11 апр. 2016 г.

О том, как прошёл наш тренинг "Эмоциональная честность". Отчёт и послесловие.

Провела тренинг «Эмоциональная честность» и хочу поделиться своими чувствами и опытом.
Нас собралось: 3 участника, 2 помощника (я и Дианка), плюс наши милые задорные детки (4 на всех). Было интенсивно, интересно.
Для меня это новый опыт: каждый новый составленный тренинг – это иной опыт, каждая новая группа участников – это иной подход. Для участников – это новые знания о себе или напоминание о важном.
Интересно, что пришли именно те, кто честен с собой и с окружающими… вопрос стал в другом: «Что делать с честностью? Как отследить свои чувства вовремя и направить в мирное русло, или что делать потом, после всплеска негативных эмоций и чувств? (от этого, кстати никто не застрахован!)».
Итак, вот как проходил сам тренинг и чем он был наполнен.

Первым делом, по приходу (прямо с порога), каждый участник выбирал картинку с эмоцией  (а самом деле их было намного больше вариантов запрашивайте в нете "Карту эмоций") и называл первый пришедший в голову цвет (значение цвета можно посмотреть в тесте самопознания "Мандалы").

Это была своего рода диагностика эмоционального настроя участников и тест на честность. Интересно, что выбранная, и далее описанная эмоция и значение цвета совпали. СПАСИБО НАШИМ УЧАСТНИКАМ ЗА ЧЕСТНОСТЬ.
Далее, после знакомства (в нашем случае – приветствия), каждый участник описывал ту эмоцию, которую выбрал и предполагал, почему именно она ему приглянулась. Озвучивал свой запрос и ожидания от предстоящей работы. Я дополняла ответы результатами цветового теста (говорила, на сколько искренни были участники и о чём говорит выбранный ими цвет). Эта работа показала готовность участников к работе.

Затем мы говорили о том, почему важно быть эмоционально честным с самим собой (это здоровье нас самих, самочувствие и психологический комфорт наших детей, это воспитание наших детей в честности), почему мы иногда не честны сами с собой (нас так воспитали, нам стыдно признаться в  своих негативных мыслях или чувствах), как мы действуем, чувствуя недозволенное (замещаем истинные чувства другими… словами, действиями или подавляем в себе любое проявление «слабости»).
Следующий этап работы – это было упражнение «Чемодан чувств», цель которого – глубокое понимание своих истинных чувств и их замещающих, перекрывающих. Таких же чувств своего партнёра по воспитанию ребёнка и чувств самого ребёнка. Это задание показало, где могут возникать внутриличностные и межличностные, внутрисемейные конфликты.
Далее была проработка и принятие запрещённых в семье чувств, поиск оптимальных решений их проявления.
Проработка:
1.       СТОП! Чувствую, что начинаю злиться, обижаться – отдаю себе в этом отчёт.
2.       Проговариваю себе и оппоненту (если это ему важно – ребёнку и близкому человеку – это важно!) о чувстве.
3.       Выхожу из ситуации «моя эмоция» в состояние «Я» (перейти в другую комнату/отойти в сторону, и как бы посмотреть на ситуацию со стороны)
4.       И решаю, продолжать ощущать эту эмоцию, чувство или нет.
Данный алгоритм «выхода» даёт свободу выбора: быть с этим чувством (часто нам это надо, это нас защищает и оберегает) или быть без него. Когда есть осознанность, мы не будем сами «в эмоции», откуда ничего не видно! В гневе – мы ничего не слышим и не видим, мы безрассудно действуем (так же и в радости, и в печали, и в усталости…). А будучи С гневом, радостью, печалью, мы используем силу каждой эмоции в свою пользу. С гневом прибавляются силы на достижение цели, с грустью, просыпается творчество, с радостью рождаются новые планы.

Если же так УЖЕ случилось, что эмоция нас захлестнула и мы, не отдавая себе отчёт, повели себя не так, как хотелось бы. То послесловие должно быть в виде принятия себя, своей эмоции/чувства – «да, во мне это есть» и озвучивания своих истинных чувств оппоненту. Это решение, это выход. Молчание, отговорки (бывает у всех, сам виноват, само вылетело и т.п.) мы потом несём за спиной в тяжёлом мешке обид, страхов и разочарований. Можете представить себе такой «мешок» и, сгорбившись, напрягшись всем телом, пройти метров 5-10. Какие ощущения?
Следующим упражнением было «Усиленная атака». Оно хорошо тем, что мы повышаем свою самооценку, учимся признавать и принимать в себе все стороны Я.
Рисуем два круга - один в другом. В среднем пишем свои характеристики, которые в нас есть. Во втором круге – 10 характеристик, которые могут дать нам окружающие нас люди. Затем анализируем, что нам нравится в своих чертах и почему, что не нравится, и почему. Есть ли характеристики, которые мы в себе не видим, а люди нам их приписывают, почему так складывается. Что мы по этому поводу чувствуем, думаем.
По заключению тренинга мы делали совместно с детьми «Браслет настроения» - идея Оксаны Дмитриевны (спасибо, Оксана – в твоём блоге "Моя песочница" много всякого интересного), а ссылку мне рекомендовала Екатерина Белова. СПАСИБО, милые)))).
Для браслета были предложены разные бусинки (круглые, овальные, в виде цветов и звёздочек). Все они были разного цвета (и даже чёрные!), за каждой стояло своё чувство. Своя эмоция, понятная только конкретному ребёнку. Так и нанизывались одна бусинка за другой в радужное эмоциональное настроение)))



Далее – итоги, обсуждение: что понравилось, что возьмём с собой в жизнь)))
Вот такой незаурядный тренинг у нас получился. Честно, жалею сама о том, что была ведущей, а не участницей…



2 комментария:

  1. Марина, Ваш тренинг получился насыщенным и познавательным!
    Участникам удалось понять и поработать над своими чувствами.
    Уверена, что все ушли с прекрасным настроением :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория. Да, ушли все именно с таким настроением. А детвора, как всегда не хотели расходиться)))

      Удалить