Вопросы "Как я появился?" дети могут задавать уже в 3 года, но пик этого любопытства выпадает на 5 лет. В 9 лет современных детей уже интересует вопрос: "Что такое секс?"
Ошеломлённые такими вопросиками родители или уходят от ответа, или отмахиваются "Узнаешь, когда время придёт", а есть и такие, которые высмеивают, ругают ребёнка за столь простой вопрос. Именно простой с позиции самого ребёнка. Ему же всё интересно! Это же существует, а значит и сам вопрос естественный, природный для познания реальности.
Почему же сами родители так тушуются и переживают?
1. Переносят свои комплексы по поводу секса на простой вопрос о физиологии мужчины и женщины.
2. У них отсутствуют знания "Как правильно объяснить ребёнку физиологические процессы взросления девочки/мальчика", "Как строить беседу, объяснение на эту тему".
В этом посте немного именно об этом.
Первое что стоит усвоить родителям, так это то, что все вопросы у ребёнка естественные. Их интерес - это познание мира, а не какие-то там грязные фантазии (такие появятся, если родители будут уходить от ответа, высмеивать, ругать и стыдить за открытость к познанию).
Второе, что родителям стоит понять, что вопрос о сексе, это вопрос физиологии мужчины и женщины, самоидентификации, вопрос полового созревания и родительства.
Третье, что стоит знать, любой вопрос требует правильного ответа. Если такой не поступает, происходит искажение восприятия реальности и тогда имеем детскую озабоченность (игра фантазии на основе актуализированного, но не удовлетворённого интереса). Детская озабоченность в настоящее время, подкреплённая всемирной сетью и распутностью, перерастает в эксбиционизм уже с 8 лет (сталкивалась на практике) и другие патологические формы.
Итак, когда ребёнок впервые спрашивает о том, откуда я взялся, вы честно отвечаете: "Родился". Обычно на этом вопрос исчерпывается на некоторое время. Ребёнок уходит переваривать информацию и формировать следующий вопрос. Затем он приходит с вопросом: "Как родился?". Вы смело отвечаете: "Мама тебя родила. До этого ты был у мамы в животике. Рос там. И когда пришло время, мама поехала в роддом и там врачи ей помогли родить тебя." На этом этапе хорошо бы показать малышу фотографии мамы с животиком и с новорождённым крохой - самим малышом. Следующий вопрос, который последует годам к 5-ти :"А как же я туда попал?". В зависимости от зрелости ребёнка можно сказать, что папа посадил семячко и на этом достаточно. А можно открыть книгу "Откуда я взялся? Сексуальная инциклопедия для детей 5-8 лет" Вирджинии Дюмон
или "Энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология Кристиана Верду, Жана Коэна,
И В.Дарвилл, и В.Дюмон подходят к вопросу секса и с физиологической научной, и с психологической, и с культуральной сторон. И у обоих авторов есть разные вариации данных книг - для детей 5-9 лет и для детей 9-13 лет, и для подростков.
Рекомендую для прочтения родителям ещё за долго до того, как ребёнок начнёт задавать "неудобные вопросы".
По поводу того, что "современные дети и сами всё знают". Нет. Не знают!!! Информация из сети запутанна, несистематезированна. Когда ребёнок её сам ищет, он ещё испытывает страх, что его обвинят в неприличностях, стыд, что он не такой. Это фрустрирует ребёнка и он остаётся сам на сам со своими переживаниями. ЭТО СЛОЖНО!!! Задача родителей - понимать принимать и помогать ребёнку!!!
Не рекомендую книгу В.Дарвилл и К. Пауэл "Детям о сексе".
Как по мне она слишком уж перегружена реальными серьёзными фактами в смешной, несерьёзной форме. Но это уж моё виденье, кто-то может, думает по-другому.
Есть и другие книги о сексуальном воспитании детей (вверху поста примеры), написанные психологами. Что сама читала, что понравилось, то и рекомендую.
Ошеломлённые такими вопросиками родители или уходят от ответа, или отмахиваются "Узнаешь, когда время придёт", а есть и такие, которые высмеивают, ругают ребёнка за столь простой вопрос. Именно простой с позиции самого ребёнка. Ему же всё интересно! Это же существует, а значит и сам вопрос естественный, природный для познания реальности.
Почему же сами родители так тушуются и переживают?
1. Переносят свои комплексы по поводу секса на простой вопрос о физиологии мужчины и женщины.
2. У них отсутствуют знания "Как правильно объяснить ребёнку физиологические процессы взросления девочки/мальчика", "Как строить беседу, объяснение на эту тему".
В этом посте немного именно об этом.
Первое что стоит усвоить родителям, так это то, что все вопросы у ребёнка естественные. Их интерес - это познание мира, а не какие-то там грязные фантазии (такие появятся, если родители будут уходить от ответа, высмеивать, ругать и стыдить за открытость к познанию).
Второе, что родителям стоит понять, что вопрос о сексе, это вопрос физиологии мужчины и женщины, самоидентификации, вопрос полового созревания и родительства.
Третье, что стоит знать, любой вопрос требует правильного ответа. Если такой не поступает, происходит искажение восприятия реальности и тогда имеем детскую озабоченность (игра фантазии на основе актуализированного, но не удовлетворённого интереса). Детская озабоченность в настоящее время, подкреплённая всемирной сетью и распутностью, перерастает в эксбиционизм уже с 8 лет (сталкивалась на практике) и другие патологические формы.
Итак, когда ребёнок впервые спрашивает о том, откуда я взялся, вы честно отвечаете: "Родился". Обычно на этом вопрос исчерпывается на некоторое время. Ребёнок уходит переваривать информацию и формировать следующий вопрос. Затем он приходит с вопросом: "Как родился?". Вы смело отвечаете: "Мама тебя родила. До этого ты был у мамы в животике. Рос там. И когда пришло время, мама поехала в роддом и там врачи ей помогли родить тебя." На этом этапе хорошо бы показать малышу фотографии мамы с животиком и с новорождённым крохой - самим малышом. Следующий вопрос, который последует годам к 5-ти :"А как же я туда попал?". В зависимости от зрелости ребёнка можно сказать, что папа посадил семячко и на этом достаточно. А можно открыть книгу "Откуда я взялся? Сексуальная инциклопедия для детей 5-8 лет" Вирджинии Дюмон
или "Энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология Кристиана Верду, Жана Коэна,
И В.Дарвилл, и В.Дюмон подходят к вопросу секса и с физиологической научной, и с психологической, и с культуральной сторон. И у обоих авторов есть разные вариации данных книг - для детей 5-9 лет и для детей 9-13 лет, и для подростков.
Рекомендую для прочтения родителям ещё за долго до того, как ребёнок начнёт задавать "неудобные вопросы".
По поводу того, что "современные дети и сами всё знают". Нет. Не знают!!! Информация из сети запутанна, несистематезированна. Когда ребёнок её сам ищет, он ещё испытывает страх, что его обвинят в неприличностях, стыд, что он не такой. Это фрустрирует ребёнка и он остаётся сам на сам со своими переживаниями. ЭТО СЛОЖНО!!! Задача родителей - понимать принимать и помогать ребёнку!!!
Не рекомендую книгу В.Дарвилл и К. Пауэл "Детям о сексе".
Как по мне она слишком уж перегружена реальными серьёзными фактами в смешной, несерьёзной форме. Но это уж моё виденье, кто-то может, думает по-другому.
Есть и другие книги о сексуальном воспитании детей (вверху поста примеры), написанные психологами. Что сама читала, что понравилось, то и рекомендую.
Не понимаю, зачем детям физиологические подробности с семечками и т.п. ерундой (простите, ничего личного)? Зачем раньше времени ворошить то, что еще не готово к восприятию? Я категорически против подобных книжонок (именно книжонок). В 9 лет рассказывать ребенку об интимных взаимоотношениях - это уж слишком!
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток, Сетлана. Я Вас ооочень понимаю. Сама была такого же мнения до какого-то времени, раньше времени ворошить то, что ещё не созрело нельзя. Но пост о том, что сейчас дети начинают об этом спрашивать в 5, 9 лет. И этонормальный вопрос. Не ответив на него, мы получим психоз на этой почве. Это мой опыт из практики. Отвечать детям просто нужно ровно столько, сколько они спрашивают.
УдалитьПри неконтролированном доступе детей в интернет (а именно такой он у большинства детей в 9 лет), они получают искажённую, неполную, исковерканную информацию. Заполняют пробелы знаний догадками и домыслами и имеют потом проблемы личностного характера. Вот поэтому, стоит говорить правду в подробностях физиологии как природное, нормальное явление. Тогда и воспринята она будет нормально. Но, для этого нужны готовность и знания родителей и психологов тоже. Если это нас цепляет, то проблема же не в детях и их вопросах, а в наших комплексах. А их нужно прорабатывать.
Ждать 9-го класса для изучения этой темы как раньше, для многих детей просто опасно... Будет поздно.
И если в четвёртом классе мальчик рисует на уроках неприличности (половые органы), то ему как раз и пора всё рассказать, а не вести к деректору за то, что он развращён.
Нет, я наоборот ЗА то, чтобы отвечать на вопросы. Конечно, это естественные вопросы. Вообще ни одного вопроса ребенка оставлять без внимания нельзя. Но всё же: я против рассказа о физиологических подробностях. Да, есть особенно "продвинутые", ну а что можно ожидать от ребенка, на глазах у которого мать занимается проституцией (да-да, есть и такое, вполне реальная история)? Или когда дома постоянный мат и не гнушаются тем, что ребенок всё это слышит?
УдалитьОберегать душу ребенка, стоять на ее страже - это не комплексы, а родительский долг. Я не собираюсь воспитывать ханжу, но я всеми силами постараюсь, чтобы у моего ребенка сформировалось правильное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины как о естественном природном процессе, но не о таком, как пищат отовсюду. Сейчас без постели не обходится, пожалуй, ни один фильм, а это отвратительно. Раньше как-то могли показать любовь без этого, и все всё понимали. Сейчас секс используют где угодно и когда угодно, т.к. это сильнее всего действует на человека и заставляет его покупать какие-то товары. Ну как "здоровый настоящий мужик", как везде проповедуется, пройдет мимо полуголой барышни на рекламе-плакате? А если я против этого, то у меня комплексы? Ничего подобного!
До 9 класса никто, конечно, ждать не станет. Но и показывать детям отвратительные фото из дурацких книг не стану. Объясню по-своему. Я знаю как.
И еще. Если ребенок рисует половые органы в 1 классе, а в 4 изображает половой акт со своей одноклассницей, это уже, извините, патология, которую лечить надо. Или - не патология, а явно "что-то не так в Датском королевстве". Это Вы, как психолог, и без меня знаете.
УдалитьСпасибо большое за рекомендации!)))
ОтветитьУдалитьПомню, когда я была во втором классе, к нам пришел психолог и "всё рассказал" :) это было очень корректно, профессионально и правильно. Главное - вовремя. Это мое мнение! Подкрепленное опытом.
Тема щепетильная, так как у нас тема сексуального воспитания для многих табу. Зато на аборты ходим как в магазин, прости Господи.
Вот уж не хотела бы своими детьми и внуками читать такие книги. Мне кажется, что всему свое время. Но это мое мнение, никому его навязывать не стану.
ОтветитьУдалитьБлагодарю, Анна Борисовна, Женя и Светлана за отзывы. Тема действительно и щепитильная, и актуальная в то же время. Да, не хотелось бы читать такие книги. Но, с другой стороны, хорошо, что они есть. Чтобы знать, как реагировать на вопросы ребёнка правильно. Хорошо, когда "всё и так понятно"... но так бывает очень редко... к сожалению, мас-медия в этом постарались.
ОтветитьУдалитьДа в том то и дело, что они НИЧЕГО не знают!))) я сама читала лекции по половому созреванию подросткам - опыт на всю жизнь. Знание пошлых подробностей и культура полового поведения - разные вещи. Поэтому то и так важно, в эпоху вседозволенности, опережать масс-медиа и рассказывать, как "жить правильно". В странах, где есть половое ВОСПИТАНИЕ, крайне низкий уровень инфекций, передающихся половым путем, и ненавистных мне абортов. А также ВНИМАНИЕ! позже начинают жить половой жизнью. Это реальные факты!
УдалитьТак что спасибо, Марина, что подняли эту тему!!!
Здравствуйте, Евгения! Никогда не слышала о таком. А реальную статистику можете привести? Я в это не верю.
УдалитьА по поводу половой культуры - согласна. Я даже как-то 9-классникам пыталась объяснить, что то извращение, которое показывают по телевизору, неправда, что всё по-другому, если ко всему относиться правильно, ровно и не зацикливаться.
Ой, прочитала ваш комментарий слишком поздно. Постараюсь найти в ближайшее время! Постараюсь даже на русском языке:)
УдалитьБуду очень Вам признательна. Я бы еще хотела спросить: а что Вы имеете в виду, когда говорите про половое воспитание? Дело в том, что меня, например, уроки по половому просвещению в Европе абсолютно не устраивают. Учат, как надевать презерватив - это что, жизненно необходимый навык? А почему бы не объяснить детям, что всё должно быть в СВОЁ время, в то, когда будет зрелость - не только физическая, а, прежде всего, моральная? У нас от слова "воздержание" как от огня бегут, а я считаю, что нужно учить именно хранить себя до определенного момента и понимать, что половые отношения вообще-то могут привести к беременности, как не предохраняйся.
УдалитьВместо этого в Европе учат, как заниматься сексом покачественнее, чтобы все были удовлетворены. Я против такого "просвещения", а свои "за" уже высказывала.
Женя, Вы как медик, статистику знаете. Верю. Благодарю за нормальное восприятие нормальных фактов. А если брать нашу, словянскую культуру, то, перелестнув историю и копнув хорошенько, можно узнать, что с 12-15 лет девочек отдавали на воспитание в женсую общину, а мальчиков - в мужские отряды. Там то их и обучали всему: и не только охотиться и всти хозяйство. Это была важная часть инициации. И по окончанию пребывания в этих общинах, мальчишки считались уже мужчинами, а девочки - женщинами, готовыми ко взрослой жизни - семейной особенно. Мы же имеем развращённое общество и 30-ти летних девочек и мальчиков.
ОтветитьУдалитьПост написала потому, что столкнулась на практике с трудностями у ребёнка, пережившего в 5 лет стресс от полученной неполной и извращённой информации о сексе от друга, старшего на 2 года. Сейчас ребёнку 9 лет. Он отвратительно, вызыающе себя ведёт на уроках, рисует эти самые органы в тетради, озабочен. Проработали - всё поменялось с головы на ноги за 1 месяц. И ни о какой патологии речи идти не могло. И мне жель тех детей, который на улице при виде ребёнка противоположного пола, в свои 6 лет снимают штаны. достают от туда всё или кричат: "У меня дырочка". Извините за подробности, но что, закрыть их всех тогда вместо того. чтобы помочь???
Куда закрывать?))) кого закрывать?)))))
УдалитьКонечно помочь!!!
Вы говорите о славянских традициях... Продолжу. В то же время, до 12ти, все дети жили вместе. Они видели, как спаривается скотина и прочая живность, это же природа... Они знали, как рожает скотина, и даже как рожает их мать, так как роддомов не было. Боюсь предположить, они могли слышать как занимаются сексом на печи их родители))) куда же им деваться - вы же знаете как устроены традиционные хаты. Инициация - это совсем другое. Это чисто хозяйственная штука - распределение ролей и пр. Это уже социальное воспитание.
Традиции сексуального воспитания - совсем другое. История о них знает немного... Разве что небольшие подробности о том, как проходили "вечорниці" 😉 но это уже другая тема))))
Ну и продолжу всё же про необходимость сексуального воспитания. Вы же сами сказали про мальчика 5 лет. Ему сказали ВСЕ в ИЗВРАЩЕННОЙ форме. Безусловно, так быть не должно. Я и говорю о необходимости ВОСПИТАНИЯ. Начинается с малого: доверительные отношения с родителями, которые не будут ругать, в более старшем возрасте - специально обученный человек, который не будет краснеть и который сам лишен предрассудков.
УдалитьМой сын как только начал говорить, знает, как называется его орган, которым писяет, а что у девочек другой))) писяем по разному))) пока этой информации вполне хватает. Ведет себя прилично в садике)))) хоть в этом у него шока нет. Свинка Пеппа показала серию про беременную Миссис Крольчиху - знает, дети берутся из животика. Этого пока тоже хватает))))
Видите, даже мультики на западе продуманы (не все, конечно, далеко не все... Но родители и существуют, чтобы быть фильтром).
А чтобы добить статистику, скажу, что страны СНГ (и бывший СССР) - лидируют по абортам. И это я вам не как медик... Как акушер-гинеколог говорю.
Благодарю, Женя. Согласна)
ОтветитьУдалить