Итак, малышу (малышке) уже год!!! Что подарить на этот
прекрасный день рождения?
Выбор игрушек огромный, но опять вопрос: «Что дарить, что б
игрушка стала любимой?»
Во-первых – покупаем и дарим с любовью и заботой!!! Тогда игрушка
будет нести заряд позитивной энергии, и обязательно понравится малышу и
полюбится им. В случае: «Надо хоть что-то купить» - лучше ничего не покупайте.
Во-вторых – покупаем и дарим только качественную игрушку
(как определить качество игрушки мы писали в статье «Как выбрать игрушку ребенкуот 0 до года»). В противном случае, опять – лучше ничего не покупать, так как
дешевая игрушка может быть опасной (токсический запах, мелкие детали…), а разве
Вы хотите вреда ребенку?
В-третьих – покупаем и дарим игрушку по возрасту и интересу
ребенку.
Итак, что это может быть?
1.
Музыкальные игрушки:
- мягкие поющие игрушки, куклы – развивают чувственную
сферу (любовь к игрушке, заботу о ней, а следовательно, и ко всему живому),
если, конечно, Вы уделяете этому внимание: «Хорошая куколка. Какую прекрасную
песню поет. Это твоя подружка. Давай покормим
ее. А в коляске покатаем?». Если же кукла (или мягкая игрушка) просто есть, ее
разрешается швырять, бить, забывать, оставлять брошенной среди комнаты, то это
воспитывает равнодушие и жестокость, которые проявятся и по отношению к людям (детям,
взрослым, старикам), животным;
ВНИМАНИЕ!!! Игрушка (кукла или
животное) должны быть максимально точной копией реального существа. Это связано
с тем, что игрушки – это мини копия реальности, которую ребенок познает. Благодаря
игрушкам, у малыша формируется представление о мире (картина мира), в котором
ему предстоит жить. Пусть она (картина мира) будет правильной, а не искаженной.
Куклы, в которых не сохранены пропорции тела, эстетический вид которых пугает –
это вред для правильного понимания ребенком прекрасного, природного; - это
может быть страх реальности.
- музыкальные инструменты
(барабан, ксилофон, бубен, дудки, колокольчики…) – развивают слух, чувство
ритма. Опять таки, этим нужно заниматься – в помощь Вам подборка детских песен,
или же «Музыка с мамой Е. Железновой» - на др. сайтах.
- всевозможные развивающие говорящие
игрушки с голосами и названиями животных, песенками, счетом и цифрами,
алфавитом и заданиями на формирование фонематического слуха, названиями
геометрических фигур, цвета, предметов быта, фруктов и мн. др. Это чаще всего: говорящие
домики, музыкальные книги, автомобили, животные,плакаты.
ВНИМАНИЕ!!! Обращайте внимание на
звук (приятный или раздражающий), на четкость и правильность произношения всех
звуков (если как бы «шутя», в игрушке звучит [л]вместо [р] или [с] вместо [ш], то и малыш будет так
говорить), так как это образец для ребенка. Потом, если Вы хотите, что бы
ребенок начал читать в 3-4 года, то уже сейчас избегайте игрушек с алфавитом,
буквами, где они указываются [ем], [ша] и т.д. Лучше, и правильно - [м], [ш]
– в их звуковом звучании. Так как, заучив [ем], [ша], ребенку трудно
перестроится в чтении на просто [м] и [ш]. И тогда ребенок читает не [Маша] ,а [Эмшаа].
2.
Разнообразные конструктора с крупными деталями (без мелких элементов).
Любой конструктор – это знакомство
ребенка с цветом, формой, размером; это формирование умения сравнивать и соотносить
эти качества, на их основе создавать; это развитие аналитико-синтетических
операций мышления, памяти, воображения, чувства пространства. Хороший конструктор
интересен ребенку, как в год, так и в два, если Вы, конечно, подкрепляете этот
интерес: показываете, рассказываете, как
играть. Читайте описание, рекомендации, замечания, и Вы не промахнетесь с
выбором!
ВНИМАНИЕ!!! Предметы строительного материала должны быть достаточно крупными – удерживаться
в руке малыша, а не прятаться в кулачке!!! Знакомьте ребенка с игрушкой, со
способами соотношения предметов.
Такими игрушками являются:
- деревянные или пластиковые строительные наборы
- знакомят ребенка с миром объемных тел: куб, конус, цилиндр, пирамида, призмы;
цветом, размером; учат сравнивать, находить закономерности, соотносить;
- пластиковые или резиновые кубики
с рисунками - формируют у ребенка объемное восприятие, внимательность,
усидчивость, когда он рассматривает картинки на кубике, ищет заданный рисунок;
- кубики Никитина «Сложи узор» -
развивают образное мышление, развивают аналитико-синтетические операции
мышления, целостность восприятия, воображение;
- кубики «Собери картинку» -
начинаем с 4 – развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления,
целостность восприятия, воображение;
- пазлы мягкие из 2-3 частей в
год и картонные, пластиковые из 9-24 частей к двум – развивают сравнение, аналитико-синтетические
операции мышления, целостность восприятия, воображение;
- конструктора по типу «Лего» – знакомят
с цветом, развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;
- сортеры – знакомят с формой,
цветом, размером, развивают умение соотносить, сравнивать;
ВНИМАНИЕ!!! Уже после двух лет покупайте сортеры с 5 и больше деталями, так как дети способны уже распределять, сосредотачивать внимание на большем количестве предметов, играть с несколькими игрушками, а также они быстро усваивают способы действий и им уже не интересны игрушки с малым количеством элементов. Также, помните, что до двух лет лучше приобретать сортер, где отверстия находятся в одной плоскости - ребенок их сразу видит, пока затруднения ему не нужны.
- мозаики - знакомят с цветом, развивают
сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;
- пирамидки - знакомят с цветом, развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;
- вкладыши – знакомят с миром
предметов, животных, растений и т.д., развивают умение сравнивать и соотносить.
3. Творческие наборы: краски (как
пальчиковые, так и гуашь, акварель – уже знакомим с особенностями разных
красок, а не только развиваем воображение); карандаши, фломастеры; пластические
массы, пластилин; раскраски и альбомы для творчества; с полутора лет уже будут интересны доски для рисования, как магнитные, так и деревянные, мелки – как и
зачем рисовать красками, карандашами, как работать и зачем пластической массой
можно посмотреть здесь, а почитать о пользе творческой деятельности здесь.
4. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Так как, соответственно природе, ребенок, начиная с года, копирует полностью
поведение взрослого (и чем более старшим становится, тем больше это заметно,
более точно и полно он отображает окружающих), то очень-очень актуальны игрушки
этого плана. Обычно на таких игрушках пишут 3+, но, как показывает жизнь, дети намного
раньше к этому приходят (в год просто копируют действия, в полтора - наполняют их смыслом, своим отношением). Мы не указываем на ориентацию в выборе игрушек для
ребенка по половой принадлежности малыша, так как отталкиваемся от интересов
ребенка (мальчик может играть куклой, и вырастет заботливым отцом, а девочка
играть машинкой или конструктором и будет инженером или автоледи). Но, то, что в
сюжетно-ролевой игре усваиваются стереотипы,
это правда. О их пользе и вреде – следующая статья. А сейчас конкретика.
Для сюжетно-ролевых игр
прекрасны:
- руль от автомобиля, сам
автомобиль, только тот, на котором ездит сам ребенок (маленькие машинки – это уже
продюсерские игры, их смысл другой);
- куклы-малыши (мелкие куклы,
куклы по типу Барби – для продюсерских игр) и наборы «принадлежностей» по
уходу за «ребенком», коляски - активно играть с ними ребенок начнет после полутора лет;
- мобильные телефоны, фотоаппараты (стиральные машинки, пылесосы, утюги и др. бытовая техника понадобится ближе к двум годам или после двух);
ВНИМАНИЕ!!! Такие игрушки должны помещаться в руке ребенка - как у мамы или папы, а слишком большие телефоны - неудобны, и ребенок, понажимав все кнопки, оставляет такую игрушку.
- актуально для девочек с
полутора лет – наборы косметики, бижутерии, аксесуаров (очки, платочки, ключи от автомобиля, сумочки и мнгое, многое другое) - как у мамы;
- актуальными для мальчиков ближе к двум годам станут - строительные инструменты, аксессуары к машине и т.п. - как у папы
- наборы «Доктор» - тоже,
предпочтительнее с полутора лет;
- домики и палатки, куда ребенок может спрятаться, уединиться, где может играть по своим правилам, куда может приглашать Вас и быть хозяином;
- мягкие игрушки-зверушки.
5. Игрушки для игр на улице:
- мыльные пузыри - дети от них в восторге (а еще развивают мимику, оральный праксис);
- паски, лопатки, ведерки - все для песочницы;
- каталки;
- мячи - большие, маленькие, резиновые, тканевые... - стимулируют двигательную активность, развивают крупную моторику, волевую сферу,командный дух... - суперская игрушка в любом возрасте;
- еще детям нравится брать на прогулку и "выгуливать питомцев" - это могут быть небольшие тканевые игрушки, куклы-пупсики, пластмассовые или резиновые зверушки.
6. Дидактические (обучающие) игры.
Детям очень нравится рассматривать картинки, узнавать что-то новое. Дети от года в восторге от таких игр: и мир познают, и с мамой, папой общаются, и свои знания показывают.
- карточки Домана - супер, супер пособие!!! (самим такие сделать можно)
- пазлы-лото "Кто где живет?", "Кто что ест?", "Подбери по форме", "Аналогии" и др.
ВНИМАНИЕ!!! Ограничитесь пока парными карточками, так как большое их количество вызовет затруднения у ребенка и он откажутся от игры - все должно быть в удовольствие.
7. И, конечно же, книги, книги, книги!!! В них мудрость, человечность, мир.
7. И, конечно же, книги, книги, книги!!! В них мудрость, человечность, мир.
Есть еще игрушки для режиссерских игр: мелкие куклы, животные, с домиками и всей атрибутикой (одежки, мебель, аксессуары...), маленькие машинки. Они способствуют развитию воображения, умению планировать, но они для детей старшего возраста. Малыши до года будут выполнять с ними только манипулятивные скучные действия, интерес на такой игрушке долго не задержится. Попробовать можно, но зачем?... если так много всего, подходящего по возрасту!!!
Вот такой перечень игрушек,
способных вызвать интерес у Вашего чудо-чада.
Как не потеряться в нем? Просто:
1. Перед покупкой, поинтересуйтесь, чем увлечен ребенок.
2. Какие игрушки у него есть.
3. Предложите "распределить покупки-подарки" - нам, например, подарили 3 куклы, 2 из которых были совершенно одинаковые и 2 пупсика. Во избежание такого, просто договоритесь, кто-что покупает, а что б это выглядело "приемлемо", предложите родственникам выбрать из 2-3 игрушек разной стоимости (а они уже купят по своим возможностям) - выбор большой, так что, сложности не будет.
Но, милые родители, ПОМНИТЕ, только
тогда у ребенка будет стойкий интерес, когда Вы его будете подкреплять. Играйте
вместе с ребенком, показывайте, как играть, учите и развивайте!!! Только тогда
каждая игрушка будет с пользой и в удовольствие. В противном случае, вы рискуете
оказаться в доме, полном игрушек, и с равнодушным к ним ребенком.
Как правильно играть и развивать, читайте уже в следующей статье.
Широкий выбор, отличный обзор и очень подробный.
ОтветитьУдалитьИз моего опыта, из наблюдений за окружающими поняла, что часто, особенно молодые родители покупают игрушки на вырост, те которые ребенку еще бесполезны и не интересны. Например, наш папа покупал клеить модель самолета, когда мальчишки еще были маленькими.
Не увидела у вас лучшего подарка - книги? Есть отличные книжки для самых маленьких, например, звучащие или с выпадающими картинками.
СПасибо, Олеся за дополнение: Книги - это действительно, подарок всем подаркам подарок)))) но они то указаны в перечне)))
УдалитьСоветую посетить интернет магазин http://048.od.ua. Тут очень хороший выбор развивающих игрушек для детей такого возраста. Есть и пазлы, и книги, и музыкальные игрушки. Покупали мы плюшевого щенка для своего сыночка. Остались довольны работой магазина и цены у них ниже. чем у других, бо работают на прямую с производителем.
ОтветитьУдалить