25 авг. 2014 г.

Трудно обучаемый ребенок. Какой он? (в этой статье о ребенке-левше)


Обычно трудно обучаемыми считаются дети с гиперактивностью (им ставят синдром дифицита внимания или рассеянность ), леворукостью (казалось бы, что там такого – пишет левой рукой…), педагогически запущенные дети – часто им ставят диагноз ЗРП (задержка психического развития). 
Как работать с детьми 
с гиперактивностью мы рассказывали в предыдущей статье «Неусидчивый ребенок». Сейчас рассмотрим особенности обучения детей, у которых ведущая рука левая.
Итак, леворукие дети.
 Большинство людей – правши, это рационально мыслящие, проверяющие все на практике люди. У них доминирует левое полушарие, где находятся центры, отвечающие за:  математические способности, аналитическое, схематическое (распознает символы – цифры, буквы) мышление, планирование, понимание речи, контроль выполнения действий. Таким людям легче приспособиться и выжить в окружающем мире (поэтому их и большинство). Они рационально оценивают ситуацию и быстро принимают решение.

Люди-левши, у которых доминирует правое полушарие, это творческие, эмоциональные, склонны к мистике и мечтательности люди. Им важны чувства, они будут заниматься той деятельностью, от которой получают удовольствие (художники – Рафаэль, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Микеланджело, Огюст Роден, Питер Пауль, музыканты – Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Рахманинов и мн. др.; поэты и писатели – Аристотель, Фридрих Ницше,  Франц Кафка, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой, Владимир Даль,  Марк Твен и др.)
Кроме того, левое полушарие отвечает за интуицию, ориентацию в пространстве, воображение, музыкальные способности, понимание метафор (что не делает левое полушарие).  Но при этом им труднее понимание знаков (буквы, например), поэтому дети-левши позже начинают читать, не любят писать. Ребенок-левша зачастую "зеркалит", когда пишет. Об этой особенности читайте в статье "Ребенок зеркалит".
Таким образом и подход к обучению леворуких детей должен строиться по-другому.
От них не стоит ждать рациональности, понимания схем и запоминания сухих фактов (даты, имена и т.д.). Но, они способны овладеть всем этим материалом, если:
- он наполнен чувствами, эмоционально окрашен. Так, если нужно запомнить дату рождения писателя, например, Ханс Кри́стиан А́ндерсен - 4 августа 1875 года. Для левши нужно подавать информацию через методы эйдетики (образное запоминание, например, создание в воображении фильма, ассоциаций дат, терминов с близкими понятиями ,к которым у ребенка уже есть позитивное отношение): «Давным-давно в городе Оденсе (звучит, как «оденься» - может там даже одеться не было во что жителям, так бедно они жили), на острове Фюн (как будто легкий ветерок  подул «фюн-фюн»). В одной очень бедной семье башмачника и прачки по фамилии Андерсен, родился белокурый мальчик, и назвали его Ханс (хоть он и не был никаким ханом). Было это в августе, как раз четвертого числа, когда отец семейства принес домой 4 ароматных яблока,   в делеком 1875 году (эта дата даже на башне острова была отображена 18 летним юношей и 75 летним мужчиной).» Такая подача информации, конечно, может показаться кому-то громоздкой и неконструктивной, но именно это и свойственно левшам!!! Им легче воссоздать целый фильм, пережив с его героями все трудности и прочувствовать его, чем запомнить сухие факты (4 августа 1875 года, город Оденс на острове Фюн – Дания).  С помощью эйдетики легко овладевают чтением (каждая буква подается через актуализацию всех сенсорных систем: Буква М – мягкая, медовая, музыкальная, мятная, маленькая и могущая – ее можно рисовать, лепить, пробовать, нюхать и все через воображение). Так запоминают буквы и трехлетние дети, только все в натуральном виде. А к семи годам и читают отлично.
- если материал подан ярко (в стихах, с музыкальным сопровождением, красочные иллюстрации).
- если ребенок чувствует поддержку. Детям левшам очень важно чувствовать поддержку родителей, педагога и группы (класса). Ребята, с доминирующим правым полушарием, очень ранимы, чувствительны, поэтому важно воспитывать у них уверенность в себе и своих силах (поддерживать их начинания, внушать уверенность «У тебя все получится», формировать привычку доводить начатое дело до конца, сперва придется помогать ребенку, если он будет о том просить или нуждаться в помощи,  потом, постепенно отпускать  - Гепернейтер Общаться с ребенком .Как?
Правилом 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
Правило 2
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему).

- если есть симпатия. Еще одна важная особенность левши - он будет работать с теми людьми ,которые ему приятны, с которыми ему комфортно: мягкие, толерантные, которые обращаются с просьбой, а не приказом. Он выложится на всю, лишь бы сделать приятно человеку, которого любит или уважает. В противном случае, ребенок упирается всеми силами влиянию на него, делает все от обратного, не смотря даже на то, что он очень чувствителен к социальным нормам и правилам.
Также помните, что ребенка-левшу ни в коем случае нельзя переучивать на правшу (внешне это всего лишь руки, а на самом глубинном уровне – структура головного мозга, которую мы пытаемся перестроить, а получается – ломаем).
Примеры из практики:
Пример первый.
Мальчик шести лет – ранимый, чувствительный, никак не хотел заниматься. Уже три года, как педагог обучает детей его группы чтению, грамоте и математике. Большинство детей дают хороший результат: сложение, вычитание в пределах 20, примеры в 2 действия, читают 30 и больше слов в минуту, пишут в под диктовку. Он же – ничего, даже многих букв не знает.
Дело оказалось в том, что стиль общения педагога не подошел мальчику (авторитарный). При том, учитель ориентировалась на группу, а не на индивидуальный подход к детям. Требовательная и справедливая, она не учла чувствительной натуры ребенка.
Как результат, он остался еще на год в детском саду, у него поменялись и воспитатели, и учитель: более мягкие, лояльные, те, что ищут подход к ребенку, а не пытаются его переделать под свои требования. Они сами были творчески направленные (рисование, лепка, эксперименты) и детям давали возможность само выразиться (в свободное от развивающих занятий время, дети имели возможность самоорганизовывать творческую деятельность по интересам – кто-то лепит, кто-то рисует красками, а не карандашами – это важно, кто-то конструирует и т.д.). И мальчик раскрылся – стал выступать на праздниках, как настоящий артист, зачитал, стал преуспевать на занятиях.
В первом классе имел некоторые трудности общения с детьми, но в предметах успевал, а во втором классе стал твердым  хорошистом и надежным товарищем большинства класса (он не стал лидером, популярным, но стал уважаемым детьми).
Второй пример.
Мальчику четыре с половиной года, он очень плохо разговаривает. Осознавая свой «недостаток», начинает стесняться, запрещать говорить матери, проявляет по отношению к ней агрессию, негативное поведение в детском саду. Не обучаем (говорят воспитатели, психолог детского сада).
На самом деле, у него прекрасная логика (тест четвертый лишний, логический квадрат, недостающая фигура, последовательность – уровень сложности шестилетки решает на раз), он делает умозаключения подобно взрослому. Память – феноменальная (из 46 картинок, просмотренных 1 раз с интервалом в 3 секунды, говорит, какую убрали). Примеры на вычитание, сложение в пределах 20 решает устно и безошибочно.
При этом, мелкая моторика рук развита плохо, писать не может (не соединяет элементы буквы ). Занятия с логопедом не помогают.Такие особенности ребенка могли быть вызваны тем, что его ПЕРЕУЧИЛИ с левши на правшу (так настояла бабушка).
Начали заниматься с ребенком. Появился интерес при индивидуальном, позитивном подходе (первые занятия приходилось придерживать мальчика за руку, что б удерживать его внимание на задании, направлять руку при письме и внушать: «У тебя все получится. Ты справишься, ты молодец"). Ребенок начал увереннее быть в разговоре (его к этому еще стимулировали и занятия по чтению, грамоте, соответствующие его возможностям, а не возрасту  и проводимые в духе эйдетики - образного мышления). Потом, ежедневные занятия по развитию речи (пересказы, разучивание стихов, просто слушание текстов). Ребенок начал говорить и при том потоком и правильной речью.
В 6 лет он успешно сдает тестирование в математическую гимназию, но желания идти в школу у него нет. Читает плохо. Пишет слабо. Родители все же отдают его в гимназию, не учитывая его желания и особенностей его психики. Как результат, через несколько месяцев обучения в гимназии, его переводят в другую школу, в подготовительную к школе группу, и следующий учебный год он начинает, как полноценный первоклассник, заканчивает его лучшим учеником.
Сейчас ребенок уже в третьем классе, учится хорошо, правда читать и писать не любит, но все же с учебными заданиями справляется. По математике – лучший в классе.
В данном случае, нужно было чуть подождать со школой (чтоб «мозг созрел»), продолжать заниматься индивидуально, постепенно переходя к групповым формам работы.
Левша – это творческая натура. Помните об этом! Пусть будут успешны дети в том, где им предназначено природой!

http://www.levshei.net/10znameZ.html - сайт  про левшей и для левшей


4 комментария:

  1. Статья интересная, но уж очень сложно ее читать..... особенно последний абзачище!!! я не дочитала, а хотелось бы...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, будем работать - мы всегда рады конструктивным замечаниям.

    ОтветитьУдалить
  3. Я левша, но по математике у меня были пятерки. Люблю математику

    ОтветитьУдалить
  4. Я левша, но учительница в начальной школе переучила меня с левой руки, на правую. Сейчас мне 25 и я очень мучаюсь. Не делайте из левши инвалида или недоразвитого. Именно такой я себя сейчас и чувствую. Никакая.

    ОтветитьУдалить