Продолжая тему игр для малышей, уделяем максимум внимания развитию их чувствительной сферы (ощущения, восприятие). Только обогащая её, мы формируем полное и полноценное представление о мире, и помним, что чем больше опыта чувственного у ребёнка, тем больше связей образовывается в нервной системе крохи, тем более любознательного, проницательного и интеллектуально богатого, приспособленного ребёнка мы получим.
1.
Тактильные мешочки (под таковыми понимаем
наполненные разными материалами подушечки различные по форме, цвету и размеру: сыпучими
и шелестящими, мягкими материалами).
Цель: развитие сенсорики (цвет, форма,
тактильные ощущения).
Играем.
Мы их мнём, сравниваем, складываем по
форме/размеру/цвету, даём и просим, прячем и находим в коробочках, конвертиках,
баночках.
2.
Тактильные игрушки: грибы, яблоки, снеговики,
цветы, насекомые, домики…
Цель: развитие сенсорики, крупной и мелкой
моторики рук, формирование представления о предметах окружающей
действительности.
Играем как и с мячиками (кроме того, что не
катим и не бросаем), плюс по их функциональному предназначению (фруктами
кормим, снеговиков собираем/разбираем, угощаем, танцуем с ними и укладываем
спать, цветы собираем в композиции (по цвету или просто так) и любуемся,
насекомых рассматриваем и усаживаем на цветы по цвету).
3.
Баночки/мисочки с сыпучими.
Цель: развивать слух, наблюдательность,
умение соотносить предметы по звуковым характеристикам, развитие мелкой
моторики рук, координации.
«Найди» - в крупах (горох, фасоль, пшено,
манка) прячем шарики/ игрушки соответственного возрасту деток размера (чтобы
помещалось в руке, но не поместилось во рту) и просим их отыскать.
«Пересыпай-ка»: малышу даем две ёмкости, в
одну из которых он набирает крупу, а во вторую пересыпает (можно руками, можно
давать ложку/лопатку – пластмассовую или деревянную для игр).
«Найди пару» - предлагаем малышу набор баночек с крупами (они закрыты и не
просвечиваются) – каждая баночка имеет пару (тот же состав). Соответственно,
только 2 будут издавать одинаковый звук. Предлагаем крохе найти такую же по
звуку баночку, погремев ею. Помогаем справиться, а потом откручиваем и
проверяем «что же так гремело/торохтело/шелестело». Для таких баночек хорошо
использовать макароны, гречку, фасоль, жёлуди, каштаны, рис, сухую
траву/листья, лоскутки ткани.
4.
Звуковое лото.
Цель: развитие наблюдательности, умения
соотносить, сопоставлять предметы/явления, что воздействуют на разные органы
восприятия (зрительный/тактильный и слуховой каналы восприятия).
Играем.
Малышу предлагаем прослушать определённый
звук (они подобраны у нас по темам: «Транспорт» «Предметы быта», «Животные»,
«Птицы»), потом спрашиваем: «Что это?» и показываем соответствующую картинку.
Так «озвучиваем» 3 картинки, после чего предлагаем крохе найти картинку по
заданному звуку. «Что это?» - звук – «Покажи». И искренне радуемся, помогая
первые 2-3 раза найти именно ту картинку, что нужно. Постепенно количество
картинок увеличивается к 5-6.
5.
Лото запахов.
Цель: развитие наблюдательности, умения
соотносить, сопоставлять предметы, что воздействуют на разные органы восприятия
(зрительный/тактильный и обонятельный каналы восприятия).
Играем аналогично предыдущему лото, только
вместо звука будет выступать запах. Для этого в баночки насыпаем разные
ароматные субстанции (корицу, ваниль, ромашку, какао, кофе, цедру апельсина, цедру
лимона и ещё что вам придумается или найдётся в закутках кухни) и к каждой из
баночек распечатываем соответствующую картинку с изображением данного
ароматного зелья/фрукта.
Тактильное лото.
Необходимо подготовить тактильные дощечки
одного размера, но разной структуры (лучше изготавливать попарно: на 2
картонные заготовки наклеить спички, на 2 – горох, на 2 – гречку, ткани разной
структуры тоже по 2 экземпляра, покапать воском, наждачка и т.п.). К каждой
паре таких досточек подбираем и распечатываем соответствующую картинку (гладкая
ткань – тарелка, ворсистая – кошка, наждачка – дорога, спички – ёжик, и
т.п.). Далее предлагаем крохе потрогать
дощечку и показываем соответствующее изображение. Так формируются ассоциации к
3 дощечкам. После чего предлагаем вспомнить какой на ощупь ёжик (найти
дощечку), кошка и т.п. – из заданных. Играть в такую игру увлекательно не
только малышам, но и деткам повзрослее. Кроме ассоциативной памяти, играя в
мемо (попарно перевёрнутые картинки – находим их), развивается и пространственная память.
6.
Лото вкусов
Очень нравится малышам-дошкольникам, а для
крох до года это и познавательно, ведь для них всё в первый раз, всё вызывает
удивление и интерес.
Подбираем дозволенные крохе фрукты/овощи,
соответствующие им картинки. Играем, как и в предыдущие лото: пробуем,
показываем картинку, потом раскладываем перед малышом 3 карточки с изображением
фруктов/овощей, даём кусочек вкусности и спрашиваем: «Что это?».
Радости познания, общения и становления вашим деткам)
Спасибо, Марина, прекрасные игры! Мои только пробовать отказываются, все бояться, что мама что-то непотребное подсунет))), остальные игры и любили, и любим до сих пор!
ОтветитьУдалитьА моя внученька в 7 месяцев все прока больше ползает, да на ножки встает у опоры. Как-то игры ее мало привлекают, все больше - свободное пространство в квартире. Подождем)))
ОтветитьУдалитьКаждому своё и в своё время))) Но вот мисочки с сыпучими и тактильные игрушки на занятиях на ура у всех крох проходят. Может, что в незнакомом помещении и предлагает какая-то тётка)))) А ползать и познавать интересно всем без исключения))) Отталкиваемся от потребностей малышей - им виднее, что нужно им больше здесь и сейчас. Развития и счастья познания Аня, твоим ребятам (а ты с этим отлично справляешься) и Вашей внучке, Анна Борисовна (у такой мудрой бабушки внуки сами уже всё знают, даже в столь юном возрасте, а Вы просто поможете им вспомнить нужное).
ОтветитьУдалитьКакие летние игры!!!))))) Аж настроение поднялось :)
ОтветитьУдалитьА малыши на фото - такие милые)))) Сейчас небось уже совсем взрослые и самостоятельные!!!)))))))
Это, точно... самостоятельные)))
ОтветитьУдалить