Мы уже преобрели палочки Кюизенера и активно используем их в своей работе (пока только 2 недели, но каждое занятие палочки Кюизенера или блоки Дёныша присутствуют). Грандиозное по своей полифункциональности пособие.
С ним легко усваиваются математические понятия длины (длинный, короткий, короче, длиннее), умение сравнивать, сопоставлять, устаиваются понятия "такой же", дети знакомятся с понятием и значением числа, числового ряда, математическими действиями сложения (хорошо усваивается состав числа).
Ну, и плюс, этот материал прекрасен для конструирования. А это развитие воображения, пространственного мышления, овладение пространственными понятиями, навыками планирования.
Итак, в настоящее время мы пока знакомились с палочками:
рассматривали,
находили самые коротки и самые длинные,
выстраивали по длине от самой короткой до самой длинной,
сортировали по цвету и сравнивали по длине
придумывали картины и выстраивали целый сюжет.
строили поезд из элементов этого пособия и называли вагоны: какой самый длинный, находили какого цвета первый, третий, а какого - пятый вагоны.
Наш набор палочек был без инструкции. Но, сразу возникло желание создать линейку числового ряда с цифрами соответствующего цвета каждой палочке (по длине: самая короткая - белая - это 1; на 1 см длиннее - розовая - это 2 и т.д.).
Копнув интернет, нашла много идей, наработок. Беру на вооружение и Вам, на заметку)))
Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно через игры с палочками Кюизенера у детей возникает понимание того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с палочками Кюизенера» с указанием основной цели.
С ним легко усваиваются математические понятия длины (длинный, короткий, короче, длиннее), умение сравнивать, сопоставлять, устаиваются понятия "такой же", дети знакомятся с понятием и значением числа, числового ряда, математическими действиями сложения (хорошо усваивается состав числа).
Ну, и плюс, этот материал прекрасен для конструирования. А это развитие воображения, пространственного мышления, овладение пространственными понятиями, навыками планирования.
Итак, в настоящее время мы пока знакомились с палочками:
рассматривали,
находили самые коротки и самые длинные,
выстраивали по длине от самой короткой до самой длинной,
сортировали по цвету и сравнивали по длине
придумывали картины и выстраивали целый сюжет.
строили поезд из элементов этого пособия и называли вагоны: какой самый длинный, находили какого цвета первый, третий, а какого - пятый вагоны.
Наш набор палочек был без инструкции. Но, сразу возникло желание создать линейку числового ряда с цифрами соответствующего цвета каждой палочке (по длине: самая короткая - белая - это 1; на 1 см длиннее - розовая - это 2 и т.д.).
Копнув интернет, нашла много идей, наработок. Беру на вооружение и Вам, на заметку)))
Задание на закрепление эталона цвета.
Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.
Построй два квадрата: один из розовых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).
А вот это задание меня окорило!!! Прекрасная тренировка для старших дошколников! Заполнить фигуры-силуэты.
Задача на развитие количественных представлений.
«Пассажиры и поезд». Детям предлагают построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ через упражнение: берут белые палочки (это 1 место) и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка в этом случае будет условной меркой. В ходе беседы детей подводим к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.
Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?
Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.
Логические задачи с палочками.
Расположи палочки так, чтобы жёлтая была между синей и фиолетовой, а фиолетовая была бы рядом с белой.
У поезда три вагона: чёрный, красный и жёлтый. Чёрный вагончик стоит внутри, а жёлтый — не первый. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров всего в поезде?
Покажи какую-нибудь палочку, которая короче жёлтой, но длиннее розовой.
Назови и покажи все палочки длиннее (короче) ... (называется цвет любой палочки).
Сделай лестницу из красной, зеленой и коричневой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и зеленой так, чтобы оранжевая была левее зеленой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине;
Второй этап
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
На втором этапе детям можно предложить следующие упражнения.
Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один".
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны зеленой. Зеленая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, красная — два, зеленая — три, коричневая — четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:
(i) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
(ii) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
(iii) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
___________________________________________________________________________________
Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
(i) Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
(ii) Ковер делается из как можно большего числа полос.
(iii) Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
(iv) Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
(v) К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
(vi) То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.
Составь поезд из коричневого и желтого вагонов. Замени коричневый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
Поезд состоит из голубого и вишневого вагонов. Замени голубой вагон зелеными, а вишневый — коричневыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Сколько красных палочек в коричневой, вишневой, оранжевой?
Сколько белых палочек содержится в каждой палочке из набора?
Составь оранжевую палочку из одинаковых палочек разными способами.
Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?\
Скачать методическое пособие "Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера" под редакцией В.П.Новиковой, Л.И. Тихоновой можно по сслыке.
Красочную тетрадь по работе с палочками юизенера "Колокольчики" можно скачать здесь.
Мне очень нравится пособие - палочки Кюизенера. Сейчас изучаем вместе с детками)
Скачать методическое пособие "Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера" под редакцией В.П.Новиковой, Л.И. Тихоновой можно по сслыке.
Красочную тетрадь по работе с палочками юизенера "Колокольчики" можно скачать здесь.
Мне очень нравится пособие - палочки Кюизенера. Сейчас изучаем вместе с детками)
Какие вы молодцы! Так много у вас ещё впереди: палочки можно складывать, вычитать, делить и умножать- главное не останавливаться! А то со старшими дошкольниками и школьниками уже про палочки обычно забывают, к сожалению. Хотя столько материалов в сети- бери и делай!(((
ОтветитьУдалитьОксана, да, у этих палочек огромные возможности. А об уножении мы узнали из простых манипуляций с ними: прямоугольник или квадрат из палочек определённой длины вмещают произведение (количество белых палочек) при умножении сторон)
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗнаю не понаслышке о пользе палочек Кюизенера. В нашем дошкольном учреждении их активно используют педагоги. К счастью в прошлом году закупили достаточное количество наборов.
ОтветитьУдалитьПриглашаю вас на странички своего блога. Надеюсь на активное взаимосотрудничество! http://psiholog-blr.blogspot.ru/#
Спасибо за огромную подборку материала! Как раз собирались приобрести, но понятие о палочках было абстрактное какое-то. Оказывается, шикарное пособие!
ОтветитьУдалитьДа, Елена, пособие точно - шикарное. Приобретайте. А я подумываю о втором наборе))
УдалитьСпасибо за огромную подборку материала! Как раз собирались приобрести, но понятие о палочках было абстрактное какое-то. Оказывается, шикарное пособие!
ОтветитьУдалитьЗнаю, слышала, видела. Приветствую, кто эти палочки использует в работе с детками. Готовых пока в наших магазинах не встречала, заказала знакомым, они пообещали сделать
ОтветитьУдалитьПравильно, сделать их не так уж и трудно. Стоит выделить время. Я тоже подумывала о том, чтобы сделать ещё пару наборов самостоятельно. Возможно, как-то сяду на досуге))
УдалитьПалочки замечательные, тоже с ними играла)
ОтветитьУдалить