4 февр. 2018 г.

Тематические занятия с дошкольниками. Тема "Живая/неживая природа". Опыты с водой

И снова пишу о наших увлечённых детях и увлекательных занятиях)
Именно увлечённых, иначе бы ничего не ладилось бы. Ознакомившись с планетой Земля нашей и её поведением (всякими вращениями вокруг своей оси, вокруг Солнца, вдоль какой-то условной прямой), и выявив то, как это влияет на время (тема "Время") у нас на планете, мы приступаем к изучению ПРИРОДЫ на ней.
Классифицируем: природа - не природа.

Вспоминаем признаки живой и неживой природы (по ссылке ниже). Вспоминаем, что относится к неживой природе и смотрим на глобус, понимаем, что больше всего на нём синего и голубого цвета - это вода! Именно вода - та часть природы, без которой не может жить живой организм, та природа, которая есть везде - и в нас тоже. С неё мы и начинаем изучение неживой природы через опыты, опыты, опыты.
В прошлом году мы проводили опыты, классифицировали живую и неживую природу. См. тему "Живая/неживая природа", а в этом году расширяем, углубляем свои знания, поддерживая и питая природный познавательный интерес детей.
Простые опыты описаны нами ранее: промокает не промокает, впитывает - не впитывает, тонет - не тонет и немного других интересных по ссылке)
И если малышам интересен яркий и необычный процесс, то старшим (от 4-х лет уже интересно объяснение: "А почему так происходит"?
С малышами:
Смотрели на воду, переливали её в широкий стакан и узкую бутылку (льётся).
бросали камешки стеклянные и жёлуди и смотрели: "тонет/не тонет"
красили воду, набирая в лабораторную пипетку пищевой краситель и капая его в чистую воду, смотрели, как плавно опускаются капли




Со старшими мы пили воду - без вкуса, а такая сладкая! Нюхали её - без запаха, смотрели на неё - без цвета, а так манит!
Опыт 1. "Свойства воды - растворять"
Растворяли в воде сахар, и даже пытались растворить стеклянные и пластиковые шарики. Что-то растворяется легко, а что-то вообще не растворяется.И пришлось играть в молекул сахара - легонько притронувшись друг к другу, мы так же легко рассоединялись. И в молекулы стекла играли: крепко взялись за руки, и рассоединить нас можно было только силой. Большой силой) 
Растворяли соль, очищали воду (делали из ваты фильтры), осушивали "солёные озёра" и собирали чистую соль))
   Её, соли, правда, совсем мало оказалось)))

































 растворяем соду и лимонную кислоту, получаем реакцию с образованием газа (делали вулкан Далол)

Опыт 2 - "Плотность тёплой (красная) и холодной (голубая) воды". Вот это крутой опыт вообще!!! Сначала сверху стакан с холодной водой - она перемещается вниз. Смешиваясь с тёплой. Затем сверху стакан с тёплой водой. Вода не перемещается!!!! Цвет наглядно показывает!!!! Какую лучше сначала набирать воду в ванную: горячую или холодную, если подача без смесителя?
  
  




 Снег не вода😏оказывается, для детей 4-х лет. Вот лёд - застывшая вода, а снег - это снег))) 🤗 так некоторые думали ещё утром😉 вот с малышами просто:  растопили снег и всё понятно, соглашаются)И плотность снега в сравнении с водой определяли. Тоже, дети выдвинули гипотезу, что снег плотнее (он же холоднее).


  Опыт 3 - плотность снега (льда не нашла) и холодной воды. А нет, он хоть и холодный, а всё же легче воды. Ну, имея снег, как его не покрасить)))
 


Узнали, что у воды есть плотность, у масла есть плотность и у всех материалов есть плотность. От плотности материала зависит то, будет предмет плавать или тонуть!
Опыт 4 "Плотность воды и масла"

 банка с водой и маслом: у масла плотность меньше, чем у воды.
 растворяем в воде гуашь и эта вода становится тяжелее, чем простая, поэтому закрашенные капли падают вниз.

Опыт 5. Поверхностное натяжение воды
На монетку капаем воду и видим, что она растекается несразу. Она большой каплей возвышается над поверхностью. Это происходит птому, что вода имеет тоенькую плёночку - поверхностное натяжение. Мыльные пузыри образовуются именно благодаря такой плёночке. А мыло её укрепляет.
 


Опыт 5. Преломление света через воду.
Радуга
Ловили радугу на лист бумаги.
На бдо ёмкости (лучше стеклянной кладём зеркало, наливаем воду, чтобы это зеркало покрыло, направляем на зеркало свет фонарика, подставляем чистыей лист белой бумаги и ловим на него радугу - отбитое отражение света. Обяснение: свет - это все цвета вместе. Вода рассеивает, разделяет белый свет на составные - на свет разного цвета. Так появляется радуга. В природе - свет солнца, отражённый и разделённый через капли дождя.

Искажение предметов: Поворачиваем стрелки)





Ломаем карандаши)

Опыт 6. Капилярный эфект
Окрашивали воду в разный цвет, опускали в стаканы ткани, соединив все стаканчики последовательно. Каждая ниточка ткани - это своего рода трубочка, которая вбирает в себя воду. Перемещение жидкости вверх или вниз по трубочкам под действием силы называется капеллярным эффектом.




Пищевой краситель лучше растворяется в воде, чем гуашь и поэтому опыт более наглядный.
Вот так мы проводим время с детками))) 
Следующие занятия будут посвящены неживой природе - воздуху, почве и камням. Отчёт будет позже)



Комментариев нет:

Отправить комментарий