"Все дети, как дети, а ты и минутки на месте не постоишь..."
«Она у нас неусидчивая – заниматься не будет» - говорит одна
мама, «Маше не интересно, ей нужен темп на занятии, а у Вас ей скучно» -
говорит другая мама. А вот еще один пример:
позвонила мне мама одного мальчика:
«Нам Вас посоветовали, говорят – Вы справитесь. Мы бы хотели, что б Вы
позанимались с нашим мальчиком. Ему 5 лет, но он у нас трудно обучаемый,
неусидчивый. И няня есть, и на занятия водим, а толку – нет. А через два года –
в школу». Как результат, такие детки не
в одной группе не занимаются (везде им «скучно», «неинтересно»), знания к ним
«не липнут», а по жизни их сопровождает «клеймо» - «трудно
обучаемые».
Я всегда говорю своим детям: «Нет того, чего не может
ребенок! Он просто еще не научился!!!». С таким убеждением каждый родитель должен
подходить к своему ребенку. Внушите ему веру в себя – и он даст результат!!!
Сама руководствуюсь убеждением: «Трудно обучаемых детей
нет!!! Просто к ребенку не нашли ключик, а именно – правильный подход!».
Хотелось бы, что б родители, и педагоги
руководствовались тем же. Естественно,
проще простого сказать: «Да, он трудно обучаемый, что Вы от него хотите?!» - и
вот Вам диагноз: ЗПР (задержка психического развития), гиперактивность, СДВГ
(синдром дифицита внимания) и т.д. Даже
леворукость, оказывается – это уже повод говорить о ребенке, как о трудно
обучаемом!!! А вот выявить интересы ребенка, его задатки, возможности, а потом на
их базе строить учебный процесс… зась… тяжело… ТРУДНО, одним словом.
Да, есть люди, способны к одному роду занятий (логики,
например) или к другому (практики).
Кому-то легче овладеть иностранным языком, а кому-то алгеброй с геометрией. А
есть люди-мастера, способные творить и рукотворить шедевры, но им тяжело
заниматься умственным трудом – они к нему не способны.
Мы все это должны учитывать… Развивать способности, а не
идти против природы, заставляя петь человека без голоса и слуха, к примеру.
О «трудно обучаемых» детях мы поговорим с Вами в следующей
статье, потому, что каждый случай нужно рассматривать конкретно (есть масса
примеров, как ребенок становится «трудно обучаемым»).
Сегодня наш разговор пойдет о «неусидчивых» детях ( часто им ставят диагноз "гиперактивность") – обожаю
их за быстроту принятия решений, смекалку, широкий кругозор.
Какие они Неусидчивые дети?
А) Им все интересно, они всюду «суют свой нос».
Б) Им все надо
(только отвернулся – тут уже он (она) залез на стол, стащил печенье; только
рядом стояла – уже в цветочном горшке ковыряется).
В) Руки постоянно что-то хватают (стою в очереди, держу на
руках – поворачиваю к ней голову – у нее уже жвачка в ручке, только забрала –
она уже тянет кого-то за рукав).
Г) Стоять на месте и секунды не могут, они не ходят, они
только бегают, прыгают…
Такие? Так это же обычный нормальный ребенок!!! Он познает
мир, вокруг всего столько нового, неизведанного!!! Ну и что, что из троих детей
только моя додумалась сунуть руку в выхлопную трубу машины (при том произошло
это в одну секунду). Зато она знает на опыте, что там грязь, а не понаслышке,
как двое других.
Почему же многие
родители тогда тревожатся такой активности? Повод есть:
Во-первых, у таких деток интерес есть, но он
неустойчив. Они быстро переключаются от одной игрушки к другой, не
познав ни одну полностью, быстро переходят от одного дела к другому, не
закончив ни одно.
Что делать.
Стойкость интереса нужно воспитывать. Идти на поводу «ему
нужен темп», «ей не интересно» - это значит смериться с «он у нас трудно
обучаемый». И чем раньше Вы начнете это делать, тем легче и быстрее ребенок
приучится направлять и концентрировать свое внимание.
На самом деле ничего сверхъестественного делать не надо, просто подкрепляйте интерес ребенка,
удержите его внимание несколько дольше, чем он сам.
Пример: взял ребенок
игрушку, посмотрел и бросил – направился
к другой. Что должны делать мы? «Ой, Витя, смотри, а у этой игрушки крышка
поцарапана (что-то маленькое нарисовано, то, что ребенок мог не заметить с
первого раза)» - привлекли внимание. «А что еще мы не увидели?» -
заинтересовали («Мы» лучше, чем «Ты» - для маленьких детей это важно). «Давай
поиграем, интересно как!!!» - удерживаем интерес. Сперва, ребенок, не привыкший
долго (хоть 1 минуту) играть одной игрушкой, будет уходить и сопротивляться. Мы
нежно, улыбаясь, возвращаем малыша к игрушке и: «Смотри, царапинка. Ты видел? А
вот - … нарисовано. Давай поиграем.», поверьте, даже самый гиперактивный малыш
не откажется от Вашего внимания, ведь для него важно Ваше присутствие. Так
можно привлекать внимание ребенка вплоть до 10 лет – пока родители образец и
авторитет, просто игрушки другие и интересы.
ВНИМАНИЕ! Интересуйтесь увлечениями ребенка, на этом
стройте развивающий процесс! Ребенок увлечен военной техникой, а вот читать
ему не нравится. Так почему же, вместо проевшегося букваря не почитать о
военной технике?! Рисуем танки и
подписываем названия, рядом пишем слоги,
короткие предложения. Результат – ошеломляющий. За два-три месяца ребенок сам
читает энциклопедию!!!
Во-вторых, все хватает, не стоит, не сидит на
месте.
Что делать. Вырабатывать волевую сферу.
Просто правильно
остановите: действием молча, нежно или тихое: «Остановись».
Если ребенок скачет –
подпрыгивает на месте – остановите его, тихо придержав за плечи. Если он
пишет или читает и прыгает на месте – положите свою руку на его, которой он
удерживает книгу или тетрадь, как вроде помогаете ему их держать.
Во время занятия у
такого ребенка всегда что-то в руках -
дайте ему безопасный предмет. Если Вам кажется, что ребенок отвлекается
из-за предмета и Вас не слышит – не переживайте. На самом деле наши
«неусидчивые дети» всегда все слышат (будут сидеть под столом, когда вся группа
работает, а на Ваш вопрос ответят правильно и сразу), они умеют распределять
внимание. А предмет, который он держит в руках, служит ему, можно сказать,
дополнительным стимулятором активности. Просто периодически нужно обращаться к
ребенку с вопросом по теме занятия, а не личного характера, по типу: «Что ты
там опять делаешь? Сколько можно?», стимулировать его познавательный интерес дополнительными
заданиями, как творческого плана, так и
репродуктивного (выполняя первые, ребенок получает удовольствие, развивает логику, воображение, выполняя
вторые – упражняется в волевой сфере, что ему так необходимо). Остальных детей
нужно научить смотреть на такие
особенности ребенка нормально, спокойно.
ВНИМАНИЕ!!! Таким
детям (как, в общем, и всем остальным) категорически не рекомендуются активные
игры на ночь, дурашество с бегом, прыжками, кривляньями, подбрасыванием.
Все это растормаживает их психику, и перейти им в спокойное состояние очень
трудно, часто даже через негативные эмоции – плач (отсюда кажется Вам, что у
ребенка резкие перепады настроения).
Также избегайте криков, резких звуков. Лучше прикосновение с
последующим тихим: «Спокойно. Все в порядке. Остановись».
Дополнительно.
Неусидчивым детям для упражнения их внимательности очень полезно
рассматривать предметы, окружающую природу.
Так, будут интересны спокойные прогулки на свежем воздухе с заданиями
по типу «Кто первым увидит синицу», «Найди шишку (желудь, одуванчик…)», «На
каком дереве сидит ворона?» - когда слышен ее крик, «Кто это кричит?», «Что
несет муравей?» - одним словом не просто гуляем, а рассматриваем, общаемся,
познаем окружающий мир.
Есть игрушки, которые
развивают наблюдательность – песочные часы и картины, игрушки-переливалки и
т.п. Еще игры: пазлы, мозаика, конструкторы, как не странно и нелепо звучит, но
факт «неусидчивые» дети любят игры такого типа. ВНИМАНИЕ! Это не значит, что
купили подобную игру, дали ребенку и он САМ будет играть. Всему нужно учить,
интерес и азарт приходят, когда есть чувство некой сложности, напряжения и
последующего успеха от их преодоления. (Помогите на первых порах)
Также рассматриваем картинки в книге: «Вот
слон, а это тигр», «Где нарисован мяч? Найди, где нарисована кукла» - сначала
(в 10-12 месяцев) ребенок выбирает из 3-4 крупных картинок, а потоп количество
картинок постепенно увеличивается, а их размер уменьшается (так, в полтора года
малыш способен найти нужный предмет из 10, нарисованных на одном листе А4). Хороши
в этом плане и сюжетные картинки, на которых ребенка просят найти маленький предмет,
нарисованный на заднем плане. Если Вы начали заниматься с ребенком в 3 года, то
снова же, начинаем с 3 картинок.
Для развития
волевой и эмоциональной сфер, полезны:
Разные виды арттерапии:
лепка, рисование; песочная терапия.
Много энергии – в помощь спорт,
а именно: ушу, плаванье, художественная гимнастика. Не рекомендуются легкая
атлетика, командные виды спорта – футбол, волейбол и т.п. (азарт появляется,
выдержки нет, как результат – возбуждение и разочарование).
Так, что, родители, радуйтесь активности своего ребенка, находите с ним общие интересы, вместе проводите с пользой время, успевайте многое, что б чудо-чаду было некогда творить лишние чудеса.
Прочитала с удовольствием, кое что взяла себе для консультаций родителей. Вроде такая часто встречающаяся тема, а у каждого специалиста - свои наработки, спасибо, что делитесь.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Аня)
УдалитьЗамечательная статья. У меня свой взгляд на неусидчивых детей, очень близкий вашему и далекий от традиционного. У меня не так много опыта занятий с подобными детьми, но мои мальчики весьма активные создания. Никогда не спорю, если мне пытаются доказать, что их-то ребенок намного хуже))), потому что если человек хочет считать ребенка хуже других, то его не переубедишь. Но если мамы жалуются, что дети излишне активные, я всегда говорю, чтобы радовались, хуже если ребенок тихонько сидит в углу. На самом деле к каждому малышу нужно искать подход, активные дети и развиваются весьма активно. То на что у других уходят часы, у них занимает минуты, у других дни, а у активных - часы. Часто такие дети становятся наказанием для пассивных взрослых, но для активных родителей такие дети даже удобны). Мне наоборот намного труднее с менее активной дочкой, чем с мелкими, которые успевают все и сразу.
ОтветитьУдалитьАня, полностью согласна. извините, что задержала ответ на пол года))) Буду более внимательна,
Удалить