Страницы

30 нояб. 2014 г.

10 цитат из "Маленького принца" в послание родителям.



1. "Зорко одно лишь сердце... Самого главного глазами не увидишь... Глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое прекрасное ... то, чего не увидишь глазами."

Глаза наши очень многое видят. Они видят цвет волос другого человека, его черты, рост, одежду, в которую он одет... но они не умеют чувствовать. Все наши эмоции в сердце, и только сердце в силах
понять другого человека, полюбить его таким, какой он есть, сердце поможет "увидеть" то, чего не "увидят глаза" - душу. Наша задача показать ребёнку красоту и ценность души. Научить чувствовать себя и другого человека. Как это сделать? Как научить? Да просто своим примером! Обращайтесь к душе человека, а не к внешним проявлениям - это будет лучший урок ребёнку!


2. "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" 

Что такое "приручить"? "Это создать узы". Узы между мужем и женой, родителями и ребёнком, между друзьями, между родными. Мы навсегда в ответе за близких, поскольку они в нашем сердце, они в нашей жизни. Это основа основ межчеловеческого общения. Это необходимо показать и привить ребенку. Он должен запомнить, усвоить на уровне ощущений, эмоций как истину, что он в ответе за игрушку, которой играет (да, да, и за игрушку тоже... она ведь для малыша самый настоящий и живой друг), за щенка, хомячка, рыбку, за друга, за своих родителей в будущем. Да, игрушка вскоре надоедает или ломается, но это не значит, что ее надо забросить в угол и забыть про нее. Малыш в ответе за эту игрушку, ее стоит починить или упаковать аккуратно и спрятать, или подарить другому ребенку, который в ней больше нуждается. Даже если малыш еще не может это сделать самостоятельно - сделайте это вместе с ним, так, чтоб он видел и понимал, что ОН В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ.


3. "Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут"… 

Только дети действуют абсолютно понятно, они делают то, что им хочется, не играя, не притворяясь! Только дети точно знают чего хотят! Правда, "взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать", но поверьте, малыш сам точно знает куда ползет и что хочет взять! Только дети умеют так любить! Всей душой, просто так, ни за что, безвозмездно!
Этому стоит учиться у деток. Хотя, разве учиться? Надо просто вспомнить! Мы это умели, "взрослые ведь тоже когда-то были детьми, просто они забыли об этом..."
"Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым".


4. "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету". 

"Планета"...  Что же прячется за этим образом у Экзюпери? Возможно, планета - это внутренний мир, душа, наше внутреннее Я: эмоции, чувства, душевное состояние. Точно так же, как поутру мы приводим в порядок наше тело, так и нашу "планету" стоит регулярно "очищать" от разного рода мусора: от плохих мыслей, накопленных обид, разрушительных эмоций. Давайте учить ребенка проявлять все чувства сразу, прочищать вулканы эмоций еще до того, как они взорвуться с разрушительной силой... ведь всякое может произойти... Научите выяснять ситуацию сразу, научите прощать и просить прощение, покажите как проявить злость и что сделать с раздражением.
Возможно вы захотите использовать образ "планеты" в значении "собственный мир" (собственная комната, рабочий стол, постель, игровая зона и т.п.). Держать личное пространство в чистоте и порядке - это не только для эстетического вида, но и, согласитесь, так дышать легче! и мысли ровнее, и уроки быстрее делаются, и игра интереснее.


5. "Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают — если у них шипы, их все боятся…"

Не кажется ли вам, что в этих словах скрывается поговорка "Лучшая защита - это нападение"? А не кажется ли вам, что человек, как и цветок, пытается выставлять "шипы" (агрессивничает, злобно реагирует, нападает) для того, чтобы защититься? Особенно это касается детей. Они ведь только пришли в этот мир, они еще такие "слабые и простодушные". И если мир безопасный, если ему можно доверять, если мама рядом, и ощущение безусловной любви не покидает малыша, то и защищаться не от чего. Но если мир кажется ребенку опасным, если любовь родителей стоит под сомнением а мамы нету рядом, тогда, когда она нужна, ребенок начинает ощущать дискомфорт и страх в этом мире, от чего и "старается придать себе храбрости" и обростает "шипами" (дерется, толкается, кусается, кричит, все ломает, одним словом агрессивничает).

6. "Взрослые ... воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы"

Взрослые не просто считают себя величественными, они вообразили, что их дела важнее детских. Они решили, что их чувства, их переживания, их желания и потребности намного важнее и серьезнее детских. Взрослые возомнили, что они знают лучше ребенка, что ему нужно, что ему важно, а что нет. Они решают вместо детей что им кушать, что одевать, на какой кружок ходить, а на какой нет, с кем дружить, а с кем нет... Ну как же, они ведь лучше знают, они ведь дольше живут в этом мире, они ведь такие "величественные, как баобабы".
Да, действительно, они старше, опытнее ребенка, и знают больше, но эти знания они приобретали по мере необходимости, а не все сразу. И то, что они знают сейчас еще пока совсем не нужно ребенку. Для него куда более важнее "тряпичная кукла", которой они "отдают всю душу". А ведь мы уже уяснили, что "одни только дети знают, чего ищут". А взрослые "уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую"
Детские желания и потребности такие же важные и такие же серьезные, как и у взрослых. Нам просто необходимо остановиться, не спешить, а научиться слышать, видеть, замечать желания и потребности своих детей!

7. "Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками"

Люди разные встречаются на нашем пути. И добрые и злые, и подлые и надежные. Нельзя от всех неприятных особей оградить себя и своего ребенка. Они все-равно будут иногда появляться на жизненном пути. Научитесь терпению и толлерантности к различным типам характера, к привычкам других людей, ведь у вас тоже наверняка есть такие особенности, которые не всем по душе. И научите также своего ребенка принимать людей такими, какими они есть. Возможно за обликом гусеницы прячется прекрасная бабочка. Не стерпев эту гусеницу, вы или ваш ребенок может никогда не познакомиться с бабочкой...


8. "Тогда суди сам себя. ... Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр"

Не судите ребенка, оценивайте только его поступки, а не его самого! Это во-первых. Во-вторых помогите ребенку самому оценивать свои поступки. не спешите восхищаться картиной, которую нарисовал ваш малыш, лучше одобрите его старания, а вопрос "Красиво?" переадресуйте ему: "А ты как считаешь? А тебе нравится?". Обсуждайте вечером прожитый день, пусть ребенок сам скажет что сделал хорошего, а какой поступок был плохим. Это касается не только ребенка! Просто старайтесь не судить других, займитесь лучше собой...

9."Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез".

Дети плачут и очень даже часто. Иногда легко понять причину - разбитая коленка, сломанная игрушка. Но иногда нам только кажется, что мы понимаем почему плачет ребенок. А на самом деле причина слез гораздо глубже. Постарайтесь почувствовать своего ребенка, понять его на уровне чувств, на уровне его душевных переживаний. Увидев слезы ребенка хочется сразу спросить "Почему ты плачешь? Что случилось?", но не торопитесь! Ведь "Слова только мешают понимать друг друга". Попробуйте обнять и помолчать, попробуйте общаться эмоционально, сопереживать, не жалеть, не сочувствовать, а сопереживать ребенку. Скажите "Ты расстроен(а)..." и этим подтвердите свое понимание и принятие душевного состояния ребенка. А далее он сам решит рассказать вам или нет. Поверьте, он расскажет! Не торопитесь с выводами, ведь "она такая таинственная ... эта страна слез"... 

10. "Хорошо, когда есть друг, пусть даже надо умереть"

Одиночество - это самое угнетающее чувство. А одиночество ребенка - это большая боль. Он может жить в большой семье, но чувствовать себя одиноким... А может иметь всего одного друга, но чувство одиночества не посетит его никогда... Да-да.. "Среди людей тоже одиноко"
А вы уверенны, что ваш малыш не чувствует себя одиноким?.....