24 апр. 2015 г.

Я бы хотела стимулировать ребенка к большей самостоятельности?

Вопрос самостоятельности малыша становится актуальным к двум годам крохи: он уже достаточно подрос, окреп, у него всегда есть своё мнение и отношение к тому или иному событию, факту или вещи, который он выражает своими «да/нет», «хочу/не хочу», «буду/не буду» (что нас, родителей часто выводит из равновесия и состояния гармонии), он способен сам кушать, раздеться, одеться (пусть частично, но может).
И мы начинаем немного большего от него хотеть: что бы сам играл (очень актуально, так как уже и маме хочется заняться собой, своими делами), сам проявлял интерес к книгам, настольным играм, что бы мог САМ познакомиться с детками на детской площадке, договориться с другим ребёнком.
Но, малыш почему-то держится за маму, стесняется, прячется, дома требует её внимания, играть может только со взрослым… наши ожидания на его самостоятельность не оправдываются. Почему? Рассмотрим.
Первым делом потому, что это наши ожидания, но не потребности самого крохи. Да, до трёх-четырёх лет всё же это крохи, которым нужно уделять внимание, сидеть с ними, учить играть, учить знакомиться на детских площадках, учить рассматривать книги самостоятельно. Именно учить! Сам ребёнок не знает как играть, как знакомиться и т.п. его мозговая деятельность ещё не предусматривает операцию планирования (а что бы играть, нужно помнить как это делать и удерживать у себя в голове план дальнейшего действия).
Рассматривать самостоятельность необходимо в нескольких плоскостях: самостоятельность в самообслуживании, самостоятельность в игре, самостоятельность в принятии решений.
Рассмотрим сначала самостоятельность в самообслуживании. У малыша есть время «Я-САМ» (золотое время для обучения дитя), у кого-то появляется раньше (к году первые проявления) у кого-то позже (в год и 7 месяцев), хоть ранее этот период считался кризисом 3 лет, который проходит в три этапа, с уникальностью на каждом. Но обеспечить малышу возможность для проявления САМостоятельности необходимо уже с первых поползновений к таковому. Так, кроха берёт ложку в девять месяцев от рождения, и ковыряет ею, каша разлетается и мама начинает нервничать, забирать предмет познания, предмет для самовыражения своего Я. Этого делать нельзя, забрав ложку, вы забираете желание САМостоятельно трудиться, возникают страхи (у меня е получится, я не умею и т.д. у более позднем возрасте). Потом малыш САМ хочет чистить зубы, мыть руки, одеваться.
Обеспечьте условия (купите подставку, чтобы доставал к умывальнику, щётку, зубную пасту, чистите зубы не вы ему, а рядом с ним, как бы он САМ и вы САМИ; одёжки, которые легко одеваются и не требуют длительного, кропотливого застёгивания, зашнуровывания).
 При этом радуйтесь успехам ребёнка и избегайте критики, если что-то пошло не так: не так одел, не так чистит зубы (порадуйтесь, что он делает это сам, можно только попробовать поправить с разрешения ребёнка).
Проявите терпение! Часто наша спешка нам мешает и забирает у малыша возможность проявить свою самостоятельность, быть уверенным и «как взрослый»: хочет САМ одеваться, кричит «Я сям», а мы тут же его одевает с нервным «Так быстрее, мы опаздываем». Ребёнок привыкает к тому, что его девают, кормят, поят, короче, делают всё за него, и в 2,5 года приучить его к самообслуживанию самостоятельному становится трудно, а в 3,5 проблематично: он просто отказывается это делать «Ты, мама, меня одень, я не могу».
Единственное что вы можете в таком случае, спросить разрешения у малыша помочь ему: «Можно я тебе немножко помогу, только вот здесь застегну, подтяну?», а сами тем временем быстренько всё зашнуровали, подтянули, одели. У малыша осталось впечатление, что ОН САМ. Он горд и доволен собой, своими успехами. По мере его роста и развития ваша помощь будет уменьшаться, и придёт время, когда малыш скажет: «Мама, помоги мне, я е могу», а вы, повременив чуть-чуть: «Минутку, я немного занята», потом увидите, как ребёнок всё сделает сам (просто сидеть и ждать всё же скучно).
Далее рассмотрим самостоятельность в принятии решений.
 Потом, наступает период, когда малыш хочет САМ идти туда, куда ОН хочет, часто это запрещённые взрослыми места. Нужно быть достаточно мудрыми, терпеливыми, чтобы у крохи сложилось впечатление, как будто он действительно сам принял решение. Это время становления своего мнения. ЕГО ПОДАВЛЯТЬ И МЕНЯТЬ НА «ТО, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ», И «РОДИТЕЛИ ЗНАЮТ ЛУЧШЕ», ЗНАЧИТ ЗАБИРАТЬ У РЕБЁНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
Если вы хотите иметь самостоятельного ребёнка, то должны будете быть готовы к его непослушанию (у него свой взгляд, своя позиция по поводу всего), часто отличный от нашего. Послушный ребёнок – значит ведомый (может я и ошибаюсь, поправьте меня, но в моём опыте встречалось пока именно так). Самостоятельный, значит САМ. Есть такой опасный период, когда ребёнок САМ хочет проверить, как оно, если нельзя. ЕСЛИ ЭТО НЕ ВЛЕЧЁТ СЕРЬЁЗНУЮ ТРАВМУ ДЛЯ МАЛЫША, ТО ПРЕДОСТАВЬТЕ  ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕРИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР (упал, значит сам к этому пришёл). Вы можете только предупредить кроху о возможных последствиях: намокнешь, испачкаешься, ударишься и т.п.

Поверьте, инстинкт самосохранения ещё никто не отменял,  ребёнок себе не враг. Плюс, некоторая свобода, которую вы даёте ребёнку обернётся к вам доверием. После пары раз неудачных опытов, ребёнок будет прислушиваться к вашему мнению, доверять вам. Эти эксперименты очень тяжелы для родителей, они приводят последних постоянно к нервному напряжению. Поэтому необходимо быть достаточно эмоционально устойчивыми. 
Это не касается ситуаций с розеткой, ножами, дорогой и мн. др. В таких случаях необходима чёткая система ТАБУ, которую поддерживают все члены семьи.
Что касательно игровой деятельности, то ребёнка нужно учить играть с игрушками.
Кто-то скажет: в 8 месяцев сам себе сидел, играл игрушками, а теперь учить надо? Да! Теперь учить надо, ведь поменялись игрушки и приоритеты. Раньше кроха играл, познавая мир предметов, осуществляя с ними манипуляции: там облизал, там погрыз, там потрогал, послушал, соотнёс (пирамидки, вкладыши, сортеры).
Теперь малыша интересуют люди: как они устроены, чем они живут, что делают, что кушают, куда ходят, как общаются и т.д. Малышу интересны отношения между ними. Вот и наступает период сюжетно-ролевых игр, когда малыш кормит, катает, «купает» куклу (как девочка, так и мальчик могут это делать и нет ничего зазорного в том, что мальчик играет куклой – он познаёт мир человеческих отношений). Но, часто дети САМИ не знают как это делать, их нужно учить: вот и ползает с малявками воспитатель ясельной группы по коврику, играя в «дочки-матери», «угощенья» и т.д. Этого же требуется и от родителей, если они хотят самостоятельности ребёнка. Такие игры для малышей до 3 лет длятся 5-10 минут всего, а организации места и пространства, игрушек требуют на 30 минут уборки потом. Это затратно энергетически, но необходимо.
При том, сюжетно-ролевая игра это та, в которой ребёнок сам участник процесса. Игры с мелкими персонажами – это продюссерские игры, которые требуют ещё больших знаний, большего развития воображения и мышления к ним сознательно дети приходят к 4,5 годам.
 Актуальными остаются игры с конструкторами, но уже не простые манипуляции, как постройка башни или того, «что получится», а уже после 2 лет это должна быть постройка за планом. Но так, как планировать и предусматривать конечный результат пока малыш не может, то здесь используем научение:  вы показываете ―  малыш строит (требует умения соотносить, сравнивать, анализировать, слушать и слышать). Так ребёнок обучается способам действий, учится предусматривать конечный результат (то есть, планировать).
Так, что подытоживая, выводим несколько правил самостоятельности ребёнка в будущем:
- предоставьте возможность самостоятельности (условия, дозволенность),
- избегайте критики, когда ребёнку не удаётся одеться, написать, выпить, покушать и т.д.,
- поощряйте проявления критичности и самостоятельности.
К ним относятся и его стремления: самостоятельно кушать (начиная с 9-10 месячного возраста, когда кроха тянется за ложкой); помочь вам в приготовлении еды, уборке и т.д.; играть, познавать.
- УЧИТЕ  ЕГО ИГРАТЬ!!!
- не вмешиваться в хорошие начинания ребёнка!!!
Несомненно, если ребёнок занялся чем-то своим, отвлекать, помогать или как-то ещё вмешиваться в его САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ никогда не стоит, даже если пришло, как вы считаете, время покушать, пойти на свежий воздух и т.д. Подождите 5-15 минут и всё. Это в случае, когда малыш только учится играть самостоятельно. В ситуации, когда пятилетнее дитё не хочет идти гулять на улицу из-за игры дома, уже действуют другие приоритеты, другие правила.
- с пониманием относитесь к отличительному от ваших ожиданий и мнения детскому поведению (пролитый чай это не всегда «шкода», это познание предметов окружающей действительности – течёт, впитывается, мокро, а прыжок со скамейки, это не способ испытать нервы мамы, а способ проверить свои возможности), просто озвучьте свои переживания по этому поводу, объясняйте возможные последствия.
- не спешите опередить действие ребёнка «стой, я тебе помогу». 
- дайте ребёнку самостоятельно отстоять свои права в конфликте с детьми, если имеет место соответствующая ситуация, не спешите вступиться за своего ребёнка, если он не спасовал, будьте готовы помочь, следите за происходящим, но преждевременно не вмешивайтесь,
- не отвечайте на очевидные вопросы (когда четырёхлетний ребёнок спрашивает: «А что ты делаешь?», видя, как мама читает книгу или шьёт, обходитесь фразой «Расскажи что ты видишь»),
- создавайте проблемные ситуации в быту, когда ребёнку нужно самому решить новую для него жизненную ситуацию (например, когда вы переложили книги на другое место и попросили принести одну из них, что бы почитать; хочет чужую игрушку – пойди САМ спроси, договорись, обменяй…),
- будьте сами примером самостоятельности, уверенности: когда на площадке несправедливо обижают вашего ребёнка (забрали игрушку, толкнули) – не важно, меньшие или старшие дети, или просто, «ведь у них нет такой игрушки», вступиться за своего чада – обязанность родителя. Это и чувство защищённости, и уверенности самого ребёнка, а далее – это его самостоятельность в отстаивании своих прав. Постепенно вы его направляйте: «пойди, забери своё», «ты имеешь право не давать свою игрушку, если не хочешь, только знай, что детки тоже могут не дать и тебе свои». ИЗБЕГАЙТЕ КРИТИКИ, ПОРИЦАНИЙ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЕРВОЕ ВРЕМЯ СТУШЕВАЛСЯ И УСТУПИЛ, ПРОСТО ПОДБОДРИТЕ И ПОКАЖИТЕ, КАК СЕБЯ ПРАВИЛЬНО ПОВЕСТИ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ.
- обязательно найдите себе хороших друзей, ведь только со сверстниками у детей формируется чувство уверенности в себе.

Уверенности и самостоятельности вашим деткам!

5 комментариев:

  1. Все-все верно. Очень часто родители торопятся предугадать желания малыша. спешат сделать за него. А потом удивляются, ну почему он не хочет завязывать шнурки? Все время забывает чистить зубы???

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья! Спасибо, Марина!

    ОтветитьУдалить
  3. Мне очень приятно, что Вам, Жанна и Виктория статья понравилась. Самостоятельность ребёнка это такая глыба, как по мне, что описать в двух строчках и дать конкретные рекомендации 1,2,3 очень сложно. Я старалась учесть всё, но дополнять, думаю всегда найдётся чем)

    ОтветитьУдалить
  4. Да, зачастую родители торопятся жить, а именно, устают ждать, когда ребенок что-то сделает сам, предпочитают сделать быстрее и вместо ребенка. Как у малыша сформируется самостоятельность действий и суждений

    ОтветитьУдалить
  5. Очень правильная статья, спасибо!

    ОтветитьУдалить