая весело дразнит вторую. Тут, девочка, которая дразнится падает… сама… падает… Она разбила коленку и со слезами и  криками: «Это ты, Катя, виновата» лежит…  Ждет помощи… подбегает папа, который вне ситуации (он не видел, кто кого толкнул, но видел как его дочь дразнилась, носилась, и не остановил ее). Он забирает свое чудо-чадо, успокаивает.  Девочка, которую дразнили, и она просто бегала рядом, расстроилась, села на скамейку и уже больше н е играла. Спасибо папе, который хоть обвинять ребенка не стал. Но у своей дочери уверенности все равно он не воспитает таким образом. Да, пожалеть нужно, а потом вернуть в ситуацию и формировать ответственность – бегала сама, не удержалась  - сама. Обвинять Катю не стоит. Ответственностью обладают уверенные люди.
Принимать таким, какой он есть, это значит, не сравнивать его самого, его поведение, возможности или знания, умения, с теми же у другого ребенка. Мы стремимся развивать самого ребенка, его навыки и умения, формировать его поведение, вне зависимости от ситуации или окружающих детей: «Да, у Сони черные глаза, а у тебя прекрасные голубые. Ведь ты наша доченька» - когда малышка говорит: «Почему у меня не черные глаза, как у Сони?»; «Ты молодчинка – сама разулась (выполнил задание, полил цветы…), давай еще поставим сандалии на место (посмотрим, нет ли ошибок, все ли цветы напоены)».
2.       Дайте возможность и пространство самостоятельности ребенка.
Уверенность возникает тогда, когда есть подтверждение правильности  самостоятельных действий. Самостоятельность у ребенка заложена природой, и он проявляет ее (кризис 3 лет – Я-САМ, хоть в настоящее время он возникает гораздо раньше – от года и нескольких месяцев) и главное удержать, момент, когда малыш хочет САМ. Одевается САМ, поддержите: «Молодец! У тебя все получится! Дай я только чуть поправлю, застегну…»  - когда ребенок совсем маленький, желание самостоятельности большое, а умений, координации четкой нет, ручки совсем не слушаются. Берет ложку кушать САМ – дайте, ничего страшного, что стол, стул и сам ребенок будут в каше – это поправимо, а вот, забранные моменты самостоятельности – это уже не исправишь.
А дальше поддерживайте самостоятельность ребенка: учите его убирать игрушки, складывать одежду, самостоятельно одеваться и кушать, убирать за собой (свое рабочее место – порисовал – собери краски, помой кисточку…; разлитую воду, тарелку после еды…), помогать Вам по дому (помыть посуду, убраться, полить цветы, выгулять питомца).
Постепенно самостоятельности у ребенка становится больше, а, значит, и ответственности тоже. Ответственность за себя и свои действия, а не окружающих. Конечно, это приятно, когда старший брат ответственный за младшего, и на него можно рассчитывать, главное, что б это было в удовольствие и по желанию. Но когда старший начинает переживать за брата, делать за него все, а второй только использует помощника-переживателя – это опасно для обоих. Первый рискует и во взрослой жизни быть гиперответственным, жить в постоянном напряжении, а второй – быть безвольным.
ВНИМАНИЕ. Поддерживать – не значит приказывать: «Собери игрушки», «Одевайся» и т.д. Используйте:
-  предложение: «Давай соберем игрушки, и пойдем гулять (спать, читать…)» - для малышей, которые еще сами не могут этого сделать; «Как ты смотришь на то, что б убрать игрушки и пойти…» - для детей постарше.
- просьбу: «Лиза, помоги мне, пожалуйста, собери  игрушки, я уберу в комнате» или «Помоги мне, пожалуйста, полей цветы, а я тем временем…» Важно показать в просьбе, что это не прихоть Ваша, поданная в вежливой форме, а действительно нужное дело, благодаря которому сохраниться время, Ваша энергия.
- проблемный вопрос или проблемную ситуацию: «Ой, скоро гости придут, а у нас вещи не на местах. Боюсь сама не справлюсь», «Как быть? И в магазин надо срочно, и молоко может сбежать».
- разумные требования по возрасту: «Нужно собрать игрушки. Помоги мне, пожалуйста» ( или «я помогу тебе немного», или «ты достаточно взрослый, что бы сделать это самостоятельно»), «Время садиться за уроки». Требования озвучиваются спокойным, твердым голосом – «безапелляционным».
Давайте поручения, вводите обязанности. Это формирует ответственность, постоянство и умение планировать свое время.  Самостоятельность требует дисциплины и умения слышать. «Услышал – выжил, проигнорировал – погиб» - в дикой природе. А у человека – это успех в самостоятельной жизни и качество жизни.
3.       Избегайте негативных оценочных суждений, критики по отношению к своему ребенку, его деятельности или результатам деятельности: «Ты толстая. Надо худеть», «Твой нарисованный цыплёнок какой-то горбатый», избегайте наказаний (это убивает уверенность и воспитывает страх: быть непонятым, быть непринятым).
Объясняйте, «как можно сделать что-то  лучше», «что нужно постараться», «это важно», «опасно» и т.п.
4.       Проявляйте сами уверенность и твердость Ваших решений и действий.
Малыш копирует Вас, и этим питает свою уверенность или страх, все зависит от образца.
Вот, кажется, и все… Уверенности Вам и Вашим малышам.


Комментариев нет:

Отправить комментарий