Ребенок боится темноты, ребенок боится врачей, ребенок
боится отпустить маму, ребенок боится Бабы Яги… таких и других страхов у
ребенка может возникнуть очень много. Откуда же возникают эти неприятные
переживания? Как их избежать? Как с ними бороться, если они уже возникли?
Прежде, чем перейти к обсуждению страхов у детей ,
обращаем Ваше внимание на то, что родители часто путают свои переживания и
страхи с таковыми у детей. Например, один из родителей боится ходить к стоматологу
и отказ ребенка от похода к врачу воспринимает как боязнь. А на самом деле
оказывается, что отказ связан с убеждение ребенка в том, что это пустая трата
времени, когда его можно весело провести с друзьями, или просто лень куда-то
идти.
Поэтому, так Важно общаться с ребенком, прислушиваться к его мнению, чувствам, что б
не путать свои переживания с детскими, что б не создавать мнимых представлений
о своем родном чудо-чаде!!!
Но, если уж речь зашла об истинных страхах, то давайте определим, что такое страх и всегда ли это
плохо?
Страх – это
врожденная эмоция, реакция на опасность. Тогда это явление природное,
настоящее, и в ряде случаев спасает нам жизнь!!! Если страх есть, его нужно
тогда ПРИНЯТЬ и УВАЖАТЬ, если не полюбить как родного))) – и можем сказать,
даже если этот СТРАХ нам мешал, то после того, как мы его приняли, то
есть, разрешили ему существовать, он сам
по себе проходит (как прорабатывать страхи мы укажем в конце статьи).
Страх также, можно
определить как аффективно заостренное восприятие
угрозы для жизни,
самочувствия и благополучия человека (по определению А.И.Захарова.
Происхождение детских неврозов и психотерапия). Такой страх воспитывается. Он будоражит
живое, яркое, реалистичное воображение ребенка, заставляет наше чудо-чадо тревожиться,
переживать, закрываться. Другими словами – это эмоция, которая вносит в жизнь
ребенка дисбаланс, нервное напряжение на длительный период, и вот тогда мы уже
обращаемся к специалистам (психологу или психотерапевту) или справляемся сами
(будет несколько сложнее, но возможно, если Вы обладаете родительской
мудростью, уверенностью, энтузиазмом и некоторыми знаниями).
Итак, если страх, возникший однажды у ребенка, не
проявляется в дальнейшей его спокойной жизни, мы просто о нем забываем.
Прежде, чем говорить о страхе, который мешает гармонично жить, хотелось бы указать на то,
что это переживание воспитывается в
таких случаях:
1. Стрессовая ситуация, которая вызвала страх
у ребенка возникает еще несколько раз и закрепляет уже возникший страх
(например, малышку повели в детский сад,
там другой ребенок –
мальчик-ровесник ее обидел – ударил, накричал, или забрал игрушку. Потом, гуляя
с мамой, уже другой мальчик-ровесник забирает игрушку. У девочки возникает
панический страх мальчиков-ровесников:
«будут обижать»).
2. Сами родители подкрепляют страх ребенка
своими переживаниями: «Ой, ребеночку больно было, зубик вырвали. Это
неприятно так! Врачи такие бессердечные. Как представлю, как страшно было
малышке… Плохой дядя, плохой…» - такие обсуждения в присутствии ребенка к добру
не доведут, а только воспитают страх врачей; аналогами могут быть сильные
эмоциональные переживания взрослых в момент падения ребенка (наше «ОЙ!»,
«АЙЯЯ!», «О!»); эмоциональное обсуждение в его присутствии случившейся неприятной ситуации с другими
людьми.
3. Родители тревожны, беспокойны, проявляют к
ребенку гиперопеку. Жизнь в такой семье сама по себе уже напряжена.
Постоянное «не лезь – упадешь», «ударишься», «укусит», «заболеешь» и т.п.
закладывают малышу неуверенность в себе и своих силах, чувство собственной
несостоятельности и ощущение, что мир опасен в целом.
4. Как
бы странно не звучало, но раздольем для страхов являются благоприятные жилищные
условия – семья живет отдельно (папа,
мама и ребенок), и количество детей в семье – один ребенок. Как указывает в
своей книге А.И.Захаров, в таких обстоятельствах ребенок лишен общения с
другими детьми, где возможны совместные игры, в которых обыгрываются разные
жизненные ситуации, в том числе и страхи, они переживаются на новом
эмоциональном уровне, приобретают положительную окраску. Решение – посещение
детского сада, где есть детский коллектив
и ВНИМАНИЕ! время у детей для игр!!!
Также стоит знать о «возрастных страхах»:
В раннем детстве и младшем дошкольном возрасте (от 7 мес. и до 4 лет) – это страх одиночества:
боязнь остаться без мамы (если такой опыт был в возрасте 7мес.- 1год 6 мес.– мама на длительное время
уходила, уезжала в командировку, а рядом оказывались до этого незнакомые, или
неприятные малышу люди), боязнь чужих людей и сказочных, вымышленных персонажей
(Бабы Яги, Кощея Бессмертного, дяди милиционера, доктора – кто чем пугает
ребенка), которые «унесут», «украдут», боязнь воды, темноты, замкнутого
пространства, транспорта. + страх неприятных ощущений: уколов, громких шумов, укусов животных.
В старшем
дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) – это страх смерти и его варианты: страх
животных, из сказочных - Змея Горыныча, страх глубины, страшных снов, страх огня, страх
нападения, страх войны.
Младший дошкольный
возраст (7-11 лет) – страх несоответствия «быть не тем». Так как ребенок оказывается в новой
социальной роли и на него возлагается новая ответственность, то могут быть
страхи ошибиться, опоздать, страх наказания, страх заболеть, страх смерти
родителей.
Подростковый
возраст - страх измениться «быть не
собой», что связано с физиологическими изменениями этот период и большим
влиянием группы ровесников на мнение и позицию ребенка.
Когда же страх
уже есть и он мешает… то… мы с ним не боремся, а мы С НИМ и НАД НИМ РАБОТАЕМ!!!
КАК?
1. Обсуждение
с ребенком его страха и разъяснение (как указывает Захаров, основываясь на исследования
Мясищева В.Н., Карвасарского Д.В., Ковалева В.В. и др. медицинских психологов, психотерапевтов, этот метод имеет результат в тех случаях,
если ребенок с достаточным уровнем сознания, осознанностью сложившейся
ситуации). Но, любые другие методы и психотехники не обходятся без него.
Просто поговорите с ребенком о
его страхе, пусть озвучит его, выскажет свои переживания - это будет первый шаг в его преодолении.
2. Внушение
уверенности: «Все хорошо», «Это безопасно», «Ты справишься», «У тебя получится»,
«Врачи хорошие люди», «Змей Горыныч бывает только в сказках, это вымышленный
персонаж» и т.п. Главное говорить спокойным, уверенным голосом, без оценок и
излишней эмоциональности, подобной: «Да ты что? Это же только в сказках!!!».
3. Сочинение
сказок с хорошим завершением. Например, «Как у мышка зубы лечила» или «Как
Васька смехом Бабу Ягу одолел».
4. Изобразительное
творчество. Рисуем страх и придаем ему добрый облик, «подружились страшилки и
боягузки» и все, по теме самого присущего ребенку страха, только с
преобразованием в приятное, главное страх не «съедать», «уничтожать», а
ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ: с ним можно подружиться, его можно задобрить, взять в союзники. Дайте краски и кисть, карандаши, фломастеры, альбом и пусть ребенок рисует и сам, и с Вами! рисует как хочет и что хочет!
5. Игра.
Играем со всеми чувствами, эмоциями и поощряем их у детей.
Ребенок мыслит образами, поэтому в сказках, рисунках,
игре он делится теми переживаниями, которые еще не осознает, не может выразить
в слове. И так ребенок переживает свой страх, преодолевая его.
Страхи НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ! ОТ НИХ НЕЛЬЗЯ ПРЯТАТЬСЯ! ИХ
НЕЛЬЗЯ ИЗБЕГАТЬ! О НИХ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ! Все это их только усиливает!!!
Так, что, верьте в ребенка и его самодостаточность, воспитывайте в нем уверенность, разговаривайте с ним, поощряйте его начинания, рисуйте, сочиняйте, играйте!!! Все будет
хорошо!!! С легкостью и уверенностью!!!
Больше психотехник и упражнений мы укажем уже в следующей статье.
Дополнительно можете прочесть в книгах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий