Страницы

19 окт. 2014 г.

Если ребенок боится... Немного о детских страхах...


Ребенок боится темноты, ребенок боится врачей, ребенок боится отпустить маму, ребенок боится Бабы Яги… таких и других страхов у ребенка может возникнуть очень много.  Откуда же возникают эти неприятные переживания? Как их избежать? Как с ними бороться, если они уже возникли?

Прежде, чем перейти к обсуждению страхов у детей , обращаем Ваше внимание на то, что родители часто путают свои переживания и страхи с таковыми у детей. Например, один из родителей боится ходить к стоматологу и отказ ребенка от похода к врачу воспринимает как боязнь. А на самом деле оказывается, что отказ связан с убеждение ребенка в том, что это пустая трата времени, когда его можно весело провести с друзьями, или просто лень куда-то идти.
Поэтому, так Важно общаться с ребенком,  прислушиваться к его мнению, чувствам, что б не путать свои переживания с детскими, что б не создавать мнимых представлений о своем родном чудо-чаде!!!
Но, если уж речь зашла об истинных страхах, то  давайте определим, что такое страх и всегда ли это плохо?
Страх – это врожденная эмоция, реакция на опасность. Тогда это явление природное, настоящее, и в ряде случаев спасает нам жизнь!!! Если страх есть, его нужно тогда ПРИНЯТЬ и УВАЖАТЬ, если не полюбить как родного))) – и можем сказать, даже если этот СТРАХ нам мешал, то после того, как мы его приняли, то есть,  разрешили ему существовать, он сам по себе проходит (как прорабатывать страхи мы укажем в конце статьи).
Страх также,  можно  определить  как  аффективно заостренное  восприятие  угрозы   для  жизни,  самочувствия  и  благополучия человека (по определению А.И.Захарова. Происхождение детских неврозов и психотерапия). Такой страх воспитывается. Он будоражит живое, яркое, реалистичное воображение ребенка, заставляет наше чудо-чадо тревожиться, переживать, закрываться. Другими словами – это эмоция, которая вносит в жизнь ребенка дисбаланс, нервное напряжение на длительный период, и вот тогда мы уже обращаемся к специалистам (психологу или психотерапевту) или справляемся сами (будет несколько сложнее, но возможно, если Вы обладаете родительской мудростью, уверенностью, энтузиазмом и некоторыми знаниями).
Итак, если страх, возникший однажды у ребенка, не проявляется в дальнейшей его спокойной жизни, мы просто о нем забываем.

Прежде, чем говорить о страхе, который мешает гармонично жить, хотелось бы указать на то, что это переживание воспитывается в таких случаях:
1.       Стрессовая ситуация, которая вызвала страх у ребенка возникает еще несколько раз и закрепляет уже возникший страх (например, малышку повели в детский сад,  там  другой ребенок – мальчик-ровесник ее обидел – ударил, накричал, или забрал игрушку. Потом, гуляя с мамой, уже другой мальчик-ровесник забирает игрушку. У девочки возникает панический страх мальчиков-ровесников:  «будут обижать»).
2.   Сами родители подкрепляют страх ребенка своими переживаниями: «Ой, ребеночку больно было, зубик вырвали. Это неприятно так! Врачи такие бессердечные. Как представлю, как страшно было малышке… Плохой дядя, плохой…» - такие обсуждения в присутствии ребенка к добру не доведут, а только воспитают страх врачей; аналогами могут быть сильные эмоциональные переживания взрослых в момент падения ребенка (наше «ОЙ!», «АЙЯЯ!», «О!»); эмоциональное обсуждение в его присутствии  случившейся неприятной ситуации с другими людьми.
3.       Родители тревожны, беспокойны, проявляют к ребенку гиперопеку. Жизнь в такой семье сама по себе уже напряжена. Постоянное «не лезь – упадешь», «ударишься», «укусит», «заболеешь» и т.п. закладывают малышу неуверенность в себе и своих силах, чувство собственной несостоятельности и ощущение, что мир опасен в целом.
4.       Как бы странно не звучало, но раздольем для страхов являются благоприятные жилищные условия – семья живет отдельно (папа, мама и ребенок), и количество детей в семье – один ребенок. Как указывает в своей книге А.И.Захаров, в таких обстоятельствах ребенок лишен общения с другими детьми, где возможны совместные игры, в которых обыгрываются разные жизненные ситуации, в том числе и страхи, они переживаются на новом эмоциональном уровне, приобретают положительную окраску. Решение – посещение детского сада, где есть детский коллектив  и ВНИМАНИЕ! время у детей для игр!!!
Также стоит знать  о «возрастных страхах»:
В раннем детстве и  младшем дошкольном возрасте  (от 7 мес. и до 4 лет) – это страх одиночества: боязнь остаться без мамы (если такой опыт был в возрасте  7мес.- 1год 6 мес.– мама на длительное время уходила, уезжала в командировку, а рядом оказывались до этого незнакомые, или неприятные малышу люди), боязнь чужих людей и сказочных, вымышленных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, дяди милиционера, доктора – кто чем пугает ребенка), которые «унесут», «украдут», боязнь воды, темноты, замкнутого пространства, транспорта. + страх неприятных ощущений:  уколов, громких шумов, укусов животных.
В старшем дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) – это страх смерти и его варианты:  страх  животных, из сказочных - Змея Горыныча, страх  глубины, страшных снов, страх огня, страх нападения,  страх войны.
Младший дошкольный возраст (7-11 лет) – страх несоответствия «быть не тем».  Так как ребенок оказывается в новой социальной роли и на него возлагается новая ответственность, то могут быть страхи ошибиться, опоздать, страх наказания, страх заболеть, страх смерти родителей.
Подростковый возраст  - страх измениться «быть не собой», что связано с физиологическими изменениями этот период и большим влиянием группы ровесников на мнение и позицию ребенка.
     Когда же страх уже есть и он мешает… то… мы с ним не боремся, а мы С НИМ и НАД НИМ РАБОТАЕМ!!!
КАК?
1.       Обсуждение с ребенком его страха и разъяснение (как указывает Захаров, основываясь на исследования Мясищева В.Н., Карвасарского Д.В., Ковалева В.В. и др. медицинских психологов, психотерапевтов,  этот метод имеет результат в тех случаях, если ребенок с достаточным уровнем сознания, осознанностью сложившейся ситуации). Но, любые другие методы и психотехники не обходятся без него.
Просто поговорите с ребенком о его страхе, пусть озвучит его, выскажет свои переживания  - это будет первый шаг в его преодолении.
2.       Внушение уверенности: «Все хорошо», «Это безопасно», «Ты справишься», «У тебя получится», «Врачи хорошие люди», «Змей Горыныч бывает только в сказках, это вымышленный персонаж» и т.п. Главное говорить спокойным, уверенным голосом, без оценок и излишней эмоциональности, подобной: «Да ты что? Это же только в сказках!!!».
3.       Сочинение сказок с хорошим завершением. Например, «Как у мышка зубы лечила» или «Как Васька смехом Бабу Ягу одолел».
4.     Изобразительное творчество. Рисуем страх и придаем ему добрый облик, «подружились страшилки и боягузки» и все, по теме самого присущего ребенку страха, только с преобразованием в приятное, главное страх не «съедать», «уничтожать», а ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ: с ним можно подружиться, его можно задобрить, взять в союзники. Дайте краски и кисть, карандаши, фломастеры, альбом и пусть ребенок рисует и сам, и  с Вами! рисует как хочет и что хочет! 
5.       Игра. Играем со всеми чувствами, эмоциями и поощряем их у детей.
Ребенок мыслит образами, поэтому в сказках, рисунках, игре он делится теми переживаниями, которые еще не осознает, не может выразить в слове. И так ребенок переживает свой страх, преодолевая его.
Страхи НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕЩАТЬ! ОТ НИХ НЕЛЬЗЯ ПРЯТАТЬСЯ! ИХ НЕЛЬЗЯ ИЗБЕГАТЬ!  О НИХ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ! Все это их только усиливает!!!

Так, что, верьте в ребенка и его самодостаточность, воспитывайте в нем уверенность, разговаривайте с ним, поощряйте его начинания, рисуйте, сочиняйте, играйте!!! Все будет хорошо!!! С легкостью и уверенностью!!! 


Больше психотехник и упражнений мы укажем уже в следующей статье.

Дополнительно можете прочесть в книгах:

Комментариев нет:

Отправить комментарий