18 сент. 2016 г.

Комплекс занятий по теме "Я - Человек"

Доброго времени суток, уважаемый читатель. Вот уже и сентябрь... время школьных, учебных дней.
Для нас же - педагогов-психологов дошкольников - это начало новых тем...
Да, мы составили календарно-тематический план, немного поменяв последовательность тем, несколько добавив чего-то из ТРИЗ педагогики (далеко не всё, что могут ТРИЗ-педагоги - мы только учимся) и эйдетики.
И первые наши занятия призваны знакомить ребёнка с ним самим же. Не зная себя, как мы можем идти учить природу? Животных? Вот мы и решили, что знание начинается с себя. Как хорошо, уже зная себя, познавать, открывать мир! Мы уже сможем сравнивать, мы сможем пользоваться своими чувствами осознанно (ну, хоть на сколько можем в возрасте от годика). Стараемся строить развитие ребёнка на его осознанности и самопринятии.

Итак, на изучение себя - Человека, мы отводим 8 занятий! Первые 4 уже прошли, о них и отчет)))

Занятие 1.
Организационная часть - приветствие под песенку Е.Железновой "Ну-ка все, стали в круг)
Проблемная ситуация - предлагаю детям 4 картинки (жираф, гепард, лошадь, человек). Исключи лишнее (исключаем человека).
(почему человек лишний? он - не животное).
Беседа - кто такой Человек? Кто мы? Чем мы особенные? (для малышей в возрасте год-два - мы люди, каждый из нас человек, и мы разные, чем и прекрасные - и обратиться к каждому ребёнку: и Миша чудо, и Маша прелесть, и Гриша чудесный наш... - этого достаточно)
Делаем акцент на ценности и уникальности каждого ребёнка. Родителям даём установку, что детей мы не сравниваем с другими детьми - только с самим собой вчерашним и сегодняшним. А если хотим, чтобы дети чего-то достигли, то любим их и принимаем, какими они есть, с верой в их успех и успешность.
Работа с рисунком - Человек.
Называем части тела по рисунку и, параллельно, показываем свои голову, глаза, брови, нос, уши, рот, подбородок, шею...
Стишок-потешка (я брала потешку "Для чего? - для того...", а вы можете выбрать любую другую):
Где же наши ручки?

Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки - толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.

Где же наши ушки?
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Для чего? - для того
Для чего сыночку ножки?
(гладим ножки)
Чтобы бегать по дорожке!
(Топаем по пеленке ножками)
Для чего сыночку ушки?
(трогаем ушки)
Чтобы слушать погремушки!
(гремим игрушкой)
Для чего сыночку ротик?
(касаемся губок)
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего сыночку глазки?
(показываем глазки, бровки)
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего сыночку спинка?
(гладим спинку вверх и вниз)
Чтоб валяться на простынке!
Для чего сыночку попа?
(массажик попы, похлопывания)
Что его ладошкой хлопать!
Для чего сынок родился?
Чтобы маму радовать!
(целуем, обнимаем малыша).
"Сыночку" можно заменять на
"ребенку" или "дочурке".
Музыкальная пауза под песенку Е. Железновой "Где же наши ручки?"
Работа в листах А-4 силуэт человека. Дорисуй-ка.
Но, прежде выполняем массаж рук с помощью карандаша. Отличная подборка в блоге Мишагиной Людмилы Владимировны "Деревенька" (благодарим, что делитесь)
Раскрашиваем, беседуем: кто это? (это может быть кк девочка, так и мальчик) как зовут? какое у неё/него настроение? что любит кушать? что любит делать? с кем дружит? 
Плюс, можно придумать одёжки и аксессуары с цветной бумаги и "одеть" человечка. 
Дальше игра-лото по карточкам "Органы чувств"





Затем - карточка "Зрение".
Вопрос: Что мы видим? (дети могут назывть всё, что их окружает, что они видят)
Тест-игра "Определи цвет с закрытыми глазами": просим ребёнка закрыть глаза. Даём ему в руки 1 из фигур из набора Блоков Дёныша (если такого нет, это могут быть и карандаши, и нитки, и помпоны, и надувные шарики - что угодно, обладающее цветом и помещающееся в руку) и просим назвать цвет.
Не можем так определить цвет. Вывод - цвет определяют только глаза.
Тест-игра "Определи размер с закрытыми/открытыми глазами" (проводится аналогично, но добавляется задание указать размер предмета с открытыми глазами).
Вывод - размер определить можем и тактильно, и зрительно.
Интересно здесь же дать задание - найти самое высокое дерево, самый большой листик, самую широкую дорожку. Так как мы пока ещё проводим занятия в парке, то это целая поисковая работа. Но и в помещении можно создать приближённые условия.
Тест-игра "Определи форму с закрытыми/открытыми глазами" (проводится как предыдущая). И тут, кто-то может определить форму, тактильно, без визуального оценивания, кто-то нет.
Вывод: определять форму легче зрительно, но можно это сделать и тактильно, если достаточно опыта для этого.
Тест-игра "Определи, где больше предметов с закрытыми/открытыми глазами"
Выкладываем вокруг рисунка "Глаза" карточки на закрепление выводов: "Зрение нам помогает определять цвет, фору, размер, количество.



Карточка "Уши"
Впросы детям: Что это на рисунке? Зачем они нам?

Следующее задание: закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? Дети начинают называть разные звуки. Это упражнение хорошо и для взрослых, и для детей.
Музыкльная пауза под песенку Е.Железновой "Музыкальные игрушки"
Дальше даётся детям некоторое время пошуметь музыкальными игрушками. - 1-2 минутки
Разминка под песенку Е.Железновой "Погремушка"
Затем выкладываем на стол карточки и даём






задание: нужно отобрать карточки тех предметов и живых существ, которых мы можем слышать? 

Если мы не можем слышать камень, то что о нём мы можем сказать? Какой он? (даём в руки каждому ребёнку по камешку, пусть описывают: холодный, твёрдый, гладкий и т.п.) Как узнали?
Ручки подсказали! Картинка.

облагодарим наши ручки. Сделаем им массажик, выучим стишок:
КОШКИ — МЫШКИ

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Сейчас наши ручки потрудятся. Даём детям пособия для развития мелкой моторики рук: шнуровки, сортеры с геометрическими фигурами заводские и с бусинами/пуговицами самодельные, конструкторы флексика, вкладыши и т.п.
Когда дети наиграются, насытятся игрой с пособиями, музыкальная пауза.
Заседелись вы что-то. Давайте разомнёмся: песенка Е. Железновой "Ты похлопай вместе с нами".
Карточки:


Что это? Чем они нам помогают?
Предлагаем деткам закрыть злаза и угодать на запах (даём фрукты). Что это?
После чего небольшая пауза на покушать. Сейчас будет небольшой перекус. Попробуйте наслаждаться вкусом с закрытыми глазами. Опишите ваши ощущения: сладко или кисло, может горько или солено.
Заключительная творческая часть - рисунок ладошкой "Мой отпечаток в картине".
Мы рисовали дерево, а вы можете пробовать нарисовть что угодно)))

Фотографий с этого занятия нет, так как увлечённые самим процессом, позабыли всё(((
Надеюсь, читать было всё же интересно и что-то да возьмёте себе на заметку)
Последующие занятия с идеями, в следующих записях блога.


6 комментариев:

  1. Хорошо подобраны игры и задания, дидактический материал.
    Спасибо, Марина, что делитесь своими наработками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Виктория Александровна. Наработки - это не сугубо моё личное, это ещё чей-то опыт... поэтому хорошо, что есть возможность делиться)))

      Удалить
  2. спасибо, Марина, за публикацию интересного материала

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна, что читаете)

      Удалить