Страницы

9 июн. 2015 г.

Кубики, мячики и пирамидки)))


Как и обещала, расписываю игры, в которые мы любим играть с малышами от 6 месяцев до года в игротеке "Малыш-ка".
Игр много, пособий тоже, поэтому всё поочерёдно и постепенно. Из опыта своего родительского и профессионального. Ничего нового, но, всё же)
Игры для детей от 6 мес. до года.
Учитывая возрастные особенности детей 6 мес.: становление зрения (начинают отличать 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий), развитие тактильных ощущений, слуха, обоняния, развитие эмоциональной сферы, координации движений, важность стимулирования двигательной активности, проводим следующие игры.
Обязательно, каждое занятие наполнено фольклором (потешки, прибаутки, песенки). а далее пособия и другие игры.
1.       Пирамидки (разнообразные по форме, количеству элементов – от 3 до 10, материалу).
Цель: развитие сенсорных каналов восприятия, формирование предметной деятельности, наглядно-действенного мышления (операции анализа, синтеза, сравнение).
Играем:
«Разберём» - малышам предлагается разобрать пирамидку. – Очень такое занятие им по душе.
«Рассмотрим» - берём колечко, и называем его характеристики: цвет, поверхность (мягкая/ твёрдая, гладкая/шершевая или с углублениями/ изгибами, пупырышками и т.п.), размер в соотношении с другим кольцом.
«Найдём» - малышу предлагаем найти кольцо по заданной характеристике (выбрать из 3 предметов указанный),  и направляем руку крохи сами к нужному предмету. Так малыш усваивает сенсорные эталоны, учиться слушать и направлять своё действие, плюс, получает радость общения и достижения (мы его хвали, какой он/она молодец!).
«Дай/на» - игра призвана развивать словарный запас малыша, его эмоциональную сферу и закладывать основы делового общения. Даём малышу колечко, улыбаясь и нежно, весело говорим «Витя, НА красное колечко», а потом просим обратно «ДАЙ, ДАЙ, ДАЙ, колечко». Малыш через некоторое время начнёт  говорить «На», «Дай», может путать эти слова, но постепенно у его сформируется понятие взаимодействия и соотношение слов в ситуации общения.
«Соберём по цвету/форме, размеру» - ребёнку предлагают выбрать только синие (или другого цвета, можно по размеру, тактильным ощущениям) колечки в соответствующую корзинку – синюю или др. цвета, размера и т.п.
«Соберём пирамидку» - предлагаем нанизать колечки на основание пирамидки как угодно, посмотреть что получается, как правильно, как красиво, соотнеся размер (можно экспериментировать: одевать одинаковые по размеру, цвету колечки, если пирамидок несколько, а основание позволяет  это делать).
"Найди колечко" - колечки привязываются на разноцветные ленточки, накрываются красивым платочком или тканью одного цвета (подойдут красный, жёлтый, зелёный, синий) так, что бы были видны только ленточки. Спрашиваем: "Где колечки? Спрятались? Найдём? Что за верёвочка такая?" и подтягиваем к себе колечко за верёвочку: "Нашли красное колечко!!!". далее подобные действия совершает малыш. Эта игра деткам нравится, так как это для них чудо - не видишь, а оно есть, находится. У крохи закладывается понятие причинно-следственных действий, он учится смотреть "вглубь" ситуации, анализировать и сопоставлять.
2.       Кубики (мягкие, твёрдые, шуршащие, гремящие, беззвучные, однотонные и с рисунками).
Цель: развитие чувствительной сферы (тактильные, зрительные, слуховые ощущения), эмоциональной (через общение и взаимодействие), двигательной активности, координации движений, знакомство с цветом, формой, обогащение словарного запаса («куб», «дай», «на», «возле» и названия изображённых предметов), развитие пространственного ощущения, формирование умения присматриваться, рассматривать, соотносить по размеру и в пространстве предметы между собой.
Играем:
«Рассмотрим» - берём кубик, и называем его характеристики: цвет, поверхность (мягкая/ твёрдая, гладкая/шершавая или с углублениями/ изгибами, пупырышками, как звучит и т.п.), размер в соотношении с другим кубиком. Если кубик имеет рисунок, то важно показывать каждую сторону, обводя пальцем сам рисунок и называя его ПРАВИЛЬНО (это «жук», это «утка»). Выражения «Это - ЖЖЖЖ», «Это кря-кря» неправильны, так как дитё проассоциирует изображение не с названием животного/предмета, а со звуками, что оно издаёт. Лучше и правильнее говорить: «Уточка говорит: «Кря-кря», «Жучок жужжит вот так: ЖЖЖЖ».



«Попади в корзинку» - показываем, что кубик можно забросить в корзинку, пакет, мешочек и предлагаем так поиграть: дитё пытается попасть (скорее положить) в корзинку/пакет кубик, а мы называем характеристики предмета, эмоционально поддерживаем ребёнка.
«Построим» - показываем, что из кубиков можно построить башню (високую/низкую, широкую/узкую), ограждение (длинное/короткое), арку. Можно построить «ручеёк» и преступать через него. Строить нравится не всем детям, а вот общение с мамой нравится всем, так, что, если эмоционально данным занятием увлечена  мама, то и дитё приобщиться к этому процессу. Если даже просто создавать что-то на глазах малыша, он смотрит, познаёт, эмоционально переживает (как будто сам всё делает), удивляется, запоминает, приходит к каким-то своим умозаключениям (это можно прочитать по его живой и непосредственной мимике).


Аналогично играм с кольцами проводим следующие:
«Найдём»
«Дай/на»
«Соберём по цвету/форме, размеру»
"Найди"
3.       Мячи разного цвета, размера, текстуры, материала и характеристик (звенящие, торохтящие, шуршашие, беззвучные, цельные и собирательные: на липучках, пуговках, замочках, конструкторы).
Цель: развитие чувствительной сферы (тактильные, зрительные, слуховые ощущения), эмоциональной (через общение и взаимодействие), стимулирвание двигательной активности, координации движений рук, ног, знакомство с цветом, формой, обогащение словарного запаса («шар, «дай», «на», «возле», «в»), развитие пространственного ощущения, формирование умения присматриваться, рассматривать, соотносить по размеру и в пространстве предметы между собой.
Играем.
Кроме перечисленных выше («Рассмотрим», «Найдём», «Дай/на», «Соберём по…», «Попади в корзину») игр, мячи ещё и катятся, прыгают, что стимулирует малыша к двигательной активности. За мячом интересно бежать, отлично прыгать «как мячик», его хорошо катить руками, толкать ножками, если размер мячика позволяет, то на нём можно посидеть, попрыгать, полежать и даже отправиться в путешествие под музыку Е.Железновой.
4.       Карточки Домана (или другие карточки/магниты с изображением отдельных предметов на чистом фоне).
Цель: формирование понятийного аппарата, обогащение пассивного словаря ребенка.
Играем:
«Называй-ка» - просто показываем ребёнку поочерёдно по  1 карточке с изображением чего/кого либо (лучше брать по темам) и называем при этом изображение. Интервал между очередным изображением 3-4 секунды (чем старше дитё, тем ритм увеличивается, но не быстрее 2 секунд)
«Покажи» - через некоторое время (с 8-9 мес.) таких упражнений, как указывалось выше, можем предлагать крохе показать нам заданное изображение из представленных 2-3. Например: «А где коза?» из картинок и изображением козы, медведя и яблока.
«Обобщение»
Берём по 3-4 карточки из 1 темы (например, «птицы»), раскладываем перед крохой, называя каждое изображение, а потом, говорим: «Это птицы» и сопровождаем объединяющим движением.
«Классификация»
Проводится несколько позже – с 8-9 месяцев малыша и после игр на обобщение: мы берём 3-4 карточки из 2-3 тем (например, «домашние животные» и «транспорт»), выкладываем поочерёдно каждую группу карточек перед ребёнком, называя каждое изображение и потом, разделив на группы самостоятельно (взрослый), говорит обобщающее слово. Через некоторое время (несколько таких игр), можете предложить малышу разделить карточки на группы самостоятельно. При частых играх такого рода ребёнок к году может классифицировать. Но… при перерыве в 3-4 недели без таких игр, малыш может утратить такую способность. Потом восполнит быстро. Это не повод к расстройствам и огорчениям, не повод к стремлению. Это игра и воспринимать её нужно как игру малыша. То, чего мы не видим (например, скорого развития крохи и долговременного результата обучения) не говорит об отсутствии прогресса или развития малыше в целом. Он учится сравнивать, присматриваться и анализировать, что проявится в других видах деятельности.

Как говорила вначале, это далеко не все игры, в которые мы играем. так, что следующий пост не за горами)
Читайте также:
- как проходят занятия в статье "Наша игротека "Малыш-ка" для самых маленьких от 6 мес. до года"
- в какие игры играть в статьях "Полезные игры", "Играем с ребёнком от рождения до года"
- как изготовить игрушки самостоятельно для малышей статья "Супер игрушка для развития мелкой моторики" и наша страничка "Своими руками"
- какие игрушки покупать крохе от 0 до года в статье "Выбираем игрушку от 0 до года"

5 комментариев:

  1. Спасибо, все беру в свою копилку, внученьке уже восьмой месяц, начинаем играть.

    ОтветитьУдалить
  2. Пожалуйста, Анна Борисовна. Продолжение следует)

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо большое! Все такое нужное!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хороший материал! Столько прекрасных игр для самых маленьких!

    ОтветитьУдалить
  5. Всегда рада делиться и познавать сама)))

    ОтветитьУдалить