Вопрос как выбрать няню для
ребенка рано или поздно возникает у родителей, которые по каким–либо причинам
не могут сидеть с ребенком, а бабушки или отсутствуют, или тоже заняты.
Няни – это помощники. Но только
няни – профессионалы могут быть полезны… в противном же случае, человек,
пребывающий с ребенком в отсутствие родителей, может причинять вред. Нет, не
физический, не материальный, а тот, о последствиях которого вы узнаете гораздо
позже… через год – два-три, а то и 10 лет.
Какой же такой вред это может
быть? Неправильное воспитание, результатами которого могут быть:
1.
Истеричность,
капризность, неуправляемость. Это результаты вседозволенности.
Такое случается, когда человек, находящийся
вместо родителей с ребенком, боится
потерять работу или безответственно относится к своим прямым обязанностям.
Тогда он позволяет себе выполнять все
прихоти ребенка и не обращать внимание
на отклонения в поведении малыша (писает на диван, швыряет машинку в стену – ну
и пусть - не мой же диван (стена, игрушка), а чудо-чадо пусть родители
воспитывают).
Пример из
жизни и практики: малыша оставили на
няню и бабушек с 1 года до 2 лет – приехав, родители были в отчаянье: ребенок
никого и ничего не слушался, творил, что хотел – ломал, разливал, разбрасывал,
криком добивался своего – купи, дай, хочу).
Воспитание
ребенка предполагает некоторую требовательность со стороны взрослого, его
мудрость и настойчивость в достижении поставленных целей.
2.
Скрытность,
двуликость. Тоже результат вседозволенности.
Но в таком ее
варианте: мама с папой запрещают, а няня, тайком разрешает. Человек делает это
из «хороших помыслов», мол «да он же маленький», «да жалко, ведь дитя». Или же,
снова – боится потерять работу, детки ведь тоже могут манипулировать: «Вот
скажу маме, она тебя уволит» и безвольный человек сидит и молчит, а ребеночек
все больше претензий, требований выдвигает, более изворотливым становится.
Потом и родителями начинает управлять: «В саду меня обижают. Не хочу туда
ходить. Суп плохо приготовлен, я его есть не буду» и т.п.
3.
Неуважение к родителям.
Такой случай у
меня в практике тоже был. Мама обратилась с таким вопросом: «Дети (два мальчика
3 года и 5 лет) не слушаются, командуют мной, пытаются манипулировать. Старший
даже выдал: «Я тебя не люблю. Хочу, что бы ты делала то, что я хочу». Муж
отстраняется от воспитания – занят… работает». Как оказалось в ходе беседы,
есть у них няня, которая «очень любит детей», своих у нее нет. Она с ними бегает в футбол (не
смотря на возраст 50 лет с хвостиком), играет в прятки и подобные игры. Ее они
слушаются. При выборе, с кем остаться, с
мамой или няней – предпочтение, конечно, отдается няне. Дети не хотят с ней
расставаться, любят ее. Да, в такой ситуации, маме, может быть, нужно подумать, где изменить немного свое
поведение, чем заинтересовать ребят. Но мама все равно будет требовать,
воспитывать и направлять в нужное русло детей. Игра в футбол с женщиной в
возрасте, как по мне, может воспитать только панибратское отношение ко
взрослым, а истинное уважение и любовь достигаются через развивающие интеллект
упражнения, через научение, объяснение, разговоры и т.п. Кроме того, человек, который воспитывает
детей, ОБЯЗАН повышать чувства благодарности,
уважения, любви малышей к их родителям. Это называется просто – ТАКТ.
4.
Неусидчивость,
неуравновешенность. Причиной этому могут
быть сам темперамент няни и ее пристрастие к подвижным играм.
Усидчивость
воспитывается, с ней рождается немногое количество людей – флегматики. И вот
человек, который сам по себе подвижный, часто может не обращать внимание на
такие мелочи, как: убрать все игрушки на
свои места ( при том не няня их убирает, а она направляет ребенка в этом
деле, показывает спокойно как это делается и просит о помощи, хвалит ребенка за
достижения и успехи), довести начатое дело до конца (не сама быстренько все
сделала – рисунок, аппликацию или собрала пирамидку, а руками малыша, помогла
ему (до 2-3 лет) или нашла мотивацию для него, что бы сам захотел (от 3 лет)) и
т.п.
Также беготня
перед сном – это один из путей, конечная станция которого – неуравновешенность.
Ребенку нужно спать, а он угомониться не может. А не может, потому, что
разбегался, возбудился. Потом долго укладывается, поздно засыпает и поздно
встает.
Это все Вы
увидите в течении года. Сложнее будет увидеть душу ребенка и его ценности. Они
проявят себя много позже.
Как быть? Отказаться от няни? НЕТ. Просто
оценивайте Человека по его качествам и моральным ценностям во время собеседования, в адаптационный
период (2 недели ребенок привыкает к няне, знакомится, а Вы присутствуете при
этом, наблюдаете).
При этом,
возраст, образование, опыт работы няней и все «регалии» (характеристика с
прежнего места работы, сертификаты со специальных курсов нянь и т.д.) – все это
понятия относительные. Студентка может оказаться более ответственной, чем
сорокалетняя женщина, а шестидесятилетняя дама – более работоспособной, чем
двадцатилетняя девушка. Так же и образование не гарантирует образованности, а
характеристика истинного положения вещей.
Но вот несколько подсказок. На что стоит
обратить внимание.
1. Жизненный путь человека – претендента в
няни. Если путь «не сложился», лучше откажите – человек сам строит свою судьбу,
а не обстоятельства и окружение. Чему тогда он (она) может научить? Плыть по
течению?
2. Семья претендента в няни. Если у
«заслуженной» няни сын «сидит», то кого она воспитала? Хотите повторений?
3. Манера поведения, речь: спокойный
уравновешенный голос, красивая, правильная речь – да; живая мимика, юмор – да; быстрая речь, ломаная
или неправильная речь, жестикуляции – нет; тихий, «упадочный голос» - нет; без
эмоциональность - нет.
4. Подход к ребенку: ребенок – это малыш
(маленькое, беззащитное существо) – нет (будет с ним нянчится, кормить,
одевать, а надо, что б развивала, учила,
воспитывала); ребенок – это человек, который может все, просто он еще не
научился – да (и разовьет, и научит, и воспитает); ребенок – взрослый – можно,
но осторожно (будет многое требовать не по силам дитю).
5. Подход к обязанностям: берется за
домашнюю работу – нет (это уже говорит о том, что человек пришел зарабатывать
деньги, а не заниматься Вашим малышом!!! Кто же будет заниматься с ребенком,
когда «супер-няня» супы будет варить?); отказывается от дополнительных
обязанностей по дому – да. Как говорят мои знакомые няни «Я помощник родителей
в воспитании их детей, а не домработница, гувернантка и т.п. У меня другие
задачи».
6. И,
в общем ЛИЧНОСТЬ няни – ее убеждения,
ценности, чувство собственного достоинства. Если она проявляет уверенность,
твердость в своих убеждения, способна отстоять их, даже вопреки мнению
родителей – мягко, но уверенно Вам объяснит свою позицию, пожалуй, это именно тот
показатель: человек искренний, профессионал своего дела, имеет чувство такта.
Все это Вы можете определить уже
при собеседовании. На что стоит обратить
внимание, во время взаимодействия няни и малыша первые две недели (так
называемый адаптационный период):
1. Пунктуальность. Если человек опаздывает,
это говорит о его неорганизованности и безответственности.
2. Внешний вид. Когда няня после 5 часов
работы с ребенком выглядит , как только вышла из салона красоты (губы
накрашены, волосы уложены) – то она, скорее всего, занималась собой, а не ребенком.
3. Количество и продолжительность телефонных
звонков, разговоров. Некоторые люди зависимы от них, тогда такие занятия
занимают у них большую часть времени, а дети предоставлены сами себе.
4. Стиль общения с ребенком: заигрывание –
не подходит (скорее всего потом будет потакание детским капризам), деловой –
относительно неплохой (недостаток лишь в том, что ребенку нужен более
эмоциональный контакт), дружелюбия – отличный (проявляется в умении выслушать
ребенка, убедить его, когда его мнение и желания в данный момент не
соответствуют ситуации, направить), запугивание – нет! (даже, если это просто
невинное «скажу маме», в дружелюбном это прозвучит так «как ты думаешь, а что
об этом думает мама?»), отстраненность, холодность – однозначно нет.
5. Реакция на плачь (истерику) малыша: если
няня укачивает ребенка, когда тот плачет или кричит (имеется в виду малыш до
года) – это говорит о ее непрофессиональности!!!
Укачивать детей нельзя!!! Они успокаиваются потому, что их укачивает – теряют сознание
(как пишет Е. О. Комаровский в книге «Здоровый ребенок и здравый смысл его
родственников»). Если ребенок закатил истерику - первым делом его нужно успокоить (как это сделать – мы писали
ранее), а потом уже выяснять причины и объяснять, как это некрасиво и плохо.
Если истерика малыша сопровождается нотациями и поучениями – опять – проявление
не профессионализма.
6. Наполняемость дня ребенка. То есть игры,
занятия, упражнения, которые организовываются на протяжении дня. Если большая
часть из них – это доганялки, прыгалки, качели, дурашество – это пустое для ребенка время,
которое будоражит и дезорганизует. Каждая игра должна иметь смысл, цель. Так, к
примеру с ребенком до 3 лет, можно иметь по 2-3 наглядных результата его усилий и стараний: рисунок, поделку
и выученный стих.
Эту тему можно обсуждать и
обсуждать. Мы делимся своим опытом, своими наблюдениями и мыслями. Они могут
быть не полными, субъективными. Пишите свои наблюдения и выводы. Пусть они
будут в помощь заботливым родителям счастливых детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий