Он меня не слышит… Понимает только с десятого раза! Зову, зову, ноль эмоций!
Знакомо Вам? А на самом деле то ребенок не виноват! Он же не
специально (а может и специально – уважительная причина у него)! Так как же
быть?
На самом деле ребенок «не слышит» Вас в 3 случаях:
1.
Действительно не слышит - Вы вне зоны его
внимания (его внимание сосредоточено на чем-то другом).
2.
Не хочет слышать.
3.
Имеет физические проблемы со слуховым аппаратом.
Если ребенок нас не слышит, так как мы
находимся вне зоны его внимания.
Это происходит, когда ребенок сосредоточен
на чем-то другом: смотрит мультфильм, рассматривает картинки в книге (или
читает ее увлеченно), играет игрушками (интернет игры – особая история!) и т.д.
Как обратить и направить его внимание:
1.
Вместо крика – говорите тише, можно даже шёпотом
«Лиза… доця… милая моя… Я тебя зову.» - у нас срабатывает. Внимание привлекают
контрастные, необычные предметы, звуки.
2.
Прикоснитесь к ребенку. Можно поцеловать или
погладить по голове, или просто прикоснуться к плечу, руке. Таким образом
внимание ребенка переключается на раздражитель другой сенсорной системы: тут
малыш что-то рассматривал (зрительный анализатор), глазки напрягались, и вот – что-то почувствовал теплое – мамину
руку (тактильный анализатор) – так приятно!
3.
Начните делать что-то другое, чем не были заняты
прежде в данный момент времени, что-то новенькое, что заинтересует ребенка:
выйдите в другую комнату – «Куда мама пошла?» - думает малыш, приоткройте
дверцу шкафчика, как будто Вы что-то там ищите - «Ага, а что это у нас там?»,
начните переставлять его игрушки или доставать вещи. Суть этого всего в том,
что наше внимание привлекают движущиеся предметы, люди. А как только ребенок
обратил свое внимание на наши действия, подхватываем и направляем в нужное нам
русло: «Ты поиграла? Давай пойдем гулять на улицу…»
Когда ребенок не хочет нас слышать, он включает «игнор» или
«мороз». Это происходит, когда:
- Ему не интересно и не выгодно то, о чем мы ему говорим (наше
поучение жизни ребенок слушает первые10-20 секунд, а остальные 5-7-8 или не доведи господи - 20 минут - думает «Когда же я пойду гулять?»).
- он «вредничает» - это протест (частый гость в кризисные
периоды - «хочу как хочу Я», а не мама,
папа, ...) или он хочет обратить на себя внимание таким образом.
Как быть, если
чудо-чадо игнорирует нас или уже что-то сотворило, то:
1.
Остановить его (придержите за плече или руку –
только спокойно и «Стоп»).
2.
Обратите внимание ребенка на то, что он сделал или делает ( «Посмотри»), может
малыш даже и не заметил, что произошло
(он же не планировал! Так получилось…).
3.
Объясняем произошедшее или возможные последствия
(только 10 секунд, сперва наше отношение – потом последствия : «Я переживаю за
тебя. Ты можешь больно удариться).
4.
Переключаем внимание малыша на что-то другое
«Давай поиграем в лото», или «Давай я тебе почитаю». ВАЖНО, что б ребенок
почувствовал, что Вы действительно переживаете. Лучшее средство – Ваше
внимание.
Так, с моей дочкой, такой трюк, как «Сейчас
подожди, я доготовлю кашу и почитаю» - не пройдет. Думаю, она не одна такая –
внимание ребенку надо здесь и сейчас! Я оставляю все дела, мы садимся, делаю
установку «Читаю 1 сказку» и читаем, обнимаемся, переключаю ребенка на игру
«Теперь ты покормишь Катю (куклу), а я доварю
кашу». И она спокойно меня отпускает.
И последнее, если Вы замечаете, что ребенок не реагирует на
резкие звуки (загремела крышка кастрюли, а дите даже не повернулось) и ничего
из вышеперечисленного не работает, есть повод задуматься над тем, не имеет ли
ребенок проблем со слухом. В данном случае нужно проконсультироваться со
специалистом.
Прислушивайтесь к желаниям Вашего малыша, его настроению и потребностям; варьируйте предложенные психологами способы влияния на ребенка; избегайте крика (ребенок привыкает и адаптируется ко всему) и Вы сбережете и свои нервы, и любовь чада к Вам и миру в целом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий