2 нояб. 2016 г.

Занятие Грамота

Занятия грамоты в дошкольном возрасте - это куда важнейшие занятия, ежели занятия Чтения. Так уж сложилось  всовременном мире, что сначала родители пытаются научить ребёнка буквам, и только отом пониманию речи. Да, эт оабсурд, с позиции дидактики. Но, уж так сложилось. И в этом "сложилось" работает педагог. Теерь наша задача - уравновесить граматическую сторону речи и навык чтения.
По дидактике - сначала понимание ЗВУК, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,  умение слышать и различать звуки: т-д, з-с, к-г, л-р, умение делать звуковой анализ слова, и только потом знакомство со знаковой системой букв и правильным написанием слов, предложений. Есть такое понятие, как чувство речи. Так вот, оно теряется, если ребёнка учить буквам, а умение разговаривать правильно откладывать.
И вот наши занятия. Мы играем)))
В начале занятия, после традиционного "Ну-ка, все, стали в круг"
Звуковое лото.


- Что мы слышим? Мы слышим звуки.
Плюс, каждое наше уражнение с карточками разростается в...
классификацию (или исключение лишнего), определение основной функции предмета (ТРИЗ педагогика - никак без неё... вот что делает чашка??? Она удерживает жидкость)
Дифференциация "Глассные/соглассные"
Звуки бывают разные, а в речи выделяют гласные и согласные (сразу записываю значки: кружок, 1 и 2 чёрточки). Гласные мы поём свободно, голосом: АААА, ОООО, УУУУУ (от того и гласные), а согласные петь не получается д,т,з, м и т.п.
- Какие гласные звуки вы знаете? Назовите, пожалуйста, а я запишу их с помощью букв.
- Назыайте согласные (записываю). Согласные бывают твёрдые, бывают мягкие. Давайте подберём твёрдому согласному пару - мягкий согласный.
Проговаривают дети, я записываю.
Музыкальная пауза "Тихо-громко"
А теперь поиграем.
Скороговорки:
- Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?
Водовоз вёз воду из водопровода
Игра "Хлопки"
- Теперь, если этот звук будет встречаться в словах, то мы хлопаем, если нет - не хлопаем.
Повторяем ещё 2 раза такую комбинацию игр. Важно обращать внимание на то, какой звук - мягкий или твёрдый, выделяя его в слове (подчёркнутое произношение).
Ваза, медведь, лиса, внук, сова.
У Феофана Метрофаныча три сына Феофаныча.
Фазан, филин, глаза, миф, футбол.
Добры бобры идут в боры.
Бусы, дожди, буквы, собака, дуб.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Павлин, пеликан, петух, пастух. Капириз, кот, краб.
Выучиваем 1 из скороговорок методом пиктограмм (так дети понимают о чём речь и быстрее усваивают скороговорку).
ДА, Объяснять каждое слово скороговорки надо! Проговаривать скороговорку нужно мелденно и понятно для детей. Для дошкольников не рекомендуют принцим скорости: "Расскажи скороговорку быстро". Для дошкольников - разборчивость: "Проговорим внятно". Это связано с их особенностями восприятия звукового строя речи. Многие дети путают звуки Д-Т, З-С, К-Т, Б-Т, так как не слышат РАЗНИЦЫ в звучании.
Музыкальная пауза "Ты похлопай вместе с нами"
Пальчиковая гимнастика
Ходит кошка по ладошке
хочет мышек посчитать
раз, два, три, четыре пять.
Мышки сразу услыхали,
В норку шусть, и убежали.
Работа в листах 
На этом этапе занятия мы или прописываем какую-то букву, или выполняем задания по типу "Раскрасить животных/предметы, которые начинаются с гласных звуков/с мягких (твёрдых) согласных", "Найди место звука в слове: в начале, в середине или в конце" - это будут задания несколько позже... Пока мы это делаем вместе на доске. Позже введу тетрадку.
Музыкальная пауза
Игры
Играем в лото "Он, Она, Оно" - скачать можно по ссылке.

Лото "Что из чего?" в понятии "Кокой предмет: если из резины - резиновый, резиновая, резиновое; если из стекла - стеклянный и т.д." - игра здесь.
Музыкальная пауза "Автобус"
Совместный рассказ сказки


или
Беседа, составление рассказа по сюжетной картине.

Исправление текста 
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Дополнение текста  
Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ ..
и т.п. задания.

И многие другие задания на развитие граматических навыков. Хорошая подборка таковых здесь: 

а потом просто игры!




6 комментариев:

  1. Добрый вечер! Какое насыщенное занятие получается. На самом деле понимание последовательности обучения грамоте, действительно проблема и проблема не только родителей, а иногда и педагогов. Приглашаю к себе на странички блога))) http://psiholog-blr.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Юлия. Я сама каждый раз вникаю всё глубже в эту тему и глубже. Благодарю за приглашение в Ваш блог. Буду наведоваться и просвещаться)))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Марина!
    Ваш пост полезен и родителям и педагогам.

    ОтветитьУдалить
  3. Сколько полезного в Вашей публикации, Марина. Спасибо за материал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Анна Борисовна за отзыв. Буду рада, если пригодится кому-то информация)

      Удалить