12 нояб. 2016 г.

Фотоотчёт нашего тренинга детско-родительского взаимодействия посредством арт-техник

Мариша Мутовчи, наша добрая и весёлая, яркая и чувственная профессиональная фотограф сбросила первые фото с тренинга, и я уже мчусь ими поделиться.
В данном посте опишу и сам тренинг со всеми техниками (всегда делюсь, так как знаю: нужно давать, обогощать мир, и всегда удивляюсь, когда открываю сайт психолога, а там пустой пост-статья ни о чём... такого тоже много). Девчёнки, психологи, педагоги, давайте делиться, давайте делать мир лучше!!! Благодарю тем, кто это делает: Жанна Витальевна, Анна Борисовна, Оксана Дмитриевна, Виктория Александровна, Людмила Владимировна и др. Мамы-блогеры же не ждут, пока их попросят - они просто приумножают: Анна Игнатеня, Евгения Кресс, Олеся Царёва!!!
А теперь и сам тренинг.
Звучит музыкальная композиция «Коробка с карандашами»

Знакомство.
Все сидят в кругу. Нам необходимо познакомиться – назвать своё имя, имя ребёнка (если ребёнок может говорить, то он сам называет своё имя) и назвать слово, наиболее вас характеризующее. Например:
"Меня зовут Марина. Мою доченьку зовут Лиза. Мы взрывные» и передаём мячик.

Теперь мячик передаётся в обратном порядке. Мы уже как-бы познакомились, передаём мяч своему ребёнку, обращаясь по имени, и делая ему комплимент, затем ребёнок передаёт мяч соседу. Например: «Лиза, ты весёлая».
Такие игры способствуют осознанию ребёнком себя, других людей. Учат эмпатии, доброму взаимодействию в мире людей.

Теперь Вы ждёте, конечно, практической работы!!!
Она ждёт нас за столами с карандашами.

Пока я буду говорить об арт-техниках в работе с детками. Вы уже будете рисовать дудлы – всякого рода закарлючки и каракули.

Итак,
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — это вид психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным искусством. Но арт-терапия – это не только рисунок. Виды арт-терапии разнообразны, как разнообразны виды искусства.
Еще бывают:
Сказкотерапия
Музыкотерапия
Танце-двигательная терапия
Фототерапия
Видеотерапия
Игротерапия
Куклотерапия
Песочная терапия
Терапия глиной, пластилином, красками и карандашами
И это еще не полный список. Применять можно все в комплексе или что-то одно, к чему в большей степени лежит душа. Детям подойдёт всё!!! Но, с некоторыми оговорками.
То, что вы сейчас делаете – рисуете закарлючки, называется дудлингом – от англ. «каракули». И, пока вы тут меня слушаете, а рука непроизвольно что-то там вырисовывает, включается в работу ваше подсознательное и оно САМО уже решает ваши сложившиеся  вопросы и ситуации. Происходит инсайт. 
«„Рисовать каракули“ означает „делать спонтанные заметки, чтобы помочь себе думать“», — говорит Санни Браун (Sunni Brown), автор книги «Дудлинг для творческих людей».
Она пишет, что дудлинг:
повышает концентрацию;
улучшает память;
помогает в исследовательской работе;
помогает решать как рабочие, так и личные проблемы;
заставляет думать за рамками;
повышает креативность;
помогает увидеть общую картину проблемы.
Дудлинг помогает избавиться от скуки и разочарования, а желание рисовать каракули крепнет по мере роста уровня стресса. Дудлинг — наш предохранительный клапан, который позволяет давлению рассеяться в игривом и творческом направлении.
Самое потрясающее в дудлинге — это то, что нарисовать закорючки способен каждый. Вы можете проявлять свою фантазию без ограничений. Ведь в дудлинге нет правил, это вообще довольно простой вид искусства. Дудлинг доступен каждому, и его возможности безграничны!
Наши крохи – это непоседы. Им скучно просто сидеть, просто рисовать… им хочется играть, бегать, прыгать, что-то новое узнавать.
Наши дети верят в сказку, верят в волшебство. И это колоссальная помощь нам в их воспитании. Придумывайте истории, близкие к тем актуальным ситуациям, которые происходят у Вас с детками. Облачив их в сказочный сюжет, мы обманываем сознание и на подсознательном уровне откладываются уже готовые варианты желаемого поведения.
Как?
К нам в гости пришёл Зайка. Он хочет рассказать о своей беде. «Поссорился я со своим другом - Мышонком. А дело было вот как. Пригласил я в гости Мышонка. Он пришёл. Мы весело играли, бегали, резвились. А потом, Мышонок увидел у меня капустный лист и оочень ему захотелось его попробовать. Но я так люблю капусту, что не смог ею поделиться. Мышонок обиделся на меня и ушёл.» - обсуждение ситуации.
Разомнёмся: Ира «Зайки в норку»


Теперь перейдём ближе к техникам с карандашами, пастелями и красками. Все эти материалы перед Вами. Вы вольны выбирать тот, который Вам ближе всего. Располагайтесь поудобнее, берите материалы, я выдаю Вам листы с бумагой и принимаемся за следующую работу.


Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе. Теперь начинайте рисовать на бумаге абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры, блики - что угодно. Главное условие здесь - «отпустить руку», то есть не задумываться над тем, что рисуете: это должно быть просто настроение и свободный полет фантазии. Рисовать желательно левой рукой, чтобы рисунок получился без всяких сюжетов, как можно более отвлеченным. Рисуя, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и проводить линии так, как вам диктуют ваши эмоции. И при этом представляйте себе, что переносите свое переживание на бумагу, стараясь его полностью "выплеснуть" на листок, освободиться от него. Рисовать надо до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и на нем не останется свободного места. Если лист бумаги уже заполнен, а вы не успокоились, то возьмите еще один лист и начинайте рисовать снова. Остановитесь только тогда, когда вы почувствуете успокоение и внутреннее равновесие.




Теперь возьмите еще один чистый лист бумаги и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение «здесь и сейчас». Долго не думайте, пусть ваши слова возникают, как свободные ассоциации. Их может быть и 20 и 3, это не имеет значения, лишь бы они шли из самой души. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что больше писать не хочется. Это чувство чем-то напоминает чувство опустошения, легкой усталости. Вы полностью передали бумаге свое настроение. 

А теперь прислушайтесь к себе: что бы вы хотели сделать с этим рисунком? Может - энергично и с удовольствием разорвать листок с рисунком и выбросить его в мусорную корзину? Или вы хотите его, возможно, - сжечь? Бросить на пол - и энергично истоптать? Сделайте всё, что считаете нужным! Всё. Теперь вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок и исчезло. Кстати, листочек со словами можно подвергнуть той же участи. ;))

Но "самотерапия" на этом не окончена. Остался еще один штрих.

Постарайтесь во всех мелочах и деталях вспомнить самое приятное и радостное событие своей жизни. Когда это было, в какое время года, кто был рядом, кто был вокруг вас, какие раздавались звуки и слышались запахи, что вы ощущали кожей - все-все, до мельчайших чувственных деталей. Вспомнили? А теперь берите еще один лист бумаги и начинайте рисовать на нем (опять левой рукой) абстрактные фигуры, выбирая те цвета, которые вам хочется. Рисуйте до тех пор, пока все пространство листа не заполнится вашим произведением.

По ходу того, как рисунок создаётся, мы отмечаем с какой части листа начали рисовать: центр - актуальное, слева - прошлое, справа - будущее, внизу - действия, вверху - мысли (это для правшей, и наоборот для левши). Отмечаем цвет, которым рисуем, и его значение, последовательность выбора цвета (об этом в статье "Тест самопознания Мандалы").










Переверните листок и на его обратной стороне напишите те слова, которые отражают ваши переживания того приятного события.
Найдите место в этой комнате своей картине. Что Вы на ней видите? (Обсуждение)



Получившийся рисунок положите или повесьте на видное место и в течение нескольких дней почаще смотрите на него.

Краски, как и другие терапевтические материалы снимают напряжение, игра с цветом помогает проникнуть в себя и раскрывает возможности для самопознания.
Краски рекомендованы зажатым и неуверенным в себе детям и людям. Тем, у кого есть страхи и проявляется агрессия (агрессия – это выражение неуверенности). Краски не рекомендованы перевозбуждённым, несдержанным детям и тем, у кого имеется энурез.
Для коррекции таких особенностей, хороши карандаши и пастели – тот материал, который хорошо контролировать.

А сейчас немного потанцуем!!! Берём малышей на руки или просто рядом и начинаем произвольно двигаться.
Игра «Надувайся, пузырь»

Основное действие танцевальной терапии заключается в том, что малыш может выражать в танце свои эмоции, «вытанцевать» свои ощущения, настроение. Занятие в паре или в хороводе приучает ребят к дисциплинированности, организованным действиям, помогает налаживать контакты, преодолевать свои страхи.

Научить ребенка общению, повысить его самооценку может и драма-терапия. Во время сеанса легко разыграть любую проблемную ситуацию, решить ее и тем самым подсказать ребенку выход из создавшегося положения в реальной жизни. Как и все вышеперечисленные виды арт-терапии, драма-терапия не пытается сделать из ребенка актера. Здесь совсем другая цель – терапевтическая. Драма-терапия должна помочь снизить эмоциональное напряжение, уменьшить последствия любого негативного воздействия, найти способы для решения проблемы. Рекомендуется она детям, имеющим проблемы с речью и развитием, а также тем, кто страдает от дефицита внимания либо испытывает трудности в общении.



А теперь переходим к самой интересной части нашего мероприятия – к работе с глиной.
Глина в сухом состоянии похожа на приятную пыль, и пластична при соединении с водой. Так символически соединяются земля и вода, две женские стихии, предназначенные для вылепливания на воздухе и к обжигу огнем, в соединении со стихиями мужскими. Глина дарует чувство равновесия и спокойствия, ассоциируясь с материнским лоном.
В ходе терапии чаще всего из глины лепят в символической форме такие чувства как обида, гнев и ярость, страх и тревожность и т.д. Важно то, что все эти образы в процессе лепки можно трансформировать в другие символические образы, которые позволят справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение, для того чтобы выйти из проблемной ситуации. Болезнь можно трансформировать в здоровье, тревогу - в спокойствие. И не так уж важно, что человек совершенно не умеет лепить.

В работе с глиной есть несколько этапов, которые мы сейчас и пройдём вместе.
Знакомство – игры с сухой глиной, смешивание её с водой.


Мятьё, разминание, манипуляции. Катание шара.




Создание образа-метафоры переживаний.

Отстранение с обсуждением результата.
Трансформация «изделия»
Принятие.
Возвращение к шару.

Обсуждение тренинга – отражение эмоций, чувств. И это мы всегда делаем с чайком и печенькой)





 Вот так прекрасно провели время!!!




8 комментариев:

  1. Марина, приветствую.
    Замечательный пост! Сколько творчества!!! А тазик с глиной покорил!👏👏👏
    Марина, вот согласна с Вами полностью, именно таким образом и нужно делиться с читателями, только так мы можем привлечь мамочек заниматься с детками дома, на личном примере, не скучном, увлекательном, не на теоретическом примере, а живом! Для таких занятий и пособий специальных не нужно, все можно найти из подручных средств.

    Про дудлы узнала этим летом, дочь подарила на День рождения брату классную книгу-тетрадь "Дудлы. Скетчи. Зентанглы", нам она очень понравилась.
    А я всю жизнь - и в школе, и в институте, и сейчас на курсах, собраниях, рисую узоры, загогульки... оказывается, это я помогаю себе думать... 🤔

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Жанна Витальевна за ответ и за то, что Вы делитесь в своём блоге своими наработками. У Вас всегда интересно))

      Удалить
  2. Марина, здравствуйте!
    Очень интересный и насыщенный тренинг! Теория, практика, разные направления арт-терапии - все доступно, понятно, интересно. Лица участников радостные, увлеченные, заинтересованные. Да и как можно остаться равнодушным в процессе творчества! Когда представлено такое разнообразие техник, среди них обязательно найдется что-то твое.
    И да, я считаю, что нужно делиться своими наработками, идеями, какими-то находками, пусть даже порой на их поиски был потрачен не один час, а то и день, неделя, месяц. Может быть, кому-то именно этого упражнения не хватало или именно эти слова были нужны - и все сразу встало на свои места! Так что, давайте делиться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Людмила Владимировна. Приятно, что Вы нашли что-то для себя)

      Удалить
  3. Марина, целая кладовая практического материала для работы. Спасибо, что делитесь наработками. Начинающим психологам, да и психологам со стажем будет от его оттолкнуться. Очень интересное мероприятие и плюс в том, что теория переплетается с практикой. Еще раз спасибо! Теперь я в числе ваших ПЧ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Юля. Да, я тоже в числе Ваших читателей.

      Удалить
  4. Да уж с пустыми блогами "специалистов"- просто беда. Я думала, что только я ворчу по этому поводу) Пусть ваш чудесный апельсиновый ковёр собирает компании ещё больше и ещё теплее!)Всегда приятно видеть в блоге фото "за работой". Фото, запечатлевшее момент вывешивания вашей картины- вообще шедевр!)

    ОтветитьУдалить
  5. Благодарю, Оксана) Согласна и по поводу пустых блогов, и по поводу фото. Да, это Лизонька меня туда загнала... хорошая у неё самооценка ;-)

    ОтветитьУдалить