Страницы

26 февр. 2018 г.

Детям о самоцветах в теме "Живая/неживая природа"

Доброго времени суток, уважаемый читатель. Наши увлекательные занятия продолжаются, а вместе с ними и расширяется ругозор детей, дети взрослеют... Остаётся увлечённость и интерес) приглашаю к нам на часик познания Мира, хоть и виртуально)
Итак, изучая Мир природы, параллельно с Животными леса, мы играли камнями, смотрели их разнообразие, узнавали, как образовыаются.
Попался нам в руки журнал об Урале. А там и лес, и горы, и самоцветы.
Достала я свои бусы да брасслеты, сложила в мешочек, и, подойдя с детьми к "горам", обнаружила невзначай этот самый мешочек с сокровищами.

Детвора с любопытством и интересом засовывали руку в мешочек, доставали украшения  и рассматривали их.
Откуда берутся такие красивые камни? Их находят в горах! Их добывают в горах. Дети сразу определили, что  самоцветы - это неживая природа.
Вопрос, конечно, спорный: вода им нужна, они растут, как оказывается... Но, всё же мы определились пока стем, что камни относятся к неживой природе (узнавая наш Мир, кажется, что, собственно, неживой природы и нет - всё живое: вода умеет запоминать! самоцветы растут! воздух??? а что мы о нём знаем??? в нём что-то витает)))
Расматриваем картинки самоцветов, восхищаемся их разнообразием.
Сделали сви самоцветы из тканюшки (етр был бы идеальным, но за неименеем такого, был другой материал))
И читали сказку "Хозяйка медной горы" - конечно, немного изменив её окончание, без трагизма... Но с поучением)
На следующем занятии, паралельно, с изучением диких животных леса, мы отправляемся виртуально по планете Земля в поисках драгоценных камней. Где есть горы, там и самоцветы:  Карпаты, Альпы, Тибетские горы, в Бразилии и Уругвае...
Как они (камни-саоцвты) образовуются???
Сложный вопрос, но, мы разобрались!!! Кажется) Пусть простят нас , может, и ошибаемся)
Но!
Самоцветы образовуются из минералов, которые есть в воде!!! вода испаряется, минералы остаются, и так как в разных местах планеты текут разные воды, наполненные разными минералами, то и самоцветы получаются разнообразными: гранат, рубин, изумруд, сапфиры (розовый, голубой), кварцы разнообразные, и бриллиант.



А вырастают они в жеодах - сферической формы образованиях, попадая в которые вода постепенно испаряется, а минерал, оставшийся, образовывает камни: сперва агат (чёрный, белый, зелёный или коричневый), затем, возможно аметист, а там, и более дорогие самоцветы.
Жеоды бывают разные - от нескольких см.- миндалины до огромных размеров и разной формы: уж как начнут расти камни изнутри жеода, то и форма меняется со сферической в разнообразную.




Посмотрели на картинки, стали сами жеоды искать в песке - в нём тоже бывают - в Африке из рек камни намывают)
Играли самоцветами, строили что-то и украшали постройки (мне пирамиды напомнило с сокровищницами - но откуда детям об этом знат??).



Опыт с солью нам показал самоцветы))) солевые, правда, но такие чёткие - идеальной кубической формы.
Сюда прекрасно подойдёт опыт с солевой гирляндой и сахарными кристалами.
И рисовали самоцветы)) И то, как они растут - дети сами придумали как нарисовать) и отразили)


А я, на произвольно нарисованных Стёпой горах, сделала нам опорную схему названий камений, а то, дети лучше запомнили как называются камни какого цвета, и если я ещё путала изумруд и рубин, то они меня сразу же поправляли, так как у них и "рубины", и "изумруды" в руках были)


Вот такие у нас занятия))) одним постом не опишешь)
и вот такие идеи взяла себе на заметку - в работе с камнями)





1 комментарий:

  1. Марина, как всегда очень интересно и для взрослых, и для детей. Сколько же в теме идей - настоящий генератор!

    ОтветитьУдалить