29 сент. 2014 г.

Выбираем игрушку ребенку. От года до двух.


Итак, малышу (малышке) уже год!!! Что подарить на этот прекрасный день рождения?



Выбор игрушек огромный, но опять вопрос: «Что дарить, что б игрушка стала любимой?»
Во-первых – покупаем и дарим с любовью и заботой!!! Тогда игрушка будет нести заряд позитивной энергии, и обязательно понравится малышу и полюбится им. В случае: «Надо хоть что-то купить» - лучше ничего не покупайте.
Во-вторых – покупаем и дарим только качественную игрушку (как определить качество игрушки мы писали в статье «Как выбрать игрушку ребенкуот 0 до года»). В противном случае, опять – лучше ничего не покупать, так как дешевая игрушка может быть опасной (токсический запах, мелкие детали…), а разве Вы хотите вреда ребенку?
В-третьих – покупаем и дарим игрушку по возрасту и интересу ребенку.
Итак, что это может быть?
1.       Музыкальные игрушки:
 - мягкие поющие игрушки, куклы – развивают чувственную сферу (любовь к игрушке, заботу о ней, а следовательно, и ко всему живому), если, конечно, Вы уделяете этому внимание: «Хорошая куколка. Какую прекрасную песню поет. Это твоя подружка. Давай  покормим ее. А в коляске покатаем?». Если же кукла (или мягкая игрушка) просто есть, ее разрешается швырять, бить, забывать, оставлять брошенной среди комнаты, то это воспитывает равнодушие и жестокость, которые проявятся и по отношению к людям (детям, взрослым, старикам), животным;
ВНИМАНИЕ!!! Игрушка (кукла или животное) должны быть максимально точной копией реального существа. Это связано с тем, что игрушки – это мини копия реальности, которую ребенок познает. Благодаря игрушкам, у малыша формируется представление о мире (картина мира), в котором ему предстоит жить. Пусть она (картина мира) будет правильной, а не искаженной. Куклы, в которых не сохранены пропорции тела, эстетический вид которых пугает – это вред для правильного понимания ребенком прекрасного, природного; - это может быть страх реальности.
- музыкальные инструменты (барабан, ксилофон, бубен, дудки, колокольчики…) – развивают слух, чувство ритма. Опять таки, этим нужно заниматься – в помощь Вам подборка детских песен, или же «Музыка с мамой Е. Железновой» - на др. сайтах.
- всевозможные развивающие говорящие игрушки с голосами и названиями животных, песенками, счетом и цифрами, алфавитом и заданиями на формирование фонематического слуха, названиями геометрических фигур, цвета, предметов быта, фруктов и мн. др. Это чаще всего: говорящие домики, музыкальные книги, автомобили, животные,плакаты.

ВНИМАНИЕ!!! Обращайте внимание на звук (приятный или раздражающий), на четкость и правильность произношения всех звуков (если как бы «шутя», в игрушке звучит [л]вместо  [р] или [с] вместо [ш], то и малыш будет так говорить), так как это образец для ребенка. Потом, если Вы хотите, что бы ребенок начал читать в 3-4 года, то уже сейчас избегайте игрушек с алфавитом, буквами, где они указываются [ем],  [ша]  и т.д. Лучше, и правильно -  [м],  [ш] – в их звуковом звучании. Так как, заучив [ем], [ша], ребенку трудно перестроится в чтении на просто [м] и [ш]. И тогда ребенок читает не [Маша] ,а [Эмшаа].
2.       Разнообразные конструктора с крупными деталями (без мелких элементов).
Любой конструктор – это знакомство ребенка с цветом, формой, размером; это формирование умения сравнивать и соотносить эти качества, на их основе создавать; это развитие аналитико-синтетических операций мышления, памяти, воображения, чувства пространства. Хороший конструктор интересен ребенку, как в год, так и в два, если Вы, конечно, подкрепляете этот интерес:  показываете, рассказываете, как играть. Читайте описание, рекомендации, замечания, и Вы не промахнетесь с выбором!
 ВНИМАНИЕ!!! Предметы строительного материала  должны быть достаточно крупными – удерживаться в руке малыша, а не прятаться в кулачке!!! Знакомьте ребенка с игрушкой, со способами соотношения предметов.
Такими игрушками являются:
-  деревянные или пластиковые строительные наборы - знакомят ребенка с миром объемных тел: куб, конус, цилиндр, пирамида, призмы; цветом, размером; учат сравнивать, находить закономерности, соотносить;
- пластиковые или резиновые кубики с рисунками - формируют у ребенка объемное восприятие, внимательность, усидчивость, когда он рассматривает  картинки на кубике, ищет заданный рисунок;  

- кубики Никитина «Сложи узор» - развивают образное мышление, развивают аналитико-синтетические операции мышления, целостность восприятия, воображение;
- кубики «Собери картинку» - начинаем с 4 – развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления, целостность восприятия, воображение;


- пазлы мягкие из 2-3 частей в год и картонные, пластиковые из 9-24 частей к двум  – развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления, целостность восприятия, воображение;

- конструктора по типу «Лего»  –  знакомят с цветом, развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;

- сортеры – знакомят с формой, цветом, размером, развивают умение соотносить, сравнивать;


ВНИМАНИЕ!!! Уже после двух лет покупайте сортеры с 5 и больше деталями, так как дети способны уже распределять, сосредотачивать внимание на большем количестве предметов, играть с несколькими игрушками, а также они быстро усваивают способы действий и им уже не интересны игрушки с малым количеством элементов. Также, помните, что до двух лет лучше приобретать сортер, где отверстия находятся в одной плоскости - ребенок их сразу видит, пока затруднения ему не нужны.
- мозаики - знакомят с цветом, развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;
- пирамидки - знакомят с цветом, развивают сравнение, аналитико-синтетические операции мышления;
- вкладыши – знакомят с миром предметов, животных, растений и т.д., развивают умение сравнивать и соотносить.

3. Творческие наборы: краски (как пальчиковые, так и гуашь, акварель – уже знакомим с особенностями разных красок, а не только развиваем воображение); карандаши, фломастеры; пластические массы, пластилин; раскраски и альбомы для творчества;  с полутора лет уже будут интересны доски для рисования, как магнитные, так и деревянные, мелки – как и зачем рисовать красками, карандашами, как работать и зачем пластической массой можно посмотреть здесь, а почитать о пользе творческой деятельности здесь.


4. Игрушки для сюжетно-ролевых игр. Так как, соответственно природе, ребенок, начиная с года, копирует полностью поведение взрослого (и чем более старшим становится, тем больше это заметно, более точно и полно он отображает окружающих), то очень-очень актуальны игрушки этого плана. Обычно на таких игрушках пишут  3+, но, как показывает жизнь, дети намного раньше к этому приходят (в год просто копируют действия, в полтора - наполняют их смыслом, своим отношением). Мы не указываем на ориентацию в выборе игрушек для ребенка по половой принадлежности малыша, так как отталкиваемся от интересов ребенка (мальчик может играть куклой, и вырастет заботливым отцом, а девочка играть машинкой или конструктором и будет инженером или автоледи). Но, то, что в сюжетно-ролевой игре усваиваются  стереотипы, это правда. О их пользе и вреде – следующая статья. А сейчас конкретика.
Для сюжетно-ролевых игр прекрасны:
- руль от автомобиля, сам автомобиль, только тот, на котором ездит сам ребенок (маленькие машинки – это уже продюсерские игры, их смысл другой);
- куклы-малыши (мелкие куклы, куклы по типу Барби – для продюсерских игр) и наборы «принадлежностей» по уходу за «ребенком», коляски - активно играть с ними ребенок начнет после полутора лет;

- наборы посуды и «продуктов питания»;

- мобильные телефоны, фотоаппараты (стиральные машинки, пылесосы, утюги и др. бытовая техника понадобится ближе к двум годам или после двух);
ВНИМАНИЕ!!! Такие игрушки должны помещаться в руке ребенка - как у мамы или папы, а слишком большие телефоны - неудобны, и ребенок, понажимав все кнопки, оставляет такую игрушку.
- актуально для девочек с полутора лет – наборы косметики, бижутерии, аксесуаров (очки, платочки, ключи от автомобиля, сумочки и мнгое, многое другое) - как у мамы;


- актуальными для мальчиков ближе к двум годам станут - строительные инструменты, аксессуары к машине и т.п. - как у папы
- наборы «Доктор» - тоже, предпочтительнее с полутора лет;
- домики и палатки, куда ребенок может спрятаться, уединиться, где может играть по своим правилам, куда может приглашать Вас и быть хозяином; 
- мягкие игрушки-зверушки.
5. Игрушки для игр на улице: 
- мыльные пузыри - дети от них в восторге (а еще развивают мимику, оральный праксис);
- паски, лопатки, ведерки - все для песочницы;
- каталки;
- мячи - большие, маленькие, резиновые, тканевые... - стимулируют двигательную активность, развивают крупную моторику, волевую сферу,командный дух... - суперская игрушка в любом возрасте;
- еще детям нравится брать на прогулку  и "выгуливать питомцев" - это могут быть небольшие тканевые игрушки, куклы-пупсики, пластмассовые или резиновые зверушки.
6. Дидактические (обучающие) игры.
 Детям очень нравится рассматривать картинки, узнавать что-то новое. Дети от года в восторге от таких игр: и мир познают, и с мамой, папой общаются, и свои знания показывают.
- карточки Домана - супер, супер пособие!!! (самим такие сделать можно)
- пазлы-лото "Кто где живет?", "Кто что ест?", "Подбери по форме", "Аналогии" и др.
ВНИМАНИЕ!!! Ограничитесь пока парными карточками, так как большое их количество вызовет затруднения у ребенка и он откажутся от игры - все должно быть в удовольствие.
7. И, конечно же, книги, книги, книги!!! В них мудрость, человечность, мир.
Есть еще игрушки для режиссерских игр: мелкие куклы, животные, с домиками и всей атрибутикой (одежки, мебель, аксессуары...), маленькие машинки. Они способствуют развитию воображения, умению планировать, но они для детей старшего возраста. Малыши до года будут выполнять с ними только манипулятивные скучные действия, интерес на такой игрушке долго не задержится. Попробовать можно, но зачем?... если так много всего, подходящего по возрасту!!!

Вот такой перечень игрушек, способных вызвать интерес у Вашего чудо-чада. 
Как не потеряться в нем? Просто: 
1. Перед покупкой, поинтересуйтесь, чем увлечен ребенок.
2. Какие игрушки у него есть.
3. Предложите "распределить покупки-подарки" - нам, например, подарили 3 куклы, 2 из которых были совершенно одинаковые и 2 пупсика. Во избежание такого, просто договоритесь, кто-что покупает, а что б это выглядело "приемлемо", предложите родственникам выбрать из 2-3 игрушек разной стоимости (а они уже купят по своим возможностям) - выбор большой, так что, сложности не будет.
Но, милые родители, ПОМНИТЕ, только тогда у ребенка будет стойкий интерес, когда Вы его будете подкреплять. Играйте вместе с ребенком, показывайте, как играть, учите и развивайте!!! Только тогда каждая игрушка будет с пользой и в удовольствие. В противном случае, вы рискуете оказаться в доме, полном игрушек, и с равнодушным к ним ребенком.
Как правильно играть и развивать, читайте уже в следующей статье.

3 комментария:

  1. Широкий выбор, отличный обзор и очень подробный.
    Из моего опыта, из наблюдений за окружающими поняла, что часто, особенно молодые родители покупают игрушки на вырост, те которые ребенку еще бесполезны и не интересны. Например, наш папа покупал клеить модель самолета, когда мальчишки еще были маленькими.
    Не увидела у вас лучшего подарка - книги? Есть отличные книжки для самых маленьких, например, звучащие или с выпадающими картинками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. СПасибо, Олеся за дополнение: Книги - это действительно, подарок всем подаркам подарок)))) но они то указаны в перечне)))

      Удалить
  2. Советую посетить интернет магазин http://048.od.ua. Тут очень хороший выбор развивающих игрушек для детей такого возраста. Есть и пазлы, и книги, и музыкальные игрушки. Покупали мы плюшевого щенка для своего сыночка. Остались довольны работой магазина и цены у них ниже. чем у других, бо работают на прямую с производителем.

    ОтветитьУдалить