АГРЕССИЯ (от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательныепереживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-лшибо цели (инструментальная агрессия), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ К МИРУ - Понятие базового доверия к миру было введено учеником Зигмунда Фрейда (наиболее известного из всех психологов) Эриком Эриксоном. Он поделил всю жизнь человека на определенные этапы, на каждом из которых человек должен решить главную задачу, а помогает ему в этом его ближайшее и значимое на тот момент окружение. В случае успешного решения, появляется положительное качество, в случае неуспешного — отрицательное.
Базовое доверие к миру заключается в том, что человек считает этот мир хорошим и дружественным по определению, вне зависимости от тех или иных событий, происходящих в его жизни, в глубине души он всегда хранит твердое убеждение, что этот мир хорош и безопасен и все обязательно будет здорово.
Как же и почему оно возникает? Степень доверия, которым проникается ребенок к окружающему миру, другим людям и самому себе в огромной степени зависит от его близких и той заботы, которые они к нему проявляют. Малыш, потребности которого быстро удовлетворяются, который получает то, что он хочет, никогда не испытывает долгого неудовольствия, которого ласкают и баюкают, с которым разговаривают и играют, чувствует, что мир — это, в общем, уютное место, а люди — существа добрые и отзывчивые.
ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник... Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. За Э.Эриксоном для ребенка в разные возрастные периоды свой значимый взрослый. от 0 до 1 года - это мать. От 1 года до 7 лет - это родители. 7 - 14 лет - учитель. 14-17 - кумир, чаще группа сверстников. Старше 17 - идейный лидер, товарищ.
СТРЕСС - состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители. Реакция психики на психотравмирующую ситуацию.
УСТАНОВКА (аттитюд) — согласно Д. Н. Узнадзе — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию.
ФРУСТРАЦИЯ (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
НАКАЗАНИЕ — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение (Б.Ф. Скиннер). Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков.
Термин «наказание» в психологии означает действие, которое
совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что
какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания —
побудить человека или животное не вести себя данным образом. Это наиболее общий
метод контроля поведения.
По Б. Ф. Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя
различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное
наказание».
Примеры позитивного наказания: если дети плохо себя ведут,
то их ставят в угол или шлепают; если студенты пользуются шпаргалками на
экзамене, то их исключают из ВУЗа; если взрослых ловят на краже, их штрафуют
или сажают в тюрьму.
Негативное наказание состоит в том, что за определённым не
одобряемым поведением человека следует устранение (возможного) позитивного
подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за
плохого поведения, с работником, нарушающим трудовую дисциплину, расторгают
трудовой договор, работодатель же, нарушающий права работников, сталкивается с
забастовкой.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ - действие или поведение, отображающее отношение человека к чему-либо, кому-либо. Характеристики эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Имеет компоненты: переживание, физиологический компонент, экспрессивный компонент. - Ильин Е.П. "Эмоции и чувства"
ЭМОЦИЯ (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.
ЭМОЦИИ БЫВАЮТ:
1.ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной. Эмоция интереса актуализируется ситуациями столкновения субъекта с соответствующим предметом или информацией, ситуациями необычности, противоречивости и новизны.
2.ЭМОЦИЯ СКУКИ Она возникает в ситуациях однообразия и монотонии.
3. УДИВЛЕНИЕ довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т.п.
4. ЭМОЦИЯ РАДОСТИ возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма.
5. ЭМОЦИЯ СТРАДАНИЯ по знаку противоположна эмоции радости. Она может переживаться как состояние уныния, пассивности, упадка духа, обескураженности, одиночества, депрессии, а в предельно острой форме – горя. Возникает в ситуациях депривации (лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения) основных жизненных потребностей, мотивов и устремлений личности, при утрате близких людей. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важнейших условий духовного развития.
6. ЭМОЦИЯ ГНЕВА возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т.п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сильный гнев может перерасти в состояние ярости и аффекта. В этом случае человек теряет самоконтроль и возможность сознательно управлять своими действиями. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя.
7. ЭМОЦИЯ СТЫДА возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т.п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения – сложные личностные проблемы.
8. ЭМОЦИЯ ГОРДОСТИ возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т.п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. На основе эмоций стыда и гордости происходит развитие устойчивого отношения к себе.
9. ЭМОЦИЯ ОТВРАЩЕНИЯ возникает по отношению к объектам, явлениям или людям, в значительной степени не соответствующим нравственно-эстетическим требованиям субъекта. Они воспринимаются как уродливые, отвратительные, омерзительные и т.п. Это могут быть поступки, мысли и желания людей, конкретные предметы, продукты деятельности и др. Эмоция отвращения порождает желание изменить соответствующий объект (улучшить, усовершенствовать), уничтожить его или дистанцироваться от него.
10. ЭМОЦИЯ ПРЕЗРЕНИЯ по своей сущности соответствует эмоции отвращения. Однако возникает она только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
11. ЭМОЦИЯ ВИНЫ возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости.
12. ЭМОЦИЯ СТРАХА возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
По книге Занковского А.Н.”Психология деловых отношений”
Комментариев нет:
Отправить комментарий