3 сент. 2016 г.

О раннем научении буквам. Стоит ли учить ребёнка чтению с пелёнок?

Сегодня модно: носить разноцветные колготы, гетры, модно заниматься спортом и модно обучать ребёнка чтению с пелёнок.

Да, а последнее не есть ничего более, чем мода. В этой статье о том, почему не стоит ребёнка учить читать рано.
Обучать чтению рано как в шесть месяцев, так и в 2-3 года. Хоть есть наработанные методики и Домана, и Зайцева. Да, научить читать можно. Но что потом?
Итак, аргументы ПРОТИВ раннего чтения.
1.       Зачем ребёнку 2-3 лет уметь читать? Ответ прост: ребёнку это не надо! Это надо маме/папе, которые «повесят себе орден» - «Мы научили своего ребёнка читать в 2 года», «Он у нас вундеркинд, он гений»! Лучше и полезней маме/папе взять книгу и прочесть её ребёнку в ролях, с интонациями. Это развивает чувства, воображение ребёнка. Это создаёт атмосферу доверия, близости, детства.
2.       Это лишняя информация для раннего возраста. В мире разнообразие того, что ДОЛЖЕН ребёнок освоить до 3 лет, не включая буквы и цифры. Это: мир чувств, мир красок, запаха, тактильных и осязательных ощущений. Ему важнее
освоить своё тело, уметь им управлять ловко, научиться минимальным правилам взаимодействия с окружающими людьми. Он знакомится с миром природы: названия птиц, зверей, рыб; растительным миром: цветы, травы, деревья, кусты; мир явлений природы и неживой природы. И как чудно смотреть на 3-х летнего ребёнка, родители которого с гордостью говорят: «Он у нас читает!», а кроха асоциален, он не знает, как держать ложку и у него уже масса личностных расстройств: частые истерики, зажатость и т.п. Грустно.
3.       Мозг ребёнка не готов воспринимать знаковую систему. К этому он созревает к 6 годам! Буквы (слова) – это знаки. Нейропсихологи отмечают, что раннее обучение ребёнка чтению и математике вредит его нервной системе. Она перегружается, в результате ребёнок рискует иметь заикания, нервные покачивания со стороны в сторону (посмотрите документальный фильм «Институт Домана» - там яркие примеры последствий).
4.       Это вредит естественному развитию речи! У ребёнка нарушается природное восприятие её, соответственно, страдает звукоподражание, произношение. Как следствие, письменная речь тоже пострадает.
5.       Это отдаляет родителей от естественных потребностей ребёнка: в ласке, в ярких красках, игре воображения. Это и тормозит естественное развитие ребёнка: он начинает видеть во всём знаки. Он обращает внимание не на птичку, цветочек, собачку, а на вывески. Потому, что это родителями поощряется в большей мере. Мы так ограничиваем кроху.
6.       Ограниченное развитие. Развивая левое полушарие головного мозга (оно отвечает за знаковую систему), обкрадывается правое: творческая, эмоциональная сторона личности ребёнка. Это музыкальный слух, чувство ритма, художественные способности, эмоциональная, волевая сферы. Последствиями будут: сенсо-моторная инвалидность (ребёнок малоподвижен, неуклюж), раздражительность, агрессивность, упрямство, невнимательность.
Думаю, этого достаточно. Пусть у ребёнка будет детство.

С какого возраста учить читать? Нейропсихологи рекомендуют с 6, чтобы не перегружать мозг. Детские психологи - с 5: чтобы успеть подготовить ребёнка к школе.

10 комментариев:

  1. О, Класс! Согласна на все 100! СПасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, спасибо Вам за принятие и понимание. Мы в одной лодке)))

      Удалить
    2. В полной мере разделяю мнение, спасибо за статью!

      Удалить
    3. Анна Борисовна, спасибо)

      Удалить
  2. Девочки, и я с вами! Марина, очень хорошая статья, все разложено по полочкам, аргументировано. Ну, просто бери и выступай перед родителями. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Абсолютно согласна!!!
    Отличная аргументированная статья.👍🏻😍

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, спасибо за статью! Уж сколько уже сказано: не спешите, не обкрадывайте ребенка, смотрите на раннее развитие шире; но все равно одно и то же - учим читать, считать, немного иностранных слов и чуть-чуть порисуем. Люди никак не могут посмотреть на мир шире, с рождением ребенка он у них сужается до банальностей, которым ребенка в любом случае научат в школе. А вот то, что полезно развивать воображение, устную речь, эмоционально-волевую сферу, помочь ребенку органично вписаться в окружающий мир, познать его красоту и законы и многое-многое другое - никто не думает(. А потом еще удивляются, что дети приходят в школу и не хотят, не любят учиться.

    ОтветитьУдалить
  5. Большое спасибо, Марина! Очень интересная статья!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Благодарю за поддержку в мнении и выводах, Жанна Витальевна, Аня, Наталья. Приятно, что читаете)

    ОтветитьУдалить