Как и обещала, расписываю игры, в которые мы любим играть с малышами от 6 месяцев до года в игротеке "Малыш-ка".
Игр много, пособий тоже, поэтому всё поочерёдно и постепенно. Из опыта своего родительского и профессионального. Ничего нового, но, всё же)
Игры для детей от 6 мес. до года.
Учитывая возрастные особенности детей 6 мес.: становление
зрения (начинают отличать 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий),
развитие тактильных ощущений, слуха, обоняния, развитие эмоциональной сферы, координации движений, важность стимулирования двигательной активности, проводим следующие игры.
Обязательно, каждое занятие наполнено фольклором (потешки, прибаутки, песенки). а далее пособия и другие игры.
Обязательно, каждое занятие наполнено фольклором (потешки, прибаутки, песенки). а далее пособия и другие игры.
1.
Пирамидки (разнообразные по форме, количеству
элементов – от 3 до 10, материалу).
Цель: развитие сенсорных каналов
восприятия, формирование предметной деятельности, наглядно-действенного
мышления (операции анализа, синтеза, сравнение).
Играем:
«Разберём» - малышам предлагается разобрать
пирамидку. – Очень такое занятие им по душе.
«Рассмотрим» - берём колечко, и называем
его характеристики: цвет, поверхность (мягкая/ твёрдая, гладкая/шершевая или с
углублениями/ изгибами, пупырышками и т.п.), размер в соотношении с другим
кольцом.
«Найдём» - малышу предлагаем найти кольцо
по заданной характеристике (выбрать из 3 предметов указанный), и направляем руку крохи сами к нужному
предмету. Так малыш усваивает сенсорные эталоны, учиться слушать и направлять
своё действие, плюс, получает радость общения и достижения (мы его хвали, какой
он/она молодец!).
«Дай/на» - игра призвана развивать
словарный запас малыша, его эмоциональную сферу и закладывать основы делового
общения. Даём малышу колечко, улыбаясь и нежно, весело говорим «Витя, НА
красное колечко», а потом просим обратно «ДАЙ, ДАЙ, ДАЙ, колечко». Малыш через
некоторое время начнёт говорить «На»,
«Дай», может путать эти слова, но постепенно у его сформируется понятие
взаимодействия и соотношение слов в ситуации общения.
«Соберём по цвету/форме, размеру» - ребёнку
предлагают выбрать только синие (или
другого цвета, можно по размеру, тактильным ощущениям) колечки в
соответствующую корзинку – синюю или др. цвета, размера и т.п.
«Соберём пирамидку» - предлагаем нанизать
колечки на основание пирамидки как угодно, посмотреть что получается, как
правильно, как красиво, соотнеся размер (можно экспериментировать: одевать
одинаковые по размеру, цвету колечки, если пирамидок несколько, а основание
позволяет это делать).
"Найди колечко" - колечки привязываются на разноцветные ленточки, накрываются красивым платочком или тканью одного цвета (подойдут красный, жёлтый, зелёный, синий) так, что бы были видны только ленточки. Спрашиваем: "Где колечки? Спрятались? Найдём? Что за верёвочка такая?" и подтягиваем к себе колечко за верёвочку: "Нашли красное колечко!!!". далее подобные действия совершает малыш. Эта игра деткам нравится, так как это для них чудо - не видишь, а оно есть, находится. У крохи закладывается понятие причинно-следственных действий, он учится смотреть "вглубь" ситуации, анализировать и сопоставлять.
2.
Кубики (мягкие, твёрдые, шуршащие, гремящие,
беззвучные, однотонные и с рисунками).
Цель: развитие чувствительной сферы
(тактильные, зрительные, слуховые ощущения), эмоциональной (через общение и
взаимодействие), двигательной активности, координации движений, знакомство с
цветом, формой, обогащение словарного запаса («куб», «дай», «на», «возле» и названия
изображённых предметов), развитие пространственного ощущения, формирование
умения присматриваться, рассматривать, соотносить по размеру и в пространстве
предметы между собой.
Играем:
«Рассмотрим» - берём кубик, и называем его
характеристики: цвет, поверхность (мягкая/ твёрдая, гладкая/шершавая или с
углублениями/ изгибами, пупырышками, как звучит и т.п.), размер в соотношении с
другим кубиком. Если кубик имеет рисунок, то важно показывать каждую сторону,
обводя пальцем сам рисунок и называя его ПРАВИЛЬНО (это «жук», это «утка»).
Выражения «Это - ЖЖЖЖ», «Это кря-кря» неправильны, так как дитё проассоциирует
изображение не с названием животного/предмета, а со звуками, что оно издаёт.
Лучше и правильнее говорить: «Уточка говорит: «Кря-кря», «Жучок жужжит вот так:
ЖЖЖЖ».
«Попади в корзинку» - показываем, что кубик
можно забросить в корзинку, пакет, мешочек и предлагаем так поиграть: дитё
пытается попасть (скорее положить) в корзинку/пакет кубик, а мы называем
характеристики предмета, эмоционально поддерживаем ребёнка.
«Построим» - показываем, что из кубиков
можно построить башню (високую/низкую, широкую/узкую), ограждение
(длинное/короткое), арку. Можно построить «ручеёк» и преступать через него. Строить
нравится не всем детям, а вот общение с мамой нравится всем, так, что, если
эмоционально данным занятием увлечена
мама, то и дитё приобщиться к этому процессу. Если даже просто создавать
что-то на глазах малыша, он смотрит, познаёт, эмоционально переживает (как
будто сам всё делает), удивляется, запоминает, приходит к каким-то своим
умозаключениям (это можно прочитать по его живой и непосредственной мимике).
Аналогично играм с кольцами проводим
следующие:
«Найдём»
«Дай/на»
«Соберём по цвету/форме, размеру»
"Найди"
3.
Мячи разного цвета, размера, текстуры, материала
и характеристик (звенящие, торохтящие, шуршашие, беззвучные, цельные и собирательные:
на липучках, пуговках, замочках, конструкторы).
Цель: развитие чувствительной сферы (тактильные,
зрительные, слуховые ощущения), эмоциональной (через общение и взаимодействие),
стимулирвание двигательной активности, координации движений рук, ног, знакомство
с цветом, формой, обогащение словарного запаса («шар, «дай», «на», «возле», «в»),
развитие пространственного ощущения, формирование умения присматриваться,
рассматривать, соотносить по размеру и в пространстве предметы между собой.
Играем.
Кроме перечисленных выше («Рассмотрим»,
«Найдём», «Дай/на», «Соберём по…», «Попади в корзину») игр, мячи ещё и катятся,
прыгают, что стимулирует малыша к двигательной активности. За мячом интересно
бежать, отлично прыгать «как мячик», его хорошо катить руками, толкать ножками,
если размер мячика позволяет, то на нём можно посидеть, попрыгать, полежать и
даже отправиться в путешествие под музыку Е.Железновой.
4.
Карточки Домана (или другие карточки/магниты с изображением отдельных предметов на чистом фоне).
Цель: формирование понятийного аппарата,
обогащение пассивного словаря ребенка.
Играем:
«Называй-ка» - просто показываем ребёнку
поочерёдно по 1 карточке с изображением
чего/кого либо (лучше брать по темам) и называем при этом изображение. Интервал
между очередным изображением 3-4 секунды (чем старше дитё, тем ритм
увеличивается, но не быстрее 2 секунд)
«Покажи» - через некоторое время (с 8-9 мес.)
таких упражнений, как указывалось выше, можем предлагать крохе показать нам заданное
изображение из представленных 2-3. Например: «А где коза?» из картинок и
изображением козы, медведя и яблока.
«Обобщение»
Берём по 3-4 карточки из 1 темы (например,
«птицы»), раскладываем перед крохой, называя каждое изображение, а потом,
говорим: «Это птицы» и сопровождаем объединяющим движением.
«Классификация»
Проводится несколько позже – с 8-9 месяцев
малыша и после игр на обобщение: мы берём 3-4 карточки из 2-3 тем (например,
«домашние животные» и «транспорт»), выкладываем поочерёдно каждую группу
карточек перед ребёнком, называя каждое изображение и потом, разделив на группы
самостоятельно (взрослый), говорит обобщающее слово. Через некоторое время
(несколько таких игр), можете предложить малышу разделить карточки на группы
самостоятельно. При частых играх такого рода ребёнок к году может
классифицировать. Но… при перерыве в 3-4 недели без таких игр, малыш может
утратить такую способность. Потом восполнит быстро. Это не повод к
расстройствам и огорчениям, не повод к стремлению. Это игра и воспринимать её
нужно как игру малыша. То, чего мы не видим (например, скорого развития крохи и
долговременного результата обучения) не говорит об отсутствии прогресса или
развития малыше в целом. Он учится сравнивать, присматриваться и анализировать,
что проявится в других видах деятельности.Как говорила вначале, это далеко не все игры, в которые мы играем. так, что следующий пост не за горами)
Читайте также:
- как проходят занятия в статье "Наша игротека "Малыш-ка" для самых маленьких от 6 мес. до года"
- в какие игры играть в статьях "Полезные игры", "Играем с ребёнком от рождения до года"
- как изготовить игрушки самостоятельно для малышей статья "Супер игрушка для развития мелкой моторики" и наша страничка "Своими руками"
- какие игрушки покупать крохе от 0 до года в статье "Выбираем игрушку от 0 до года"
Спасибо, все беру в свою копилку, внученьке уже восьмой месяц, начинаем играть.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Анна Борисовна. Продолжение следует)
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Все такое нужное!!!
ОтветитьУдалитьОчень хороший материал! Столько прекрасных игр для самых маленьких!
ОтветитьУдалитьВсегда рада делиться и познавать сама)))
ОтветитьУдалить