«А мы уже все буквы знаем» - говорит одна мама девочки двух
лет. «А мы все цифры и буквы знаем, считаем» - хвалится папа двухлетнего
малыша. Интересно, только «ЗАЧЕМ»? Ребенок, что, читать будет в три??? А если и
будет
(есть «специальные методики», которые обучают ребенка чтению уже с 6 мес.
– карточки Домана, методика Зайцева и т.п.), то ЗАЧЕМ ЕМУ ЭТО??? Чтобы в три
себе сам читал??? Или что бы мама и папа «юного гения» с гордостью перед
другими родителями говорили: «А мы уже читаем!»???
Да, читаем, но не «работаем руками». То есть, мы развиваем у
ребенка символическое мышление (возраст семилеток), а предметной деятельности
нет. Что такое предметная деятельность??? Это манипуляции с предметами,
игрушками, познание ребенком их свойств. Как Вы думаете, больше пользы от
картинки яблока или от самого настоящего, свежего, ароматного, гладенького
яблока??? Конечно, от настоящего, которое и пощупать, и попробовать на вкус, на
запах можно… То то и оно, никакая картинка или буква не заменит живого познания,
которое формирует ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о предмете, о мире.
И потом, в предметной деятельности начинают развиваться все
операции мышления: сравнение, анализ, синтез и т.д. Собирает пирамидку, ставит
кубик на кубик, а значит, думает наперед «что за чем» - планирует.
Только «работая руками», развивается мелкая моторика рук. А
вот такие случаи бывают в практике: все буквы знает (хорошо, если в звуковом
звучании), а писать их НЕ МОЖЕТ. Именно, НЕ МОЖЕТ: и пальчики не слушаются, и
соединить элементы не может… не видит, как, потому что, не соотносит, не
сравнивает, не синтезирует (не соединяет). А почему? Потому, что это действие.
При этом, рассказать «как должно быть» ребенок может.
Вот пример из жизни. Ясельная группа детского сада – детки от
2 лет до 3. Одеваются после сон часа. Уже все оделись, где надо, воспитатель
подтянул, заправил (невзначай помог). Двое малышей –мальчику 2 года и 6 мес., девочке 2 года и 10 мес. – гении, все
буквы, цифры знают, логически мыслят отлично, умозаключения строят, как
пятилетки… Только вот с самообслуживанием… нет дружбы (уже пять месяцев
отходили в детский сад, а все еще трудно). Сидят… «Маша, одевайся» - говорит
воспитатель уже пятый раз. Девочка «присутствие отсутствия» - вся в мечтах и
размышлениях. «Толя, сколько будешь сидеть еще?» ... сидят… дети уже сели есть…
заметив, что из детей никого нет, начинают «разговор». Маша: «Толя, ты не
знаешь, как одеть колготы?», Толя, почесывая затылок: «Наверное, туда нужно
опустить ноги». Маша начинает «опускать ноги в колготы»… получилось! Но время
прошло немало, сил потрачено много, а еще кофточка, юбочка… Трудно ребенку.
Можно помочь? Да, но учиться все равно надо – это и
самостоятельность, и ответственность за свои действия, и планирование… Из
мелких делишек вырастают великие дела.
Да, считаем, знаем цифры, но не соотносим количество и счет. Ребенок до
3 лет впитывает как губка все, что Вы ему предложите, память у него, как
незаполненный резервуар, в который только надо знать, что положить и как. Но
эта память механическая, то есть – не осознанная, и все, что не применяется в
жизни – быстро забывается (буквально в течении 3 недель!). Уехал ребенок к бабушке
на 3 недельки (или Вы на море отдыхаете, не до учебы), приезжаете, повторяете,
а ребенок ничего не помнит… Вы злитесь «что у тебя за память?», «зачем мы
столько учили?». А память то нормальная – по возрасту, а зачем учили,
действительно??? Ребенок то Вас не просил…
Читаем, считаем, но не знаем названий одежды, посуды,
бытовой техники, мебели, птиц (домашних и диких, перелетных и зимующих), рыб
(речных, морских), диких и домашних животных, цветов, трав, кустов, деревьев… а
именно эти знания являются показателем компетентности ребенка, его готовности к
школе.
К чему мы все это говорим??? Да просто к тому, что всему
свое время!!! Сначала давайте малышу познать предметный и живой мир в его
свойствах, в его разнообразии!!! Пусть у него сформируется правильная, полная
картина мира!!! В жизни так много всего увлекательного, кроме букв и цифр!!!
Знакомьте свое чудо-чадо с прекрасным: ходите на выставки картин, в кукольные
театры, в цирк, зоопарк, на детские представления, праздники, слушайте музыку,
танцуйте, читайте книги, сочиняйте сказки и небылицы, лепите, рисуйте красками, карандашами, клейте,
играйте, просто ходите на прогулки в парк, знакомьте с окружающим миром!!! Все это принесет куда большую
пользу ребенку, чем просто занятия по изучению букв и цифр.
А буквы… цифры… они подождут… лет до 3 точно… А с 3, можно
начинать, только правильно, что б и с интересом, и познавательно, и не во вред.
А «как правильно», мы писали в своей статье «Учим читать ребенка-дошкольника. Как? Зачем? Когда начинать?"