16 апр. 2016 г.

Игры на развитие волевой сферы

И снова об волевом развитии детей. Воля закаляется не только в спорте или в труде, как многие думают, но и в режимных моментах, в игре.
Современные дети чаще всего не хотят прилагать усилий на пути к своей цели. Так устроен современный мир, что хочется всего и сразу, при том при малейших наших действиях. Тот, кто добился успеха сам, знает, что невозможно иметь многое, не поставив цели и не продвигаясь к ней намеренно, иногда пренебрегая своими сиюминутными "хочу/ не хочу". Есть слово "надо".
Всё, чему научились многие (далеко не все, но большинство) современные дети - это требовать, вымогать от окружающих. Это не проявление воли на пути к цели (как может кому-то показаться, а такие, поверьте, есть: "Ну он же добился своего!"), а это самый простой путь невоспитанного маленького человека. Иногда этот путь выбран на всю жизнь. Но, если с капризами готовы мириться родные и близкие люди, то МИР будет очень суров с таким взрослым уже человеком.
Это я всё к чему? К тому, что волю у детей воспитывать надо! Особенно этот компонент в структуре личности человека потребуется в школе, потом во взрослой непростой жизни. И как писала ранее, в статье "Психологическая готовность ребёнка к школе", у современных деток воля хромает.
Итак, в каких же играх мы можем её формировать?

В играх с правилами.
Все, без исключения игры, имеющие правила (от подвижных до настольных), формируют умение уступать свои интересы, общим правилам. А это уже терпение, это уже усилия. Начните с простых игр: лото для малышей или мемори (когда раскладываются парные карточки обратной стороной и нужно поочерёдно открывая, находить пару, заодно запоминать место расположения картинок), где нужно тянуть карточки по очереди; домино, где, кроме очерёдности, ещё добавляются другие условия.
Когда мама полуторагодовалого крохи говорит: "Да, ему ещё рано, ему не интересно", отвечаю: "Работаем на перспективу. Вы ему показываете, что интересно, как это делается". И кроха с удовольствием на третьем занятии играет в лото!
ЛОТО вообще удивительнейшая игра. Развивает внимание, обогащает понятийный аппарат, словарный запас, да ещё и закладывает волевую сферу!
Далее всевозможные мозаики и конструктора ПО ОБРАЗЦУ.


Всё, что собирается по образцу, требует сосредоточенности внимания и послушания (ориентации на образец), а не "КАК ХОЧУ". Это очень важный момент, так как часто, покупая мозаику или другой конструктор (сюда же относятся и пазлы), инструкция выбрасывается, а произвольное "СОБИРАНИЕ ЧЕГО-ТО" оправдывается родителями как "творчество" ребёнка. ТВОРЧЕСТВО ИМЕЕТ МЕСТО ТОГДА, КОГДА РЕБЁНОК УЖЕ ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРЕДМЕТЕ РАЗГОВОРА (В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОН УЖЕ ВЛАДЕЕТ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ, МОЖЕТ ПРЕДСТАВИТЬ, СПЛАНИРОВАТЬ, А ТОЛЬКО ПОТОМ ПОСТРОИТЬ). Иначе мы имеем дело с простым манипулированием предметами и тормозим развитие ребёнка - пускаем на произвол его умение планировать, ставить цели и достигать задуманный результат.
В этом плане мне очень нравится как работают педагоги из развивающего центра "ЯСАМ" - друзья наши по нету. Их подход к конструированию, проектированию воодушевляет, а дети удивляют своими ТВОРЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ! Отмечаю - ТВОРЧЕСКИМИ, так как базу смотреть, видеть, сравнивать, анализировать и прикладывать усилия они получают ранее в этом же центре.
Я бы ооочень рекомендовала в данном случае, кроме мозаики и конструктора по типу Лего, блоки Дёныша (некоторые карточки к ним для работы с малышами можно скачать здесь. Тетради дорогие, как обзаведусь, скину)))
, кубики Никитиных (сложи узор),

танграмм
,

Сама обзавелась этими играми (спасибо магазину игрушек Вундеркинд - там и брала всё) и очень довольна. Ни одно из наших занятий не обходится без этих головоломок. Они имеют разновозрастные задания, поэтому их возрастной диапазон от 2 лет до 99, как пишут на коробке). В своей практике пока применяла с детками от 2 до 11 лет. Сама играю)))
Вот как девчухи мои играют. ВНИМАНИЕ!!! Такие игры - дело не простое. им нужно научать детей! С ребятами нужно садиться и играть!!! Нужно проявить терпение, чтобы настроить на результат ребёнка, чтобы вселить в него уверенность. Без неё - никуда здесь.
Для развития волевой сферы малышей (и детей с трудностями в умении слушать и слышать задание, выполнять инструкцию) применяю также песенки и игры Е. Железновой. Они тоже требуют умения слушать, слышать, прислушиваться и выполнять действия, заданные песенкой (особенно те, которые предполагают игру с предметами). Тут хороши: "Музыкальные игрушки", "Мячик, мячик, мой дружок", "Погремушка" - эти особенно мне в этом помогают.
Из подвижных игр хороши все, которые имеют правила:
- "Море волнуется раз" - известна всем,
- "Повтори движение" (когда показывают движения одни, а озвучивают другие: - Приседаем! а ведущий прыгает, Наклоняемся, а ведущий машет руками),
- "Запретное движение" (когда нужно повторять за ведущим всё, кроме обозначенного 1 действия)
- "Кошки-мышки". Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В середине круга - мышка, за кругом - кошка. Кошка спрашивает: - Мышка, мышка дома? дети, стоявшие в кругу отвечают: - Дома. Кошка: - А что она делает? Дети: - Спит. Кошка: А можно её разбудить? Дети: - Да! с этими словами дети поднимают руки вверх, образуя ворота, кошка забегает в круг, пытаясь поймать мышку, а та убегает. Задача кошки - поймать мышку. Задача мышки - убежать. Дети, которые стоят в кругу, помогают мышке - иногда препятствуют кошке её поймать (закрывают ворота в определённый момент)
- "Платочек"
- "Золотые ворота". Два ребёнка, взявшись за руки, образуют "ворота", проговаривают: "Золотые ворота, проходите, господа. - остальные дети начинают проходить под "воротами" - Первый раз прощается, второй раз - допускается, а на третий раз - не пропустим вас".- "ворота резко "опускаются". Кто оказался внутри, тот становится в круг. Игра начинается снова, уже с теми участниками, кто попался. Так "ворота разрастаются" в большой круг, пока все участники игры не будут пойманы.
И многие другие. Особенно хороши будут спортивные командные игры волейбол, футбол... Из одиночных спортивных занятий - ушу, спортивная и художественная гимнастика, аэробика.
Просто обращайте внимание на "мелочи", такие как детская игра, уделяйте этому внимание и многие вопросы будут решены))) Успехов в развитии и воспитании наших милых деток.



6 комментариев:

  1. Марина, прекрасные игры и пособия! Полезный материал, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, Аня, что тебе понравилось. Надеюсь, что-то применишь))) Всегда найдётся место, возможно, новым для вас играм, особенно в такой дружной и творческой семье, как ваша)

      Удалить
  2. Марина, очень актуальная статья! Постоянно сталкиваемся с первоклассниками, да и не только с ними, которые не хотят прилагать усилий. Им проще отказаться от выполнения задания, чем подумать, потрудиться. Вы предложили очень интересные и полезные игры и пособия. О многих рассказываю на собрании для родителей будущих первоклассников. Танграм сейчас использую на занятиях и обратила внимание, что некоторые дети, работая с маленькой схемой, на которой детали не помещаются, не могут догадаться, что детали можно поворачивать, переворачивать. Вот почему, как можно раньше нужно включать такие игры в жизнь ребенка. Пусть развивается и воля, и пространственное мышление, и внимание , и память. Тогда и в школе, да и вообще в жизни будет легче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила Владимировна, со всем согласна. Танграм по картинке на картинке использую с малышами и только пришедшими детьми. если есть подготовка, то с трёх лет начинаем выкладывать фигуры не на картинку, а рядом - совершенно всё по другому у современных детей. Пространственное и образное мышление страдает сильно. Перенести картинку - сложно, представить фигуру в движении просто невозможно. Вот поэтому и начинаем работать как можно раньше с этим. При том, вспоминаю наше детство, где мозаика была у каждого дома и это была любимая игра. Конструкторы всевозможные, а сколько было сделано из спичесных коробков всяких моделей. Вот здесь и развивалось наше пространственное мышление. Сейчас же все дети в компьютерах на готовых программах, где задача предполагает 1 вариант решения. Трудно детям... потом в школе. Самое удивительное, что многие родители не видят в этом никаких проблем! И что самое ужасное, как по мне, утверждают, что развитие речи - это не показатель психического развития ребёнка, а все тесты психического развития ребёнка "застаревшие!)))

      Удалить
  3. У меня уже есть несколько пособий и игр, внученька подрастает.Спасибо, Марина за обзор и знакомство, а также опыт работы с такими интересными обучающими и развивающими пособиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда рада, Анна Борисовна делиться тем, чем увлечена сама и что работает на развитие наших деток.

      Удалить