28 июл. 2014 г.

«О чем с ним (ребенком) можно разговаривать и как?» - иногда возникает вопрос у родителей малыша...


  Важно не то, о чем, важно КАК? Как мы разговариваем? Нервно, спеша куда-то. Или монотонно, вяло? Или грубо – что б боялся? Желательно душевно: ласково, с любовью и трепетом в голосе (иногда ситуация требует строгости и твердости в голосе, но пусть это будет тон и интонация ситуации, а не жизни!). 





Итак, говорим малышу, какой он у нас прелестный, любимый и обожаемый. Это не страшно, не опасно – это приятно и необходимо для уверенности ребенка в себе и в Вас. (Завышенная самооценка появится только тогда, когда вы будете ставить его выше других детей, когда будете считать его лучше других – НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!!! СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА С САМИМ СОБОЙ – ОН ВЧЕРАШНИЙ И ОН СЕГОДНЕШНИЙ).

Комментируем все свои действия: «Сейчас ты немного посидишь и посмотришь, как мама готовит суп. Берем кастрюлю, наливаем воду…». Кроме того, что у ребенка есть чувство участия в процессе действий (а это опять, и самооценка, и чувство общности с мамой, и интерес), так это уже и словарный запас ребенка, знакомство с окружающим миром (названия предметов, действий).

Важно называть все, что Вас окружает, все, с чем сталкивается и видит малыш. И тогда у него не будет трудностей, когда он придет в детский сад. Вот живой пример из практики: Воспитатель: «Возьми майку – оденем». Ребенок в недоумении берет шорты и со слезами: «Это майка?». В таких ситуациях ребенок оказывается благодаря родительскому «Хопля-опля оденем эту штучку», а расплачиваться своей неуверенностью и стыдом приходится малышу. Да, ему неприятно и стыдно, что остальные дети знают, а он нет (не все же родители «хопля-опля»). И потом, Вы наверняка знаете, что идя в школу, у ребенка должен быть сформирован ооочень широкий кругозор (он должен знать названия овощей, фруктов, цветов, деревьев, кустов, грибов, птиц и животных (домашних и диких), транспорт воздушный, наземный, водный и еще много всего, да еще и не менее пяти названий…   Как это все «впихнуть ему в голову» за год до школы (как в большинстве случаев происходит)? И все сразу побежали на «подготовительные к школе курсы». А как Вы думаете, легко ли ребенку усвоить все это, если он видит те же травы или овощи только на картинке или в приготовленном виде в борще? Не легче ли все это рассказывать ребенку постепенно, ежедневно, наглядно в быту? На кухне: «Вот картошка, это морковка, это свекла, это лук… хочешь попробовать?», одеваясь: «Сначала оденем трусики. Теперь носочки. Дай правую ножку, левую. Дальше красные шортики и вот эту белую футболку. Ну вот и все – красотка!». Как не странно, но именно с этого и начинается умение планировать.

Рассказывайте стишки, читайте сказки с интонацией,выражением, в ролях. Это формирует представление о взаимоотношениях, развивает эмоциональную сферу ребенка, его чувства любви, уважения, сопереживания, плюс еще: воображение,память. 

Используйте потешки и прибаутки в быту, в режиме малыша. Они как мотиваторы к игре и действию - увлекают ребенка, стимулируют его активность и направляют его поведение на правильный путь. (см. Фольклор для детей)


Как говорить?
1.       Только правильно!!! Четко произносите все звуки!!! Вы образец для подражания, и если у Вас в речи будут «се» вместо «что» и «ле» вместо «ро», то поход к логопеду к 5-ти годам Вам обеспечен.
2.       Доброжелательно. Если Вас что-то расстроило, и Вы не готовы принимать участия в разговоре, скажите об этом дитю: «Я сейчас не могу общаться. Мы это обсудим чуть позже. Давай обнимемся и просто посидим вместе (или «Я тебя люблю»)». Я так делаю, когда моя доця просит почитать книгу, а сил вообще на это нет.
3.       Живой речью: используйте интонацию, игру голоса – то тише, то громче, то ласково, то грубо, то радостно, то грустно – когда читаете, просто общаетесь, играете. Ребенок должен понимать, что это игра (Ваш добрый взгляд при строгой интонации),  а не резко, неожиданно  «рявкнуть», что б малыш перепугался. 
4.       Разговаривайте на равных. Дите на таких же правах в общении, как и Вы. Ваша позиция «свысока» может обернуться или протестом или замкнутостью со стороны ребенка. Будьте уверенны – Ваше уважение к собеседнику вернется Вам еще и горящими, любящими глазенками ребенка. Для этого рекомендуют еще и опуститься или наклониться на уровень глаз ребенка «глаза в глаза», так Вы еще и невербально показываете, что собеседник равен с Вами в общении. "Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе" - говорит психолог Ю.Б.Гиппенрейтер.
5.        Называйте вещи своими именами. «Эта штучка-дрючка» вместо «майка» или «букашка» вместо «жук» («муха», «комар») только путают малыша. Легче сразу научить правильно, чем потом переучивать! А понятия «майка», «жук» ему все равно придется усвоить!

1.       Говорите в утвердительной форме, избегайте частицы "не", как говорят психологи НЛП, эту частицу дите не слышит.  Например, используйте фразу «стой» вместо «не беги» , вместо «не лезь» - «остановись», «не кричи» - «спокойно» (или «тихо») и т.п..
2.       В разговоре с ребенком делайте паузы, чтоб он имел время воспринять Вашу информацию, подумать о ее содержании и выработать к ней отношение. Иначе ваша речь будет воспринята как шумовой раздражитель (поток непонятных слов). А потом мы удивляемся: «Почему ребенок меня не слышит?».
Итак, общайтесь, милые родители, с Вашими любимыми детками, и они будут за это Вам благодарны (послушны, сообразительны, широко мыслящие).





Комментариев нет:

Отправить комментарий