12 июл. 2017 г.

Занятие на тему "Путешествие на Северный полюс"

Целых три занятия мы путешествовали на Северный полюс. Это манящее и загадочное место, куда и трёх занятий мало. Лиза говорила: «А мы ещё будем ехать на Северный полюс?» и после «Да» - было много радости.
Почему? Судите сами.
В данном посте о том, как мы познавали мир развлекаясь и развиваясь.
Начали мы своё путешествие (как и каждое в этой теме) с поиска на глобусе нашего места пребывания – города Запорожья. Как раз и повторили: На какой планете живём? Как называется наша страна? Наш город (его, кстати, на глобусе нет, но река Днепр есть, а там и Запорожье приблизительно обозначить можно).

Потом я показала на глобусе точку, обозначающую Северный полюс – это всего лишь точка, где проходит ось Земли. А вокруг Северный океан.
Рассказав, детям, что на севере очень холодно, мы стали размышлять, как добраться нам до Северного полюса: ну, сначала, по материку – можно и машиной, поездом. А уж по океану – на корабле. Но! Если там уж так холодно, то в каком виде этот океан? Что произойдёт с его водами? Да. Они замерзли. Да ещё и как! На 2-3 метра! Обычный корабль не поплывёт. Нужен корабль-ледокол.
Муз. пауза «Я еду, еду, еду»/"Паравозик чух-чух-чух" - Е. Железновой.

Ехали, пока машины не остановились. Необходим ремонт:
Игры  конструктором-пазлами «Машинка»/поезд/смолёт

Настроили, продолжили своё путешествие. Добрались до Северного Ледовитого океана (картинка ледокол и люди).
Пересели на ледокол и поплыли между льдинами. Дети берутся за руки и задача идти дружно друг за бругом, не наступая на льдины. Получилось, дети справились.
И на некоторых занятиях - как мишки прыгали по льдинам.





Кстати, такое наше путешествие не безопасно для обитателей Северного океана – мы рушим их дом. Пока люди не найдут способ преодолевать это расстояние, не разбивая льдины, таких путешествий должно быть как можно меньше.


По дороге мы встречаем белого медведя, моржа, тюленя, пингвинов, которые дрейфуют на льдинах (скачать картинки можно по ссылке)


Нам даже удалось посмотреть Северное сияние.




Играем "Покажи где?" можно загадки использовать, а с малышами просто называем животное, они показывают.
"Кто спрятался?" - убираем из 8-ми картинок 1 , дети определяют, какай картинки не достаёт. Плюс, можно, тренировать память, практикуясь в эйдетических методах запоминания.



Напутешествовавшись, мы закрепляем наши впечатления на листе А-4 – просто рисуем синими, голубыми, белыми мелками и разноцветными Северное сияние.



 или раскрашивали животных Северного Ледовитого океана

Дальше выходим потанцевать: «Тук-ток» Е. Железновой
И берёмся за исследовательскую деятельность – изучаем свойства льда: холодный, мокрый, гладкий, легче воды (в нём есть воздух), он тает от солнышка и от соли. С него можно строить башни и даже дома! В нём могут быть пленены животные (наш вариант – это рыбы во льду). Но без него страдают северные жители, так как это их дом.  И рушить его нельзя.



















Лёд от северного сияния может переливаться разными цветами, и мы находили разноцветные льдинки.



Ещё мы узнали, что на Северном полюсе день длится пол года (с марта по сентябрь), а остальное время здесь ночь. Игра «День-ночь»: когда говорю «День», все закрывают глаза и спят, когда – «День» - просыпаются и радуются новому дню.

Арктическое лето всего 2 месяца, и за это время успевают вырасти травы, зацвести цветы, вывести своих малышей птицы и животные.
Ещё мы попали под снегопад. После чего, можно было рисовать на снегу рисунки, оставлять следы и угадывать, кто прошёл: медведь, тюлень или пингвин.















По окончанию увлекательной прогулки мы создали симпатичных мишек на Северном полюсе под тихую колыбельную из мультфильма «Умка».
На втором занятии мы расширили свои знания об Арктике. Мы снова отыскали наш город на глобусе, просмотрели путь к Северному Ледовитому океану, определили, что Арктика включает в себя и Северный Ледовитый океан, и его острова, и примыкающие к нему  берега Евразии, Северной Америки. Отправились к нему на машинах. Здесь, у берегов Северного Ледовитого океана нас встретил чукча на оленях. 
Да, чукча, в переводе с чукотского – «богатый оленями». Нынче это миролюбивый народ, разводящий оленей, с доблесной воинской славой и историей.
Песня «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» - и мы несёмся) по пути нам встречаются северный волк, песец, сова. Мы имеем счастье наблюдать северное сияние. И всё это мы зарисовываем в свободном рисунке гуашью.

Потом мы рассуждаем: если есть народы, которые приспособились путешествовать на оленях, собаках (картинка), не руша лёд, то почему современный человек не следует примеру?
1.       Коренные жители выносливее. Европейцы менее устойчивы к таким температурам, поэтому длительное путешествие на оленях в суровых краях (с температурой до -40°С) может быть смертельным.
2.       На оленях возьмёшь не столько много провизии и людей, как необходимо для экспедиции.
Сейчас уже появились даже отели на колёсах, которые позволяют путешествовать по Арктике, но это только с появлением горючего, которое не замерзает при -40°С.
Чукча знакомит нас со своим бытом – а именно домом яранга, сделанном из шкур оленей. У нас в этой роли было покрывало, с которым мы и играли. А мы строим дом из конструктора, как это делают у нас.


Знакомит с промыслами: олени, охота, рыбалка, собирательство (ягоды, яйца птиц), некоторыми традициями – кочевой образ жизни, праздник Кита и Оленей.
Затем чукча предлагает отправиться в гости к ещё одному северному народу – эскимосам. Это чудный народ, посилившийся у берегах Аляски,  Северной Канады, на Чукотке и на острове Гренландия. Эскимосы тот народ, у которых в начале 20-го века была уже и мода, и детские сады, и кенгурятники, в которых носили младенцев. Они тоже охотники и основной их промысел – охота на морских млекопитающих.
Дома их разнообразны и из снега – иглу, и постоянные деревянные.
Мы пытаемся построить дом иглу из наших «снежных пластин».


По возвращению из этой поездки, делаем аппликацию – северную сову, как символ мудрости и проницательности.











На третьем занятии мы повторили и закрепили пройденный материал. Те же игры, те же факты, только уже в свободном исполнении.
Из предложенных картинок можно делать тематические карточки мемори, пазлы или просто лото. Нам пока хватило их просто в качестве карточек.
Приятно играть с детьми. Много интересного узнаём сами мы - взрослые. И приходит понимание того, что во взрослой жизни обычный человек привыкает жить в сфере "Мой дом/моя семья/моя работа", а сколько в мире всего есть! Сколько интересного и требующего внимания - та же экология... мы просто привыкаем "не высовываться" и "быть как все", а мир меняется... в это время...
Меня очень заинтересовала история народа Айну... а так же может быть со многими... Кому интересно, поищите, как одни цивилизации угнетают и истребляют другие. Мне история Айну откликнулась...

2 комментария:

  1. Замечательные занятия - путешествия. Спасибо за фотки, комментарии и за Ваши выводы. История народа Айну меня очень заинтересовала, нашла много интересных легенд, мифов и преданий

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна за отклик. Хочется открывать Мир во всех его гранях)

      Удалить