«Мой малыш несколько зажат и неуверенный. Как быть?», «Как
воспитать самостоятельную, уверенную личность?», «Вроде и не кричу на ребенка,
а он всего боится: боится испачкаться, боится упасть, написать неправильно или
некрасиво…» - актуальные вопросы для многих родителей.
Как же воспитывать
уверенность?
1.
Любите своего ребенка и принимайте его
таким, какой он есть. Это даст ему уверенность в вашей поддержке.
ВНИМАНИЕ!!! Этим
постулатом мы не говорим о том, что нужно все ребенку позволять и не обращать
внимания на его поведение, капризы, истерики.
Так как тогда любить?
В первую очередь – искренне. Это
значит, что Вы любите ребенка и готовы
его выслушать, понять, поддержать, направить (а не пожалеть, обвинив в неудачах своего
малыша, другого человека).
Например, такая ситуация: бегают две девочки – одна догоняет
другую, при том, убегающая весело дразнит вторую. Тут, девочка, которая
дразнится падает… сама… падает… Она разбила коленку и со слезами и криками: «Это ты, Катя, виновата» лежит… Ждет помощи… подбегает папа, который вне
ситуации (он не видел, кто кого толкнул, но видел как его дочь дразнилась,
носилась, и не остановил ее). Он забирает свое чудо-чадо, успокаивает. Девочка, которую дразнили, и она просто
бегала рядом, расстроилась, села на скамейку и уже больше н е играла. Спасибо
папе, который хоть обвинять ребенка не стал. Но у своей дочери уверенности все
равно он не воспитает таким образом. Да, пожалеть нужно, а потом вернуть в
ситуацию и формировать ответственность – бегала сама, не удержалась - сама. Обвинять Катю не стоит.
Ответственностью обладают уверенные люди.
Принимать таким,
какой он есть, это значит, не сравнивать его самого, его поведение, возможности
или знания, умения, с теми же у другого ребенка. Мы стремимся развивать
самого ребенка, его навыки и умения, формировать его поведение, вне зависимости
от ситуации или окружающих детей: «Да, у Сони черные глаза, а у тебя прекрасные
голубые. Ведь ты наша доченька» - когда малышка говорит: «Почему у меня не
черные глаза, как у Сони?»; «Ты молодчинка – сама разулась (выполнил задание,
полил цветы…), давай еще поставим сандалии на место (посмотрим, нет ли ошибок,
все ли цветы напоены)».
2.
Дайте возможность и пространство
самостоятельности ребенка.
Уверенность возникает тогда, когда есть подтверждение
правильности самостоятельных действий. Самостоятельность у ребенка заложена
природой, и он проявляет ее (кризис 3 лет – Я-САМ, хоть в настоящее время
он возникает гораздо раньше – от года и нескольких месяцев) и главное удержать, момент, когда малыш
хочет САМ. Одевается САМ, поддержите: «Молодец! У тебя все получится! Дай я
только чуть поправлю, застегну…» - когда
ребенок совсем маленький, желание самостоятельности большое, а умений,
координации четкой нет, ручки совсем не слушаются. Берет ложку кушать САМ –
дайте, ничего страшного, что стол, стул и сам ребенок будут в каше – это
поправимо, а вот, забранные моменты самостоятельности – это уже не исправишь.
А дальше
поддерживайте самостоятельность ребенка: учите его убирать игрушки,
складывать одежду, самостоятельно одеваться и кушать, убирать за собой (свое
рабочее место – порисовал – собери краски, помой кисточку…; разлитую воду,
тарелку после еды…), помогать Вам по дому (помыть посуду, убраться, полить
цветы, выгулять питомца).
Постепенно самостоятельности у ребенка становится больше, а,
значит, и ответственности тоже. Ответственность за себя и свои действия, а не
окружающих. Конечно, это приятно, когда старший брат ответственный за младшего,
и на него можно рассчитывать, главное, что б это было в удовольствие и по
желанию. Но когда старший начинает переживать за брата, делать за него все, а
второй только использует помощника-переживателя – это опасно для обоих. Первый
рискует и во взрослой жизни быть гиперответственным, жить в постоянном
напряжении, а второй – быть безвольным.
ВНИМАНИЕ.
Поддерживать – не значит приказывать: «Собери игрушки», «Одевайся» и т.д. Используйте:
- предложение: «Давай соберем игрушки, и
пойдем гулять (спать, читать…)» - для малышей, которые еще сами не могут этого
сделать; «Как ты смотришь на то, что б убрать игрушки и пойти…» - для детей
постарше.
- просьбу: «Лиза,
помоги мне, пожалуйста, собери игрушки,
я уберу в комнате» или «Помоги мне, пожалуйста, полей цветы, а я тем временем…»
Важно показать в просьбе, что это не прихоть Ваша, поданная в вежливой форме, а
действительно нужное дело, благодаря которому сохраниться время, Ваша энергия.
- проблемный вопрос
или проблемную ситуацию: «Ой, скоро гости придут, а у нас вещи не на местах.
Боюсь сама не справлюсь», «Как быть? И в магазин надо срочно, и молоко может
сбежать».
- разумные требования
по возрасту: «Нужно собрать игрушки. Помоги мне, пожалуйста» ( или «я
помогу тебе немного», или «ты достаточно взрослый, что бы сделать это
самостоятельно»), «Время садиться за уроки». Требования озвучиваются спокойным,
твердым голосом – «безапелляционным».
Давайте поручения,
вводите обязанности. Это формирует ответственность, постоянство и умение
планировать свое время. Самостоятельность
требует дисциплины и умения слышать. «Услышал – выжил, проигнорировал – погиб»
- в дикой природе. А у человека – это успех в самостоятельной жизни и качество
жизни.
3.
Избегайте
негативных оценочных суждений, критики по отношению к своему ребенку, его
деятельности или результатам деятельности: «Ты толстая. Надо худеть», «Твой
нарисованный цыплёнок какой-то горбатый», избегайте наказаний (это убивает уверенность
и воспитывает страх: быть непонятым, быть непринятым).
Объясняйте, «как можно сделать что-то лучше», «что нужно постараться», «это важно», «опасно»
и т.п.
Более детально, читайте «Как не наказать?», «Методынаказаний. Чем заменить?», «Система ТАБУ», «Ребенок шалит…»
4. Проявляйте сами уверенность и твердость
Ваших решений и действий.
Малыш копирует Вас, и этим питает свою уверенность или
страх, все зависит от образца.
Вот, кажется, и все… Уверенности Вам и Вашим малышам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий