Время пролетает, дети вырастают... и вот, уже, детский сад. Как подготовить ребенка к нему, что бы безболезненно, что бы с радостью?
Итак, самое первое,
что Вы сделали
– это сформировали у
ребенка позитивное отношение к детскому саду: «В детском саду хорошо, там
детки, игры, хорошие добрые воспитатели, много игрушек» - и только в таком порядке (что б не было
разочарований: игрушки быстро потеряют интерес, взрослые окажутся «не такие»),
ребенок должен идти в детский сад устанавливать социальные связи в первую очередь
с одногодками, а не воспитателями. Встречаются ребята, которые требуют только
внимания взрослых, а с одногодками «им не интересно» - говорят родители. На
самом деле ситуация несколько иная – ребенок не умеет общаться со сверстниками:
с ними нужно делиться, договариваться, иногда уступать, иногда отстаивать свое
мнение, к ним нужно прислушиваться,
приспосабливаться. Именно это делают
взрослые по отношению к нему. Но в условиях детского сада, такой подход просто
не возможен, так как кроме этого малыша есть и другие, которые нуждаются во
внимании. Педагог разделяет «себя» и свою любовь на всех деток. У ребенка,
направленного на коммуникацию только со взрослыми, ситуация «Ты не один»
вызовет ревность, а от сюда и нежелание ходить в детский сад. Каждый ребенок эгоист (такова природа маленьких людей), но если Вы
направите его на общение с детьми, то он будет не зависим от внимания
взрослого. Да, милые родители, не указала одного момента, начинайте позитивно настраивать ребенка на детский сад недели за две до его посещения. Так ребенок свыкается с мыслью, что это событие будет. Смело говорите о том, то малыш будет с детьми и воспитателями, пока мама пойдет по делам. Избегайте слов "оставлю" и выражений "будешь сам".
Итак, второе, что
вы делаете – учите ребенка
взаимодействовать со сверстниками: делиться, уступать, отстаивать свое
мнение, договариваться, играть рядом (дети до 3 лет играют рядом, а не вместе)
или же вместе (кому за 3). Это условная возрастная грань, так как каждый
ребенок индивидуален. Знакомьте ребенка с правилами общения: «Нельзя драться,
забирать…». Пусть у ребенка будет 1-2
постоянных друга, тогда формируется еще и чувство общности со сверстником,
чувство дружбы, уважения и… любви. Дети скучают друг за другом, ждут встречи и
быстрее научаются взаимодействию.
В этом помогают:
1) посещения разных
развивающих занятий в детских центрах (сейчас есть курсы для самых маленьких от
6 месяцев – и мама общается с другими мамами, психологами, педагогами, и
ребенок социализируется уже),
2) совместные с друзьями-ровесниками малыша экскурсии
(зоопарк, кукольный театр или другие интересніе этому возрасту походы),
3) прогулки в парк (как правильно организовать прогулку см.
статью «Пусть прогулки будут интересны»),
4) игры в песочнице возле дома (только если мамы учат
общаться детей, а не забирают сразу молча обиженного или обидчика к себе или
вообще домой при возникшем конфликте – так дети никогда не научатся
договариваться, уступать, искать компромиссы). «Как играть в песочнице» мы обсудим в одной из
следующих статей.
В том случае, когда ребенок кричал: «Заберите от меня этих
маленьких людей!», родители его всячески опекали и детей «он видел только со
стороны, в парке, когда они гуляли семьей» - со слов мамы. Придя в детский сад
естественно, малыш был в панике, он не знал, как с ними взаимодействовать, чего
от них можно ожидать, ведь взрослые точно не обидят – миф, в который дите
поверило, что тоже опасно – мало ли кто встретиться на его жизненном пути;
взрослые всегда уступают – а во взрослой жизни так не будет!
Третье – развиваем
самостоятельность ребенка.
Для этого:
приучите ребенка к
самообслуживанию. Зачастую мы, родители, куда-то спешим, не успеваем, теряя
золотые моменты обучения ребенка. Когда малыш после года пытается САМ взять ложку и кушать, каша рассыпается, суп
выливается на стол, стул, стену… Мы вырываем из его рук ложку со словами «Еще
рано тебе самому!» или «Дай сюда, я сама тебя покормлю! Так быстрее будет!».
Что мы сделали? Мы забрали не ложку у ребенка, а его право на
самостоятельность!!! Убили на корню его желание трудиться и получать от этого
удовольствие. Нет ничего проще, чем использовать сказочное время КРИЗИСА Я САМ
для развития у ребенка самостоятельности. Пытается что-то одеть сам –«Молодец!
Какая ты умничка! Я только вот здесь подтяну, поправлю чуть-чуть – если у малышки
(малыша) не выходит и она (он) начинает сердиться, и быстренько все одели,
застегнули, завязали – Вот и все! Молодчинка, все сама (сам) сделала!».
Если этот момент упустить, то в три года ребенок трудиться
уже не хочет – тяжело. И тогда, я говорю, к малышу приходят «Немогу, нехочу ине буду».
Кроме того, учите
ребенка отслеживать свои действия (рефлексировать): уронил бумажку на пол –
«Ой, смотри, у тебя бумажка выпала (даже если ребенок это сделал нарочно, мы об
этом молчим). Подними, пожалуйста, и отнеси в мусор. Умничка.»; пил воду,
поставил бутылочку на полку с игрушками или на пол: «Где бутылочке место? Отнеси,
пожалуйста. Молодец. Спасибо». Сразу ребенок может не ответить на вашу просьбу
и просто проигнорировать ее. Тогда Вы улыбаясь, доброжелательно, нежно: «Давай
я тебе помогу. Берем бумажку (бутылочку) и несем» - подводим ребенка к
предмету, его рукой берем бумажку (бутылочку) и сопровождаем наше чудо к нужному нам месту –
«Молодец!». Работает как часы!!! Это важно для того, что бы ребенок умел
оценить ситуацию, понять суть произошедшего и приять решение о дальнейших
действиях. Плюс, называйте все что делаете сами, что одеваете ребенку,
последовательность действий. Это формирует у малыша умение планировать («что за
чем» и «что потом»). Что б не было потом «это е я… это он (она, так получилось)».
И еще, «отпускайте ребенка от себя». Родительская гиперопека
формирует в ребенке неуверенность и массу комплексов: родитель - Не беги –
упадешь, дите – Бегать я не могу; родитель – Не тронь вазу – разобьешь, дите –
у меня руки не с того места. И т.д. Лучше пусть побежит и упадет – лучше станет
бегать. Пусть посмотрит вазу, а Вы ее тихо забираете и «Давай поставим ее здесь».
Переводите свои переживания «как он будет без меня», в свое убеждение «он
справится». "Личность и способности ребенка развиваются только в той
деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом" - говорит психолог Ю.Б.Гиппенрейтер.
Плюс, создаем режим дня ребенка, приближенный к режиму дня детского сада. А если добавить еще
и физическую подготовку – вообще будет прекрасно (физически здоровый малыш –
веселый малыш!).
Так что, родители, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО, Вы только живите с ребенком каждую минуту,
наслаждайтесь общением с ним… Скоро он вырастет и пойдет в САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ВЗРОСЛУЮ жизнь. И какой будет эта жизнь, во многом зависит от нас.
Марина, благодарю за отличнейшие рекомендации! Тема актуальная для меня, как воспитателя группы раннего возраста, ежегодно. Беру к себе в копилку!!!
ОтветитьУдалитьВы действительно верите, что в детском саду ваш ребенок кому-то нужен? особенно в государственном? где 30 человек в группе???
ОтветитьУдалитьДа, верю, уже теперь знаю!!! Кроме того, бывает, что в частных садах более равнодушное отношение... просто... человеческий фактор)
Удалить