20 июн. 2016 г.

3 упражнения семейной психотерапии, которые учат взаимопониманию

Консультируя семьи, каждый психолог применяет свои техники. Какие-то сами приходят ему из опыта работы, некоторые он находит в книгах, в сети интернет.
И вот, хочу поделиться теми из упражнений, которые приходилось применять нам в своей работе. Нам - вдоктору-психиатру Ирине Владимировне Поляк и мне - практикующему психологу  - мы работаем в паре. Это неоценённый опыт! Это комплексный взгляд на сложившуюся ситуацию клиента. Слово "проблема" убираем из своей работы. Есть ситуация, мы её меняем на благоприятную)))
Итак, упражнения.
На певых встречах хорошо применять анкеты, ведь людям легче отвечать на вопросы, нежели открыться самим...
Итак, Анкета "Семейные роли"

Можно проводить в 2 вариантах:
1. Каждому из членов семьи предлагается напротив вопросов ставить имя того из семьи, кого касается данная роль и рядом плюсы: 1- если этот человек только иногда выполняет данную роль; 2- если он выполняет её довольно часто; 3 - это его постоянная роль. Дальше каждый зачитывает свои варианты ответов и находятся общее и различное в мнениях. Так семья узнаёт мнение каждого, открывает что-то для себя новое.
2. На ответы семья отвечает совместно.
Роли-обязанности
1. Организатор домашнего хозяйства
2. Закупщик продуктов
3. Зарабатывающий деньги
4. Казначей
5. Убирающий квартиру
6. Выносящий мусор
7. Повар
8. Убирающий со стола
9. Тот, кто ухаживает за животными
10. Организатор праздников
11. Мальчик на побегушках
12. Человек, принимающий решения
13. Починяющий сломанное
14. Его превосходительство плохой исполнительвсех своих обязанностей
Роли-взаимодействия
15. Буфер, посредник в конфликте
16. Любитель поболеть
17. Сторонник строгой дисциплины
18. Главный обвинитель
19. Одинкий волк
20. Утешающий обиженых
21. Уклоняющийся от обсуждения проблем
22. Создающий другим неприятности
23. Деращийся в стороне от семейных разборок
24. Приносящий жертвы ради других
25. Семейный вулкан
26. Затаивающий обиду
27. Шутник
По окончанию анкетирования участники зачитывают ответы, обсуждают их. Говорят, что было более сложно, что легко.

Такая анкета располагает клиентов к общению, и, в то же время очень информативна для психолога.


Упражнение "Заверши предложения". 

Можно проводить не только в паре "ребёнок-родитель", но и в отношении пары "муж-жена", "родители-дети" (имеется в виду оба родителя с 1 и больше ребёнком". Просто заменяем формулировку в тесте. Например, "Самый приятный подарок от мамы, это-...: на "самый приятный подарок от жены, это - ..." и т.п.
Клиенту даётся бланк с вопросами и предлагается завершить предложение. 
Для _____ (имя ребенка):
1.Самый приятный подарок от мамы, это-… ………………………………………………
2.Когда я делаю что-то не так, моя мама……………………………………………………
3. Чаще всего мама хвалит меня за…………………………………………………………..
4.Чаще всего мы с мамой ссоримся из – за…………………………………………………
5. Я думаю, что самым приятным, что я сделал(а) для мамы, было………………….
6. Когда мама говорит, что……………………………………………………….я её боюсь
7. Больше всего мне обидно, когда мама…………………………………………………..
8.Мне нужна помощь мамы в ………………………………………………………………….
9.Люди, которых я больше всего люблю……..…………………………………………….
Для ______ (имя родителя).
1.Больше всего я огорчаюсь, когда……………………………………………………………
2.Когда я нахожусь дома, мне очень хочется………………………………………………
3.Больше всего я хочу, чтобы ____(имя ребенка)…………………………………………
4.Сложнее всего нам с ____(имя ребенка) бывает ..………………………………………
5.Я сержусь, когда ___ (имя ребенка)………………………………………………………..
6.Если ___ (имя ребенка) попросит, я готов(а)…………………………………………….
7.Самый приятный подарок ___(имя ребенка)……………………………………………
8.Мне нужна помощь ____(имя ребенка) ……………………………………..……………
9.Люди, которых я больше всего люблю……..………………………………………………
Далее - обсуждение.

Упражнение "5 минут слушанья"
Очень хорошее упражнение, но сложное для выполнения клиентами. Оказывается, что часто так бывает, что один умеет только говорить, и не умеет слушать, а второй - умеет делать вид, что слушает, особо не вникая в суть сказанного, а говорить в принципе не видит смысла. Отсюда и семейные всплески негативных эмоций...
Вот, уражнение, которое учит просто СЛУШАТЬ и принимать сказанное, учит ГОВОРИТЬ и выражать свои мысли.
Семья разбивается попарно (с кем выберут быть члены семьи - это дианостический момент тоже). Парам предлагается выбрать удобное место в комнате, сесть друг напротив друга, определить, кто будет говорящий, а кто слушающий. Задача говорящего на протяжении 5 минут говорить о том, что его беспокоит в данный момент. Задача слушающего, СЛУШАТЬ, кивая головой, иногда задавая уточняющие вопросы: "Если я правильно понял/ла, ты хотела сказать..." Слушающий задаёт УТОЧНЯЮЩИЕ вопросы, но безоценочные. Через  5 минут участники пар меняются ролями "слушающий"/"говорящий".
По окончанию идёт обсуждение: что далось легко? почему? Что тяжелее? Почему? С чем пока не справились? Почему?


Вот такие игры... в первые 2 можно поиграть и дома семьёй, а вот последняя в семьях, где напряжённые отношения не поиграешь... или поиграешь не столь удачно) 



10 комментариев:

  1. Марина, какие упражнения! Это просто подарок! Пока читала первую анкету, сразу мысленно ставила плюсики и пришла к выводу, что надо себя разгрузить))) Второе упражнение можно и на родительских собраниях использовать, когда родители приходят вместе с детьми (Что-то типа семейного вечера). Третье заставило задуматься, с кем бы я захотела объединиться в пару и кто бы выбрал меня (все-таки из 5 человек выбрать не так просто). Огромное вам спасибо, что поделились упражнениями. Обязательно буду использовать в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, милая, пожалуйста. Часто, лазая по сайтах "продвинутых психологов", читаю статьи, и нахожу, что они ни о чём... люди не выдают своих "профессиональных скретов". Это глупо, как по мне... Я того мнения, что делясь, мы приобретаем... и другой, возможно, взгляд на что-то, а это знания, и друзей, и новых клиентов. А их на всех хватит в современном мире)))

      Удалить
    2. Людмила Владимировна, милая, пожалуйста. Часто, лазая по сайтах "продвинутых психологов", читаю статьи, и нахожу, что они ни о чём... люди не выдают своих "профессиональных скретов". Это глупо, как по мне... Я того мнения, что делясь, мы приобретаем... и другой, возможно, взгляд на что-то, а это знания, и друзей, и новых клиентов. А их на всех хватит в современном мире)))

      Удалить
  2. Марина, спасибо! Очень нужные анкеты и полезные упражнения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне приятно, Елена, что Вам пригодятся эти инструменты)

      Удалить
  3. Марина, спасибо! Очень нужные анкеты и полезные упражнения!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, полезная информация в работе и педагогов, и воспитателей

    ОтветитьУдалить
  5. Марина, огромное Вам спасибо! Великолепный материал для родительского собрания!

    ОтветитьУдалить
  6. Светлана, я очень рада, чт пригодится)

    ОтветитьУдалить