Страницы

16 окт. 2017 г.

Личность ребёнка

Все и всюду говорят о личности ребёнка, об уважении к личности ребёнка, но сами вряд ли понимают, что такое личность и как именно её воспитывать.

Об этом и пойдёт в нашей сегодняшняшней статье.

Личность - это не игрушка в руках взрослых родителей или педагогов. Это хрупкая оболочка, которую мы с нежностью должны наполнять (Чем? вопросик... далее будет), а не вдавливать, впихивать в неё свои понимания жизни с какими-то правилами и отношением к людям, ведь у всех они разные. Воспитывать - это ткать нежные узоры и усиливать сильные стороны родившегося человечка, а не ломать своими "Я знаю, как должно быть".
Итак, о личности...
Если брать отечественную психологию (А.Г. Ковалёв, К.К. Платонов и др.), то в понятие личность они вкладывают темперамент, потребности, установки, интересы, идеалы и интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности человека, которые проявляются в деятельности и во взаимотношениях с другими людьми, социумом вцелом. Так же отечественная психология говорит о том, что личностью может считаться только осознанный индивидуум, который осуществляет деятельность в пользу общества (С.Д.Максименко). 
Тогда, получается, о какой личности ребёнка может идти речь? Вот вырастет, пойдёт на свои хлеба, приносить пользу обществу, тогда и личностью будет считаться. А до этого, будь добр: слушайся взрослых, не спорь и спрячь все свои "несогласия" где-то далеко.
Хотя хорошие педагоги и психологи всегда говорили:" Чтобы ребёнок стал личностью, к нему нужно относиться уже сейчас, как к личности". 
Но, почему-то я столкнулась с таким:
- ребёнка заставляют в саду есть (воспитателю виднее, когда он уже насытился, при том, что порции у всех одинаковы, а потребности разные)
- воспитатели/родители/учителя кричат на детей, переходя на оскорбления: "Ты баран!", "Дурак" и много-много непозволительных унизительных слов.
- родители продолжают брать ремень и наказывать им детей.
Не знаю, этот пост - размышление, но мне кажется, это не правильно.
Почему?
1. Дети рождаются мудрыми от природы. Им дано много. Они уже многое знают.
А мы эту самую мудрость их природную пытаемся заставить их забыть, когда обзываем их, бъём ремнями и кричим на них, ставя в СВОИ рамки понимания, как должно быть. МИР МЕНЯЕТСЯ! ОН УЖЕ НЕ ТАКОЙ, КАКИМ ОН ВСТРЕТИЛ НАС. НАШИХ ДЕТЕЙ ОН ВСТРЕЧАЕТ ИНАЧЕ. 
2. Сегодняшние дети (наверное, они такими были всегда, просто в то время я тоже была ребёнком)  нуждаются в объяснении всего: как появились дома? откуда взялись люди? почему и как идёт газ и почему он горит?
И далее: как будут делать укол? зачем это надо? почему маму надо отпустить на работу, а ему, маленькому, остаться в чужой компании незнакомых тёть (воспитателей), которые ещё и кричать могут? И получив разумное объяснение, они соглашаются (да, тревожно, да со слезами, но соглашаются), они способны, когда нужно (в больнице), потерпеть боль, пожертвовать собой ради всеобщего блага (отпустить маму на работу и быть там, где не хочется). 
3. Они бесстрашны в познании мира. Дети не обременены стандартами, комплексами, запретами и они пробуют жизнь на прочность, свои возможности на высоту, а родителей на сылу добра и выдержку нервов (сложно оставаться спокойным, когда твой утренний кофе переворачивается, когда ребёнок отвернись ты то зуб выбивает, то палец куда-то засунет и поранит его). И в этой ситуации надо давать им возможность проверить свои  силу, ловкость, разумность для преодоления трудностей, и для адекватной самооценки. 
Мне ближе становится с каждым годом структура личности, описанная К.Г.Юнгом
Там всё просто:
- генетическая память рода - коллективное безсознательное
- сознание человека (ощущения, воспоминания, мысли, установки)
- безсознательное (непринятые нами жизненные ситуации, переживания, мысли наши или других людей, н которые хранятся где-то далеко у нас и в определённые моменты жизни проявляются в нашем поведении)
В Западной психологии нет условностей для проявления и наличия личности человека - личность есть и всё.
И личность нужно тогда уважать с самого рождения. Тогда уже сильно и не поругаешь, и полицией "Тебя заберут" как-то стыдно пугать (возможно). 
Занятный факт, наши предки - словяне, считали, что ругать и наказывать ребёнка до 3-х лет нельзя, так как в нём живёт дух предков. Ругая ребёнка, мы ругаем своих прародителей, которые и мудрее, и уважения заслуживают. Неуважение к ним - минус себе в карму.
Тогда, личность человека состоит из:
- заложенного природой (генетически обусловленного - это наше тело, наша генетическая память - посмотрите на движения, привычки ребёнка и Вы увидите скопированные способы поведения родителя, даже если того ребёнок и не видел; это генетическая память рода К.Г. Юнг - коллективное безсознательное), 
- из личного, сформировавшегося именно у этого ребёнка - воспитанные привычки, суждения, черты характера, взгляд на те или иные вещи, которые ему вложили родители, окружение и жизнь (часто никто и не хотел, чтобы у ребёнка сформировалась такая позиция к жизни, а вот так уж получилось - ушёл отец из семьи, и у ребёнка сформировались подозительность и недоверие, презрение к людям).
 Это всё всё нужно уважать. Прислушаться к мысли ребёнка - зачастую значит стать мудрее, опытнее. Посмотреть на поведение ребёнка - увидить свои "бока", как говорите... НЕправильное поведение ребёнка - это неумелое, перевёрнутое с ног на голову отношение к нему: слишком избалован, слишком воспитан и задавлен, слишком много на ребёнка возложили надежд или вообще отпустили в свободное плаванье.
Итак, как воспитывать личность ребёнка, в следующем посте, а этот о том, что нужно помнить не на словах, кого мы воспитываем.
Личность ребёнка формируется изнутри (через наш пример и нашу любовь, уважение), а не снаружи нашими вливаниями. 


4 комментария:

  1. Спасибо, Марина. Прекрасая публикация для молодых родителей! Отправляю ссылку в родительский лекрорий школьного сайта

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю, Анна Борисовна за Вашу высокую оценку. Пусть информация будет в пользу родителям.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Марина.Спасибо за интересную статью.Обязательно приму во внимание Ваши советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Алёна. Спасибо за отзыв и высокую оценку моей статьи. Пусть она придётся в пору.

      Удалить