1 сент. 2014 г.

Ребенок зеркалит (пишет буквы в зеркальном отражении)



В своей работе столкнулась с тем, что дети 5-6 летнего возраста, научившись писать, зеркалят буквы и цифры - либо пишут с права на лево, либо буквы получаются у них в зеркальном отражении. Почему так, и что с этим делать - частый вопрос от родителей, воспитателей и учителей младших классов. Пересмотрев горы литературы, понаблюдав за детьми, я сделала выводы, которыми поделюсь здесь.

  В этой статье вы узнаете почему ребенок зеркалит и как этого избежать.

Для начала необходимо исключить такое серьезное нарушение, как дисграфия, или другие неврологические проблемы.


Если нет никаких отклонений, то почему  же ребенок зеркалит?
Наиболее точный и правильный ответ - потому что у ребенка дошкольного возраста еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга. Для того, чтобы понять о чем речь необходимо обратиться к нейрологии. А именно к межполушарной асимметрии. Еще со школы нам известен тот факт, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия. 

Специализация полушарий мозга:
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
речь 
словесный слух 
абстрактное (понятия) 
способность к анализу, детализирование 
выстраивание алгоритмов 
оперирование фактами, деталями, символами 

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
интонационная выразительность 
образное слуховое восприятие 
творческие возможности 
интуиция 
способность к адаптации 

Считается, что к моменту рождения правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является существом «правополушарным». Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. 


С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения, и такие дети часто зеркалят в письме.


Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. То есть между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (ранне чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться.  


Таким образом, ребеночек приходит в этот мир изначально "правополушарным", по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками или ногами... Из-за этих слабых связей многие малышы (если они еще и левши) зеркалят буквы и цыфры в письме. 

Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте. все нормально. Просто постоянно спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того, помогите развить и укрепить межполушарные связи. Для этого существуют разные упражнения. Делайте их вместе с ребенком по нескольку раз в день. Просто так, или как физкультминутки во время занятия с малышом.


Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

"Уши" 
Цель - энергетизация мозга.
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

"Фонарики" 
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.


Зеркальное рисование 
На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Колечко



Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.


"Кулак – ребро – ладонь" 

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. 


Ухо – нос. 


Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».








Перекрестные движения. 
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.


Горизонтальная восьмерка. 
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

7 комментариев:

  1. Хорошая статья. Спасибо, Оля.

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, представила как я пришла к нашему неврологу с вопросом: "не проверите ли, есть ли у моего ребенка дисграфия!" Смех со слезами на глазах. Ходим на развивающие занятия для подготовишек, на "разборе полетов" заметила, что это частая жалоба на многих деток. Антон тоже так часто пишет - 6 в основном. Я вообще очень часто хожу к врачам со странными диагнозами, они уже не удивляются.))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ни в подготовительном возрасте, ни в первом классе не ставят "диагноз" дисграфия, т.к. письмо находится ещё в процессе становления и дети ко 2 классу в-основном дозревают. Во втором полугодии второго класса уже можно говорить о дисграфии. Только врач от неё не вылечит, надо заниматься или с логопедом, или психологом, или с нейропсихологом. Врач может помочь процессу медикаментозно, и то если он "в теме".

      Удалить
  3. Thank you for a great article. I find d it very useful.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, теперь знаю об упражнениях))

    ОтветитьУдалить