Вот уже начались в школах тестирования... готовности ребёнка к школе. И многие родители приходят в замешательство: ребёнок читает, пишет, считает, а тестирование не прошёл... или прошёл с трудом.. Почему так? Писать буду для родителей, а не педагогов (последние волей-неволей знают о составляющих готовности и показателях готовности с позиции педагога). Я же буду писать доступным пониманию обычного человека языком.
Разберёмся в таких вопросах.
1. Из чего состоит готовность ребёнка к школе.
2. Как самостоятельно проверить, готов ли "ученик")
3. Как подготовить дитё к школе.
Прежде всего, хочу отметить, что знание букв, цифр и умение писать не является определяющими готовности ребёнка к школе. Готовность предполагает готовность дитя к обучению!!!
Что же она, эта готовность включает?
1. Мотивационную готовность!
2. Моральную готовность!
3. Эмоционально-волевую готовность.
4. Интеллектуальную готовность.
Итак, теперь по каждой составляющей разберём.
Мотивационная готовность предполагает собой то, что ребёнок ХОЧЕТ идти в школу, чтобы:
- учиться!!! (Это главная предпосылка!!! И если где-то ещё хромает волевая готовность (ребёнку трудно долгое время прикладывать усилия для выполнения задания, но он старается), то при наличии ВЫСОКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ребёнок может идти в школу, а волевая сфера подтянется!!!
- потом, уже идут мотивы общения с друзьями, повышения статуса "Я уже большой", "Я школьник", оправдания надежд мамы и папы "Ты же умница/хороший парень" и т.п.
МОТИВ "УЗНАВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ БОЛЬШЕ" - САМЫЙ СИЛЬНЫЙ!!! если он есть, то ребёнка в школу нужно отдавать, иначе, "пересидев" ещё год из-за родительской неуверенности, страхов, мы отобъём у ребёнка желание учиться на долгие годы!!! просто у ребёнка пройдёт интерес к новому и азарт к обучению. А как по мне, это самые важные в развитии стимуляторы - азарт и интерес к познанию)
Моральная готовность предполагает умение ребёнка брать ответственность свои действия, ребёнок готов становиться учеником! А это ответственность перед собой, перед родителями и учителем.
Разберёмся в таких вопросах.
1. Из чего состоит готовность ребёнка к школе.
2. Как самостоятельно проверить, готов ли "ученик")
3. Как подготовить дитё к школе.
Прежде всего, хочу отметить, что знание букв, цифр и умение писать не является определяющими готовности ребёнка к школе. Готовность предполагает готовность дитя к обучению!!!
Что же она, эта готовность включает?
1. Мотивационную готовность!
2. Моральную готовность!
3. Эмоционально-волевую готовность.
4. Интеллектуальную готовность.
Итак, теперь по каждой составляющей разберём.
Мотивационная готовность предполагает собой то, что ребёнок ХОЧЕТ идти в школу, чтобы:
- учиться!!! (Это главная предпосылка!!! И если где-то ещё хромает волевая готовность (ребёнку трудно долгое время прикладывать усилия для выполнения задания, но он старается), то при наличии ВЫСОКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ребёнок может идти в школу, а волевая сфера подтянется!!!
- потом, уже идут мотивы общения с друзьями, повышения статуса "Я уже большой", "Я школьник", оправдания надежд мамы и папы "Ты же умница/хороший парень" и т.п.
МОТИВ "УЗНАВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ БОЛЬШЕ" - САМЫЙ СИЛЬНЫЙ!!! если он есть, то ребёнка в школу нужно отдавать, иначе, "пересидев" ещё год из-за родительской неуверенности, страхов, мы отобъём у ребёнка желание учиться на долгие годы!!! просто у ребёнка пройдёт интерес к новому и азарт к обучению. А как по мне, это самые важные в развитии стимуляторы - азарт и интерес к познанию)
Моральная готовность предполагает умение ребёнка брать ответственность свои действия, ребёнок готов становиться учеником! А это ответственность перед собой, перед родителями и учителем.
Также моральная готовность предполагает уважительное отношение ко
взрослым людям, родителям и сверстникам. Имея этот компонент, дитё не позволит
себе оскорбительно относиться к преподавателю, а будет стараться заслужить его
авторитет, прикладывая усилия в учёбе. Все знают, что авторитетных людей
слушают, у них учатся, а тех, кого не уважают... Поэтому сами понимаете, как
важно воспитать у ребёнка уважительное отношение к учителю.
Эмоционально-волевая готовность...
Вот она, родненькая "хромушка" наших многих
залюбленных деток. Если ребёнок не умеет прикладывать усилия, если вы за него
до 6-7 лет всё делали, слушали и выполняли его просьбы - приказы - капризы, то
в учёбе ему будет несладко))) Это умение услышать, понять, принять инструкцию,
задание учителя и приложить усилия к её выполнению. Это умение поставить цель,
спланировать её достижение и выполнение действий с последующей адекватной
оценкой результата.
Простой тест: ваш ребёнок одевается сам? если нет, то он к школе
не готов!!! Грубо, но факт...
Интеллектуальная готовность. Она предполагает:
- определённые знания ребёнка об окружающем мире: дитё должно
легко классифицировать - разделять на группы; обобщать - называть одним словом
предметы относящиеся к одной группе (например: тарелка, стакан, ложка - посуда;
стол, стул, диван - мебель; самокат, троллейбус, автомобиль - транспорт...);
исключать предметы (кровать, диван, тумба, пылесос - последнее слово лишнее);
анализировать (раскладывать в воображении слово на звуки, машинку - на детали,
а задачу - на условие и вопрос) и делать умозаключения, синтезировать -
объединять определённые элементы в целое (пазлы в картинки, слоги в слова, а
факты в общее представление).
- умение делать звуковой анализ слова, правильно строить
предложения и свободно выражаться.
- умение держать карандаш и подражать образцу - соотносить
элементы графических изображений между собой (умение перересовать, выложить по
образцу).
2. Как самостоятельно проверить, готов ли "ученик")
Нет ничего более простого, как общение с родным чудо-чадом и наблюдение за ним для определения готовности к
школе.
Начните в непринуждённой обстановке разговор о школе:
1. Что ты думаешь о школе?
2. Хочешь ли ты пойти в школу? Почему (да или нет)?
3. Что интересного тебе там было бы?
4. Если что-то, что тебя настораживает, когда ты думаешь о школе?
5. Как ты думаешь, зачем люди ходят в школу?
Такие вопросы дадут вам понятие того, как дитё настроено на школу
и готов ли ребёнок к ней морально.
Проанализируйте действия и поведения ребёнка.
Если часто случаются истерики, то к школе ребёнок маловероятно,
что готов.
Если дитё само ставит себе цели, задачи, упорно что-то делает,
прилагает усилия на пути к реализации задуманного, то скорее всего, что ребёнок
готов к школе.
Если дошкольник выполняет просьбы старших, у него есть свои
обязанности (покормить животное, помощь в уборке дома...) и он их старательно и
регулярно выполняет, не забывая, то ребёнок готов к школе однозначно!
Ещё такой тест: дайте ребёнку задание, состоящее с 3 указаний:
например, пойди в коридор, возьми красную чашку и набери мне на кухне гороха.
Если услышал, понял, принял, то скорее всего, что готов к обучению в школе.
Для тестирования психологи применяют такие показательные тесты,
как "Графический диктант" и "Домик". В первом случае
ребёнку предлагают создать рисунок по клеточкам под диктовку взрослого (одна
клетка вверх, две клетки вправо, три вниз, одна клетка влево, одна вниз...), во
втором - перерисовать как можно приближённо к образцу дом.
Плюс, тесты на классификацию, обобщение, исключение и др.
3. Как подготовить дитё к школе.
Подготовка ребёнка к школе начинается не за год-два к ней... Это
долговременный, систематический труд родителей... И начинается он с рождения
ребёнка))) Ну, а если более серьёзно, то с 2 лет как раз будет вовремя.. Почему с рождения? Потому, что с режима дня (режим - это последовательность, умение планировать, подчинять своё "хочу" требованиям)! Почему с 2 лет? Потому
что с приучения к порядку и уважительному отношению ко взрослым.
Общайтесь с ребёнком и расширяйте его кругозор (ходите на разные
выставки, посещайте кукольный театр, читайте с ребёнком энциклопедии) - чем он
шире, тем больше познавательный интерес ребёнка.
Приучайте к порядку и самообслуживанию. Самостоятельно одеться - это не просто навык, это умение планировать, помнить, что за чем нужно делать и как. Это умение сосредотачиваться на задании.
Давайте ребёнку поручения, воспитывайте самостоятельность, а навыки чтения, грамоты и математики придут с научением.
Посещение детского сада способствует формированию коммуникативной сферы ребёнка и его моральной готовности к школе.
Постоянные систематические занятия с ребенком с 2-3 лет должны стать для него нормой и требованием.
Важные советы родителям. С Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна. Конечно, размещайте. Это приятно)))
ОтветитьУдалитьМарина, очень хорошая статья с полезными советами.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня)
Удалить