Что мы говорим | Что слышит ребёнок | Возможные последствия сказанного |
Ты плохой мальчик/девочка | Я плохой/плохая, я никому не нужен/не нужна |
Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же |
Ты вредный (грязный, глупый…). |
Я всегда вредный (я грязнуля, я глупая…), я никому не нужен такой. |
Внушают, что он такой. Заниженная самооценка. Искренне поверит, что он глуп, и станет таким. |
Вот придёт милиционер, он тебя…… собачка укусит |
Что придёт на самом деле и такое (!) устроит… |
Запугивание, которое формирует фобию |
Ну и оставайся один, я пошла… |
Мне всё равно, чтос тобой дальше будет | Страх, ощущение, что его лишают поддержки, брошенность |
Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь…) |
Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха… я плохой. Меня не любят. | Программирование на неудачу. |
Ты бестолковый, как твой отец. |
Мы оба плохие, но я хуже. | Ребёнок переживает за себя и за родителя. |
Воспитательница эта просто… (далее следует негативный комментарий). |
Её можно не слушаться. Она делает неправильно. | У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.
|
Что ты пристал со своими играми.
|
Мне с тобой неинтересно. | Родители не интересуются им. Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать. |
Ваня щелкает задачки, как орешки, а ты... | Он умный, я дурак. | Нездоровое соперничество, зависть. |
Как тебе не стыдно…
|
Ты меня не любишь, и я тебя любить не буду. | Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого. |
И это что, твои друзья?! Как можно с ними…
|
Я не уважаю твой выбор | Со временем отчуждается и заводит свои секреты. |
Разве можно любить такую музыку, группу? |
У тебя дурной вкус. | Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие.
|
Дай, я сама, у тебя не так получится. |
Я ничего не умею делать хорошо | Возникает неверие в свои силы. |
Как ты мог опять так поступить?! |
Тебя не за что любить. | Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви. |