7 дек. 2016 г.

Продолжая тематические занятия с дошкольниками. Посуда.

Продолжая ознакомление детей с миром вещей.
Т. Посуда
Организационная часть – «Ну-ка все, стали в круг» Е. Железнова
Карточки Домана «Посуда» - показ: чашка, тарелка, ложка, сапоги. – что лишнее? Почему? – исключение.
Как назвать одним словом чашку, тарелку, ложку? – обобщение.
Какие предметы посуды Вы ещё знаете? (Дети называют, педагог показывает соответствующие карточки, если таковы есть, а малышам – игрушечную посудку с возможностью ею играть: помещат в чашечки, тарелочки камешки, бусинки по цвету) – понятийный аппарат.



Для детей от 3-х лет: На какие группы можно разделить эту посуду? – Посуда, которой едят (столовые приборы); посуда в которой готовят (столовая утварь); посуда из которой едят; посуда, из которой пьют; посуда, в которой хранят (тара) - классификация.
Малышей просим показать тот или иной предмет посуды – понимание речи.
На следующих занятиях просто даёте детям карточки и задание «Раздели на группы».
Музыкальная пауза – «Мы две чашки берём – бим-бом!» -Е. Железнова

Массаж рук карандашиками.
Работа в листах А-4 – найди и раскрась только посуду (на последующих занятиях – др. задания в листах, но с посудой: корректурная проба и др. на внимание, воображение).
Пальчиковая гимнастика «Чайнички, чайнички»
Чайнички, чайнички (ладошками показываем чайник)
на чайничке - крышечка (накрываем кулачёк ладошкой),
в крышечке дырочка (показываем большой и указательный пальчики). 
Из дырочки - пар: ШШШШШ
Музыкальная пауза 
Опыт "Что делает посуда?": наливаем в чашку воду - что делает чашка? она удерживает воду)) что тогда делает тарелка? ложка? Вилка?
Наливаем воду в сито... "Варим" апелсиновый компот, отделяем фрукт от жидкости. Что делает сито?






Игра-рефлексия «Я …чашка/тарелка и т.д.». Педагог называет предмет посуды, а ребёнок должен его показать. Игра нравится и деткам помладше (они показывают Ваш вариант придуманного образа – конечно. Могут и сами, если могут…), и детям старшим дошкольникам. В игре они проявляют как умение представлять, так и рефлексировать.




Догадались что это? чайник, поднос, ложка и нож)

Прекрасная игра для того, чтобы понять суть предмета, его свойства и функцию. Посуда она какая? Твёрдая (или в меру твёрдая – как бумажный стаканчик), иначе она не сможет удерживать еду и питьё. В зависимости от своей функции, она или высокая, или низкая, или глубокая, или мелкая. Исходя из того, что функция чашки – удерживать жидкость, а блюда – удерживать капельки этой жидкости, стекающей с чашки, как бы вы это на себе показали?
Игры с посудой, опыты и наблюдения:
Сравнение сковороды и кастрюли. Чем похожи? Чем отличаются? (количеством и формой ручек, кастрюля более высокая, нежели сковорода, соответственно, кастрюля более глубокая)



- «приготовить макароны».
В чём готовим в сковороде или в кастрюльке? В чём удобнее и почему? (экспериментируем и так, и иначе, помешивая ложкой: со сковороды макароны «вылетают»!!! а с кастрюли нет!)
- насыпать макароны себе (у каждого есть тарелочка, ложечка, но кастрюлька с макаронами 1 и большая ложка тоже 1). Чем будем насыпать: большой ложкой или маленькой? Какой быстрее? Наблюдаем!






 - «Угощаемся». Чем будем есть? Макароны твёрдые у нас значит вилка в данном случае не поможет. Ложкой. Какой: большой или маленькой? «Пробуем по кабудке» и делаем выводы (оказалось, большой ложкой не так удобно, как маленькой: и тяжело и ротик не для большой ложки).



Музыкальная пауза
Свободные игры





Творческая часть – раскрась чашку, аппликация или что-либо другое.
Для детей от 5-ти лет прекрасный вариант – Усовершенствуй… чашку/ложку. Вот бы такую чашку, которая сама греет вместимое, да ещё и при отсутствии доступа к энергии – аккумуляторам, электросети… (батарейки не в счёт – их менять часто нужно). Думаю. Что это не вопрос для творческих людей. И, возможно, именно такая чашка уже и существует))) Всё, что можно представить…
Итог.

На последующих занятиях – структура та же, игры, исследования, опыты подобные.
На втором занятии игры «Запомни 10 картинок» - Стимульный материал – карточки «Посуда»
На третьем – «Что изменилось?» - начинаем из 5-ти карточек, меняем/заменяем местами 2 из них, ребёнок называет, какие картинки посуды мы поменяли местами.
Игра «Данетка»
Игра «Противоположности»
На третьем занятии - обязательное прочтение сказки К.Чуковский «Федорино горе» с предварительным заданием (узнать, кто «шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу»). Затем, пусть дети отметят, какую посуду они запомнили.
Исследование «Из чего хороша посуда?» - рассматривали, щупали, трогали взвешивали, наливали жидкость в глиняную, стеклянную, деревянную, пластиковую. Попробовали сделать бумажную и тканевую))) Ответ очевиден для взрослых, но не явный для детей.



Исследование «Свойства материалов» - опускали в горячую воду ложки: деревянную, железную и пластиковую. Идеальный вариант пока – железная ложка с пластиковой ручкой (или из особо крепкого и экологичного пластика).
Опыты. Сравнивали чашку и стакан, банку и бутылку (интересные опыты получились «налить воду в чашку и класть/доставать «помидоры-помпоны» из бутылки и банки – практическое сравнение тары с широким горлышком и узким).






Вообще посуда – это такой огромный пласт для исследовательской работы, такое огромное поле для развития творческого мышления!!! 
Если говорят: это была не интересная тема. скорее всего, был неинтересный педагог))) В познании истинном интересно всё! А в открытиях - увлекательно! Всем деткам радости познания и новых открытий мира для себя!


11 комментариев:

  1. Спасибо, Марина, за знакомство с интересными тематическими занятиями

    ОтветитьУдалить
  2. Марина, здравствуйте, спасибо за столь познавательный материал. Мне, как школьному библиотекарю, ваша идея интересна в работе с первоклассниками. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  3. Марина, спасибо! Необычный подход к изучению такой темы как "Посуда" - ведь и правда столько можно сюда внести...Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Благодарю, Анна Борисовна, Светлана и Алёна. Тема удивительная!!! На самом деле, можно ещё много и много добавлять в неё (например, происхождение посуды - думаю, что в интеренете много таких видеороликов и мультфильмов для малышей есть), экспериментировать, моделирвать и т.п. Вопрос в подходе: давть иформацию не с позиции наученя, а с позиции поиска и открытий. Тогда и обобщение у детей сразу укладывается в голове, как само собой разумеющееся.

    ОтветитьУдалить
  5. Интересные занятия. А карапузы так и жаждут делать и узнавать все новое))

    ОтветитьУдалить
  6. 😇 настоящий праздник!))) 🎉🎁🎊
    Спасибо, что поделились! 😊

    ОтветитьУдалить
  7. Марина, ооочень насыщенное получилось занятие и думаю очень интересное и запоминающееся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, не знаю уж почему, но у нас так всегда)))

      Удалить
  8. Очень хорошо! И какой у вас симпатичный алфавит на стене:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Оксана. Есть в алфавите нашем задание на внимательность)) Нет 1 буквы)))

      Удалить