19 мая 2015 г.

Горшочные дела. Или почему ребёнок прячется, когда хочет в туалет?

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.
Содержание
Возможные причины таинства горшочных дел
Что делать нам, взрослым?

Возможные причины таинства горшочных дел
Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.
Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.

Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.
А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:
- в какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.
- мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…
Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!

Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:
- девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.
- мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.
Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.
Что делать нам, взрослым?
Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.
1.       Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.
2.       Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.
3.       Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это.  Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.
Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.
Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.

4.       Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.
5.       Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)


Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!



4 комментария:

  1. Спасибо, Марина! Очень хорошая статья, все по полочкам раскладывает.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, я тоже в восторге от статьи! У нас эта тема актуальна, мы только только осваиваем горшок, и вопрос как ходить туда"по-большому" был пока без ответа:)))) спасибо за полезную информацию, кое что скорректирую в своём поведении 0:-)

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, спасибо! Очень хорошая статья! У нас с Артуром в этом отношении проблема. Раньше, он уединялся, чтобы сходить в туалет по большому, потом стал уединятся с горшком, по мне так нормальное явление, что ребенок не стремится делать это на глазах у всех. Но проблемы начались вместе с садом. Там уединение не удавалось в полной мере, вот он и нес домой. А столько терпел, что дома уже больно. Так возник страх. С тех пор бывали случаи в штаны, но чаще летел на горшок уже в последний момент, когда уже процесс пошел. Пока не повзрослел, не могли нащупать причину. А сейчас я уже просто объяснила, что больно, если долго не ходить, а если во время, то совсем не больно и нечего бояться. Пока приходится напоминать, чтобы сходил в туалет, но уже слушает, идет, все проходит нормально, ребенок чист и очень всему этому рад. Думаю, что нам осталось совсем немного для закрепления этого результата.

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, молодцы, что всё сглаживаете. Для мальчиков этот вопрос особо актуален, так как они же мужчины и часто просто путаются : "Когда как нужно". Мужчины писают стоя... а какают как девочки... путанина в голове у мальчишек получается. А потом неприятные ситуации, стеснение и пошло-поехало. ко всему с терпением и пониманием. Рада, девочки, что информация полезной оказалась)

    ОтветитьУдалить