«Гибкость мышления – это показатель
способности человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с
разных сторон, использовать различные стратегии решения».
Гилфорд Д.
Буквально вчера одна из моих знакомых говорит:
«Хочу, что б мой мальчик принимал самостоятельно решения, ориентировался в
потоке информации, легко выходил из затруднений. Хочу, что б был лучшим и все
знал, мог (о родительских ожиданиях несколько позже), но понимаю, что только
занятий в центре недостаточно (а может и не надо вообще), что «пичкать»
насильно его знаниями вредно…»
И тут же, на детской площадке, в этот же день, подошла
к нам (к мамам – дети наши играли в песочнице) девочка лет пяти. Ее слова: «Ой,
какой мишка… Так хочется с ним поиграть…» И все… стоит… опять: «Так хочется с
ним поиграть…». Девочка напомнила мне сразу утренний разговор с мамой мальчика…
потом случаи из опыта работы в детском саду, когда ребенок не знал, как
правильно обратиться к ровеснику или взрослому, когда что-то хотел, когда не
мог самостоятельно принять решение в той или иной ситуации.
Я обратилась к девочке: «Хорошо, что нужно для
этого сделать?» – молчание, потом : «Так хочется поиграть с мишкой...». Я:
«Наверное нужно спросить разрешения: – Можно поиграть Вашим мишкой? –
молчание… - Да, можно, бери пожалуйста…». Меня это рассмешило… Потом такая же
ситуация повторилась с лопаткой, которую девочка «хотела», но общалась она уже
с нашими «неговорящими». Можете себе это представить!!! Смешно… а девочке вовсе
не до смеха… Она совершенно нормальная, из хорошей благополучной семьи, без
каких-либо отклонений. Она много знает, как показало дальнейшее с ней общение,
но… гибкости мышления нет. Наблюдали Вы когда-либо такую ситуацию? Думаю, да.
Как развить гибкость мышления??
Ну уж точно не накоплением знаний через посещение
занятий, чтение книг, просмотр развивалок для детей (обучающее видео,
мультфильмы и т.п.). Эти все «методы» развивают память, кругозор
ребенка, формируют его мировоззрение, широту и глубину мышления. Но не
гибкость! Эти качества мышления важны, но все по очереди: в год-два – понимать
названия предметов быта, окружающей природы (растения, животные и т.д.), учимся
общаться, сравнивать, самообслуживанию обучаемся (самостоятельнораздеться, одеться, игрушки собрать, есть), а не буквы изучаем!
Итак, посещая, те же занятия в развивающих
центрах, читая книги, задавайте себе вопрос: «Какую цель я преследую?» Изучая
буквы в 2 года мы что, хотим чтоб ребенок в 3 читал? Зачем ему это? (Троечники
делают только то, что принесет им удовольствие и выгоду, поэтому в жизни успешней, зачастую, чем отличники!!!)
Потом, когда Вы ведете ребенка в развивающий
центр, прослеживайте в занятиях проблемные моменты, когда педагог ставит перед
ребенком задачу, вопрос, создает неоднозначные моменты (ребенку не дается
прямое указание к действию, а ситуация предполагает его, и малыш сам находит
выход). Вот такой подход нужен! Читая книгу, делайте паузу (интрига), что же
дальше…
А вообще гибкость мышления развивается в таких
ситуациях, когда Вы вообще о ней не думаете – в быту, в повседневной жизни.
Гибкость мышления – это умение применить имеющийся опыт в новой ситуации,
умение найти новый способ решения в уже привычной обстановке.
Для развития гибкости мышления ребенка:
1.
Относитесь к шаловству ребенка с пониманием (то, чего мы не
понимаем, не значит, что это не правильно, малыш видит это так). Ну а если он
точно не прав – дайте возможность почувствовать ответственность за свой выбор
(убегала 3 раза в розы: 1-2-й – уговоры, объяснения мамы, 3-й – упала – личный
опыт – больше туда ни ногой). Строгие наказания и ограничения блокируют
самостоятельность (ребенок боится пробовать что-то новое, так как присутствует
страх ошибиться и быть наказанным - Ваше негативное отношение, тоже наказание!)
2.
Избегайте прямых указаний после 2-х (ну, хорошо – 3-х) лет:
«Одевайся. Идем на улицу.», «Поставь чашку на стол» и т.п. Лучше формулировки,
которые требуют мыслительной деятельности: «Пойдем на улицу? – малыш САМ принял
решение – «ДА» (если, конечно, там интересней, чем перед компьютером – см. Прогулки) Что для этого нужно?». Или
«Попила компот? Что дальше? Куда нужно поставить чашку?». С возрастом
«проблемные» ситуации усложняются: ребенку 6 лет – «Уже девять часов вечера…»
(ребенок САМ должен вспомнить режимный момент дня и согласиться его
выполнить… или найти аргумент его оспорить).
3.
Создавайте «проблемные ситуации» ребенку:
- смените обстановку дома: переложите
книги малыша на новое, но доступное, вблизи место, и спросите: «Тебе
почитать? Что будем читать?» - пусть сам найдет и принесет книгу; поставьте
завтрак на стол малыша, а стул отставьте несколько дальше: «Садись.
Позавтракаем.», в помощь ребенку - свой стул отставьте в то же место, потом
возьмите его, поставьте к столу, присядьте кушать, некоторое время подождите,
понаблюдайте, как будет действовать ребенок.
- учите «решать вопросы» во время прогулки:
рано или поздно найдется на игровой площадке ребенок, который захочет отобрать
игрушку у Вашего любимого чада и сделает это. Погодите «наступать на чужого
ребенка», эффективней, научить своего правильно действовать. Когда у наших
полутора годовалых малышек, пятилетний мальчик взял «без спроса» каталочку, и
они подошли к нам с жалобой «уууу, ыыыы», мы: «Что: УУУУ, ЫЫЫ? Решайте свой
вопрос. Что можно сделать? Идите к мальчику и договаривайтесь.» Мальчик не
отреагировал, на малявочное: «дай-дай-дай». Мы: «Хотите каталочку – возьмите…»
- забрали… хотят сами чужую игрушку – «Идите договаривайтесь. Можно обменять,
попросить.».
- давайте ребенку право выбора одежды,
игры и игрушек, событий, но не более чем из 2-3: «Что ты сегодня оденешь: вот
эту юбку с этой кофтой или это платье?», ""Какие игрушки ты берешь на
прогулку?"
Чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее
будут «проблемные ситуации». Советуйтесь с ребенком: "Что будем
делать? Как лучше поступить? Что купить, когда у нас денег ...?" и
т.п.
4.
После 4-х лет отвечайте на очевидные вопросы (их суть – поймать
внимание взрослого) неочевидными фразами. Ребенок: «Ты стираешь?» - мама:
«Милая, я пою)))». После нескольких таких ответов ребенок перестанет у Вас
спрашивать очевидные вещи, а научится искать более приемлемые для его возраста
способы взаимодействия с Вами.
В любом случае, если у ребенка возникнут трудности, погодите помогать,
лучше направляющими вопросами, дайте, все же, самостоятельно найти решение, а
потом похвалите.
Комментариев нет:
Отправить комментарий