В своей работе столкнулась с тем, что дети 5-6 летнего возраста, научившись писать, зеркалят буквы и цифры - либо пишут с права на лево, либо буквы получаются у них в зеркальном отражении. Почему так, и что с этим делать - частый вопрос от родителей, воспитателей и учителей младших классов. Пересмотрев горы литературы, понаблюдав за детьми, я сделала выводы, которыми поделюсь здесь.
В этой статье вы узнаете почему ребенок зеркалит и как этого избежать.
В этой статье вы узнаете почему ребенок зеркалит и как этого избежать.
Для начала необходимо исключить такое серьезное нарушение, как дисграфия, или другие неврологические проблемы.
Если нет никаких отклонений, то почему же ребенок зеркалит?
Наиболее точный и правильный ответ - потому что у ребенка дошкольного возраста еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга. Для того, чтобы понять о чем речь необходимо обратиться к нейрологии. А именно к межполушарной асимметрии. Еще со школы нам известен тот факт, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь
словесный слух
абстрактное (понятия)
способность к анализу, детализирование
выстраивание алгоритмов
оперирование фактами, деталями, символами
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
интонационная выразительность
образное слуховое восприятие
творческие возможности
интуиция
способность к адаптации
Считается, что к моменту рождения правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является существом «правополушарным». Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения.
С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения, и такие дети часто зеркалят в письме.
Нормальная психическая
деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. То есть между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (ранне чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться.
Таким образом, ребеночек приходит в этот мир изначально "правополушарным", по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками или ногами... Из-за этих слабых связей многие малышы (если они еще и левши) зеркалят буквы и цыфры в письме.
Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте. все нормально. Просто постоянно спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того, помогите развить и укрепить межполушарные связи. Для этого существуют разные упражнения. Делайте их вместе с ребенком по нескольку раз в день. Просто так, или как физкультминутки во время занятия с малышом.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
"Уши"
Цель - энергетизация мозга.
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.
"Фонарики"
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
Зеркальное рисование
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
Колечко
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Хорошая статья. Спасибо, Оля.
ОтветитьУдалитьспасибо) полезно
ОтветитьУдалитьОля, представила как я пришла к нашему неврологу с вопросом: "не проверите ли, есть ли у моего ребенка дисграфия!" Смех со слезами на глазах. Ходим на развивающие занятия для подготовишек, на "разборе полетов" заметила, что это частая жалоба на многих деток. Антон тоже так часто пишет - 6 в основном. Я вообще очень часто хожу к врачам со странными диагнозами, они уже не удивляются.))))
ОтветитьУдалитьНи в подготовительном возрасте, ни в первом классе не ставят "диагноз" дисграфия, т.к. письмо находится ещё в процессе становления и дети ко 2 классу в-основном дозревают. Во втором полугодии второго класса уже можно говорить о дисграфии. Только врач от неё не вылечит, надо заниматься или с логопедом, или психологом, или с нейропсихологом. Врач может помочь процессу медикаментозно, и то если он "в теме".
УдалитьЯ все детство писала наоборот, зеркально некоторые буквы и цифры, и тогда нам за это никаких диагнозов не ставили. И выросла, и нормально себя чувствую. Сейчас чуть что - к неврологу...
УдалитьСпасибо, отличная статья!
ОтветитьУдалитьThank you for a great article. I find d it very useful.
ОтветитьУдалитьСпасибо, теперь знаю об упражнениях))
ОтветитьУдалитьНикакой связи между тонкими нейронными связями полушарий мозга и "зеркальным" письмом не увидел. Потому что её и нет. Пропуск букв, недописание слов, трудное освоение таблицы умножения - да, может (но только может, а может и нет) быть вызваны излишне слабыми такими связями. Но зеркальное написание букв НИКАК с этим не связано. Почему-то автор просто связал эти два явления, а конкретно какое основание допустить такую связь - не указал. И не случайно - оснований нет. Причина зеркального написания в другом.
ОтветитьУдалитьА в чем?
УдалитьЭх, люди, да Вы что? считается, утверждается, но не доказано... Просто изначально ребенок может все, и видит он именно зеркально, а мы его в "правильные" рамки и закрываем...
ОтветитьУдалитьСпасибо большое))) Очень полезная и интересная статья. Получила ответы))
ОтветитьУдалитьслово цифра пишется через "И" :))) исправьте, пожалуйста.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Собираемся в первый класс. Чем дальше, тем больше замечаю, что дочь зеркалит все сильнее. Раньше не волновалась, сейчас это слишком явно - все цифры наоборот. Вместо 10 - 01. Примеры пишет слева направо. Если б можно было, писала бы и читала бы тоже с лева направо. Раньше только 2,5 и 6 писала зеркально. Следует ли обратиться к неврологу, психологу, логопеду? С чего/кого начать?
ОтветитьУдалитьНе переживай у меня сын 2 клас уже пишет почти как все мы ещё и левша. Ни докого не ходили. Просто больше внимания на письмо и чтение
УдалитьКак минимум можно начать смело учить иврит) и тогда ваш ребёнок будет уметь и читать и писать с разных сторон. Представьте как его мозг будет развит!
УдалитьЧто значит " ни докого не ходили"???))) Может быть- "ни к кому не ходили"?!)))
УдалитьИзвините, пишу ночью. Запуталась.. Пишет примеры справа налево и читать так же хочет..
ОтветитьУдалитьХорошая статья, наверное. Но после "малышЫ" и "цЫфры" я дальше читать не смогла. Пардон
ОтветитьУдалитьНе стыдно?! Статья о проблемах у ребенка с ошибкой, как минимум, одной!
ОтветитьУдалитьцИфра пишется через И