Обычно трудно обучаемыми считаются дети с гиперактивностью
(им ставят синдром дифицита внимания или рассеянность ), леворукостью (казалось
бы, что там такого – пишет левой рукой…), педагогически запущенные дети – часто
им ставят диагноз ЗРП (задержка психического развития).
Как работать с детьми
с гиперактивностью мы рассказывали в
предыдущей статье «Неусидчивый ребенок». Сейчас рассмотрим особенности обучения
детей, у которых ведущая рука левая.
Итак, леворукие дети.
Большинство людей –
правши, это рационально мыслящие, проверяющие все на практике люди. У них
доминирует левое полушарие, где находятся центры, отвечающие за: математические способности, аналитическое,
схематическое (распознает символы – цифры, буквы) мышление, планирование,
понимание речи, контроль выполнения действий. Таким людям легче приспособиться
и выжить в окружающем мире (поэтому их и большинство). Они рационально
оценивают ситуацию и быстро принимают решение.
Люди-левши, у которых доминирует правое полушарие, это
творческие, эмоциональные, склонны к мистике и мечтательности люди. Им важны
чувства, они будут заниматься той деятельностью, от которой получают
удовольствие (художники – Рафаэль, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо,
Микеланджело, Огюст Роден, Питер Пауль, музыканты – Никколо Паганини, Людвиг
Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Рахманинов и мн.
др.; поэты и писатели – Аристотель, Фридрих Ницше, Франц Кафка, Ганс Христиан Андерсен, Александр
Пушкин, Лев Толстой, Владимир Даль, Марк
Твен и др.)
Кроме того, левое полушарие отвечает за интуицию, ориентацию
в пространстве, воображение, музыкальные способности, понимание метафор (что не
делает левое полушарие). Но при этом им
труднее понимание знаков (буквы, например), поэтому дети-левши позже начинают
читать, не любят писать. Ребенок-левша зачастую "зеркалит", когда пишет. Об этой особенности читайте в статье "Ребенок зеркалит".
Таким образом и подход к обучению леворуких детей должен
строиться по-другому.
От них не стоит ждать рациональности, понимания схем и
запоминания сухих фактов (даты, имена и т.д.). Но, они способны овладеть всем этим материалом, если:
- он наполнен
чувствами, эмоционально окрашен. Так, если нужно запомнить дату рождения
писателя, например, Ханс Кри́стиан А́ндерсен - 4 августа 1875 года. Для левши
нужно подавать информацию через методы эйдетики (образное запоминание,
например, создание в воображении фильма, ассоциаций дат, терминов с близкими
понятиями ,к которым у ребенка уже есть позитивное отношение): «Давным-давно в городе
Оденсе (звучит, как «оденься» - может там даже одеться не было во что жителям,
так бедно они жили), на острове Фюн (как будто легкий ветерок подул «фюн-фюн»). В одной очень бедной семье
башмачника и прачки по фамилии Андерсен, родился белокурый мальчик, и назвали
его Ханс (хоть он и не был никаким ханом). Было это в августе, как раз
четвертого числа, когда отец семейства принес домой 4 ароматных яблока, в делеком
1875 году (эта дата даже на башне острова была отображена 18 летним юношей и 75
летним мужчиной).» Такая подача информации, конечно, может показаться кому-то
громоздкой и неконструктивной, но именно это и свойственно левшам!!! Им легче
воссоздать целый фильм, пережив с его героями все трудности и прочувствовать
его, чем запомнить сухие факты (4 августа 1875 года, город Оденс на острове Фюн
– Дания). С помощью эйдетики легко
овладевают чтением (каждая буква подается через актуализацию всех сенсорных
систем: Буква М – мягкая, медовая, музыкальная, мятная, маленькая и могущая –
ее можно рисовать, лепить, пробовать, нюхать и все через воображение). Так
запоминают буквы и трехлетние дети, только все в натуральном виде. А к семи
годам и читают отлично.
- если материал подан
ярко (в стихах, с музыкальным сопровождением, красочные иллюстрации).
- если ребенок
чувствует поддержку. Детям левшам очень важно чувствовать поддержку
родителей, педагога и группы (класса). Ребята, с доминирующим правым
полушарием, очень ранимы, чувствительны, поэтому важно воспитывать у них
уверенность в себе и своих силах (поддерживать их начинания, внушать
уверенность «У тебя все получится», формировать привычку доводить начатое дело
до конца, сперва придется помогать ребенку, если он будет о том просить или
нуждаться в помощи, потом, постепенно
отпускать - Гепернейтер Общаться с ребенком .Как?
Правилом 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в
порядке! Ты, конечно, справишься!».
Правило 2
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему. При этом:
►
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное
предоставьте делать ему самому.
►
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и
ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему).
- если есть симпатия.
Еще одна важная особенность левши - он будет работать с теми людьми ,которые
ему приятны, с которыми ему комфортно: мягкие, толерантные, которые обращаются
с просьбой, а не приказом. Он выложится на всю, лишь бы сделать приятно
человеку, которого любит или уважает. В противном случае, ребенок упирается
всеми силами влиянию на него, делает все от обратного, не смотря даже на то,
что он очень чувствителен к социальным нормам и правилам.
Также помните, что ребенка-левшу ни в коем случае нельзя
переучивать на правшу (внешне это всего лишь руки, а на самом глубинном уровне –
структура головного мозга, которую мы пытаемся перестроить, а получается – ломаем).
Примеры из практики:
Пример первый.
Мальчик шести лет – ранимый, чувствительный, никак не хотел заниматься. Уже три года, как педагог обучает детей его группы чтению, грамоте и математике. Большинство детей дают хороший результат: сложение, вычитание в пределах 20, примеры в 2 действия, читают 30 и больше слов в минуту, пишут в под диктовку. Он же – ничего, даже многих букв не знает.
Дело оказалось в том, что стиль общения педагога не подошел мальчику (авторитарный). При том, учитель ориентировалась на группу, а не на индивидуальный подход к детям. Требовательная и справедливая, она не учла чувствительной натуры ребенка.
Как результат, он остался еще на год в детском саду, у него поменялись и воспитатели, и учитель: более мягкие, лояльные, те, что ищут подход к ребенку, а не пытаются его переделать под свои требования. Они сами были творчески направленные (рисование, лепка, эксперименты) и детям давали возможность само выразиться (в свободное от развивающих занятий время, дети имели возможность самоорганизовывать творческую деятельность по интересам – кто-то лепит, кто-то рисует красками, а не карандашами – это важно, кто-то конструирует и т.д.). И мальчик раскрылся – стал выступать на праздниках, как настоящий артист, зачитал, стал преуспевать на занятиях.
В первом классе имел некоторые трудности общения с детьми, но в предметах успевал, а во втором классе стал твердым хорошистом и надежным товарищем большинства класса (он не стал лидером, популярным, но стал уважаемым детьми).
Мальчик шести лет – ранимый, чувствительный, никак не хотел заниматься. Уже три года, как педагог обучает детей его группы чтению, грамоте и математике. Большинство детей дают хороший результат: сложение, вычитание в пределах 20, примеры в 2 действия, читают 30 и больше слов в минуту, пишут в под диктовку. Он же – ничего, даже многих букв не знает.
Дело оказалось в том, что стиль общения педагога не подошел мальчику (авторитарный). При том, учитель ориентировалась на группу, а не на индивидуальный подход к детям. Требовательная и справедливая, она не учла чувствительной натуры ребенка.
Как результат, он остался еще на год в детском саду, у него поменялись и воспитатели, и учитель: более мягкие, лояльные, те, что ищут подход к ребенку, а не пытаются его переделать под свои требования. Они сами были творчески направленные (рисование, лепка, эксперименты) и детям давали возможность само выразиться (в свободное от развивающих занятий время, дети имели возможность самоорганизовывать творческую деятельность по интересам – кто-то лепит, кто-то рисует красками, а не карандашами – это важно, кто-то конструирует и т.д.). И мальчик раскрылся – стал выступать на праздниках, как настоящий артист, зачитал, стал преуспевать на занятиях.
В первом классе имел некоторые трудности общения с детьми, но в предметах успевал, а во втором классе стал твердым хорошистом и надежным товарищем большинства класса (он не стал лидером, популярным, но стал уважаемым детьми).
Второй пример.
Мальчику четыре с половиной года, он очень плохо разговаривает. Осознавая свой «недостаток», начинает стесняться, запрещать говорить матери, проявляет по отношению к ней агрессию, негативное поведение в детском саду. Не обучаем (говорят воспитатели, психолог детского сада).
На самом деле, у него прекрасная логика (тест четвертый лишний, логический квадрат, недостающая фигура, последовательность – уровень сложности шестилетки решает на раз), он делает умозаключения подобно взрослому. Память – феноменальная (из 46 картинок, просмотренных 1 раз с интервалом в 3 секунды, говорит, какую убрали). Примеры на вычитание, сложение в пределах 20 решает устно и безошибочно.
При этом, мелкая моторика рук развита плохо, писать не может (не соединяет элементы буквы ). Занятия с логопедом не помогают.Такие особенности ребенка могли быть вызваны тем, что его ПЕРЕУЧИЛИ с левши на правшу (так настояла бабушка).
Начали заниматься с ребенком. Появился интерес при индивидуальном, позитивном подходе (первые занятия приходилось придерживать мальчика за руку, что б удерживать его внимание на задании, направлять руку при письме и внушать: «У тебя все получится. Ты справишься, ты молодец"). Ребенок начал увереннее быть в разговоре (его к этому еще стимулировали и занятия по чтению, грамоте, соответствующие его возможностям, а не возрасту и проводимые в духе эйдетики - образного мышления). Потом, ежедневные занятия по развитию речи (пересказы, разучивание стихов, просто слушание текстов). Ребенок начал говорить и при том потоком и правильной речью.
В 6 лет он успешно сдает тестирование в математическую гимназию, но желания идти в школу у него нет. Читает плохо. Пишет слабо. Родители все же отдают его в гимназию, не учитывая его желания и особенностей его психики. Как результат, через несколько месяцев обучения в гимназии, его переводят в другую школу, в подготовительную к школе группу, и следующий учебный год он начинает, как полноценный первоклассник, заканчивает его лучшим учеником.
Сейчас ребенок уже в третьем классе, учится хорошо, правда читать и писать не любит, но все же с учебными заданиями справляется. По математике – лучший в классе.
В данном случае, нужно было чуть подождать со школой (чтоб «мозг созрел»), продолжать заниматься индивидуально, постепенно переходя к групповым формам работы.
Мальчику четыре с половиной года, он очень плохо разговаривает. Осознавая свой «недостаток», начинает стесняться, запрещать говорить матери, проявляет по отношению к ней агрессию, негативное поведение в детском саду. Не обучаем (говорят воспитатели, психолог детского сада).
На самом деле, у него прекрасная логика (тест четвертый лишний, логический квадрат, недостающая фигура, последовательность – уровень сложности шестилетки решает на раз), он делает умозаключения подобно взрослому. Память – феноменальная (из 46 картинок, просмотренных 1 раз с интервалом в 3 секунды, говорит, какую убрали). Примеры на вычитание, сложение в пределах 20 решает устно и безошибочно.
При этом, мелкая моторика рук развита плохо, писать не может (не соединяет элементы буквы ). Занятия с логопедом не помогают.Такие особенности ребенка могли быть вызваны тем, что его ПЕРЕУЧИЛИ с левши на правшу (так настояла бабушка).
Начали заниматься с ребенком. Появился интерес при индивидуальном, позитивном подходе (первые занятия приходилось придерживать мальчика за руку, что б удерживать его внимание на задании, направлять руку при письме и внушать: «У тебя все получится. Ты справишься, ты молодец"). Ребенок начал увереннее быть в разговоре (его к этому еще стимулировали и занятия по чтению, грамоте, соответствующие его возможностям, а не возрасту и проводимые в духе эйдетики - образного мышления). Потом, ежедневные занятия по развитию речи (пересказы, разучивание стихов, просто слушание текстов). Ребенок начал говорить и при том потоком и правильной речью.
В 6 лет он успешно сдает тестирование в математическую гимназию, но желания идти в школу у него нет. Читает плохо. Пишет слабо. Родители все же отдают его в гимназию, не учитывая его желания и особенностей его психики. Как результат, через несколько месяцев обучения в гимназии, его переводят в другую школу, в подготовительную к школе группу, и следующий учебный год он начинает, как полноценный первоклассник, заканчивает его лучшим учеником.
Сейчас ребенок уже в третьем классе, учится хорошо, правда читать и писать не любит, но все же с учебными заданиями справляется. По математике – лучший в классе.
В данном случае, нужно было чуть подождать со школой (чтоб «мозг созрел»), продолжать заниматься индивидуально, постепенно переходя к групповым формам работы.
Левша – это творческая натура. Помните об этом! Пусть будут
успешны дети в том, где им предназначено природой!
http://www.levshei.net/10znameZ.html
- сайт про левшей и для левшей
Статья интересная, но уж очень сложно ее читать..... особенно последний абзачище!!! я не дочитала, а хотелось бы...
ОтветитьУдалитьСпасибо, будем работать - мы всегда рады конструктивным замечаниям.
ОтветитьУдалитьЯ левша, но по математике у меня были пятерки. Люблю математику
ОтветитьУдалитьЯ левша, но учительница в начальной школе переучила меня с левой руки, на правую. Сейчас мне 25 и я очень мучаюсь. Не делайте из левши инвалида или недоразвитого. Именно такой я себя сейчас и чувствую. Никакая.
ОтветитьУдалить