19 авг. 2016 г.

Дети аутического спектра

В этой статье пишу о детках с аутическими симптомами.
Это мои наблюдения и практика, ни в коем случае не претендующая на признание. Но, возможно, что-то почерпнуть из них можно.
Бывает разная степень аутизации деток. Поэтому, скорее всего, и подходы разные.
Основной #показатель_аутизации_ребёнка# - отсутствие интереса к социальным контактам. Ребёнок как-будто Вас не слышит, не понимает, дети ему не интересны. Эму хорошо самому.  Новая обстановка его не обескураживает. Он смело входит в кабинет и идёт, куда ему интересно здесь и сейчас. Такие детки не плачут, придя в сад. До какого-то возраста все дети растут одинаково и многих родителей факт отсутствия эмоционального контакта со сторны ребёнка не настораживает: "Он всегда играет сам, дети ему не интересны".
В меру отсутствия интереса к социуму, нет и потребности говорить. Такой ребёнок, если с ним не начать вовремя работать не заговорит ооочень долго. "Он заговорил поздно. В 5 лет. И как-то странно составлял предложения: "Тучи по небу ходят". Или вот ещё такой пример. Мама приводит девочку 3 лет в сад и спрашивает: "У вас много неговорящих детей?", в то время, как девочка вообще не то что не разговаривает, а просто звуками реагирует на ситуации. А звуки у этих деток такие глубокие, как из души. Взгляд сквозь вас. Как будто вас и нет. 
Почему родители не видят проблему? Они не обращают внимание на потребность ребёнка к общению, не видят самой проблемы, соответственно, их начинает беспокоить всего лишь отсутствие речи у ребёнка ближе к 4 годам. 
А то, что наряду с этим, проявляются другие сиптомы, вообще воспринимается родителями как привычки дитя. Итак, что ещё свойственно деткам с аутическим спектром:
- навязчивые действия: выставлять ирушечную машинку в одном и том же месте, махание руками (как вариант головой) и бег по кругу в случае эмоционального напряжения. А напрягает их смена обстановки, новые предметы, люди, просьбы/требования со стороны взрослых: одеться, покушать. Дакие дети как будто сами по себе и они как вроде борются за своё право быть такими: они сами решат, когда покушать или когда поиграть. Тогда они возьмут вас за руку, подведут к нужному предмету, и ваше же рукой покажут, что им надо.
- избирательность в еде: могут кушать только, к примеру, хлеб и воду, или огурцы, или только мамин перемолотый на блендер борщ. При этом едят тоже они определённым способом: например, обгрызают хлеб или общипывают его, тонко режут огурцы и только так.
- скурпулёзность и постоянство во всем: ходить одной и той же дорогой, игрушки должны быть на своём месте, последовательность выполнения действий должна сохраняться, иначе они пугаются, путаются и не справляются с ситуацией, что заканчивается страшной истинной истерикой с паданьем на пол и даже нанесением себе увечий.
И всё это может быть родителями долгое время не замечено. Иногда это к лучшему, иногда вредит. Когда родители обращаются к специалистам, им ставят диагноз, они расстраиваются, потом отрицают всё, потом смиряются и начинают что-то делать: кто-то начинает заниматься с педагогами, специализирующимися на таких детках, кто-то начинает жалеть ребёнка и говорит: "Она будет всегда со мной жить". 
Из прочитанных мной статей по этой теме и просмотренных видео, рекомендуют:
- определить ребёнка в группы/сады с детьми с такими же проблемами, где с ними будут заниматься по определённым методикам. 
Я против! Посещать индивидуальные занятия педагогов, которые специализируются на этом, таким деткам куда полезней, нежели находится в группе, где никому никакой социальный контакт не нужен.

Я за то, чтобы такие детки посещали нормальные детские сады и школы, чтобы они волей-неволей наблюдали взаимодействие людей и учились этому. Наиболее хорошо, когда это группа из 5-7 человек, котрые ходят в сад постоянно. Но и большая группа, которая будет их ставить в состояние стресса может помочь быстрее свыкнуться с социумом (здесь огромную роль играет педагог)!!! Именно в саду, даже у таких деток находятся друзья. И они им важны.
А вот в остальном я полностью согласна:
- постепенное и целенаправленное, систематическое обучение разным способам действий: разнообразные конструкторы, вкладыши, матрёшки, кубики, лото, рисование и т.д.. Ребёнка-аутиста необходимо постепенно, усердно учить всему. Он всё поначалу отрицает. Необходимо приложить больше усилий и настоять на том, чтобы ребёнок выполнил задание. Он будет сопротивляться. Настаиваем. Справился - похвалить! ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Потом закрепить выполненное действие несколько раз, и только на следующих занятиях овладевать чем-то новым, с использованием уже овладевшими умениями. 
Для ребёнка-аутиста очень важно, чтобы вы вошли в доверие. Тогда он будет слушаться, делать, хоть и с некоторым сопротивлением (иногда это даже крики "не буду!!!", которые заканчиваются благодарностью в виде улыбки или объятий, когда у него получилось).
- применение распечатанных инструкциий-алгоритмом действий, даже то, как мыть руки, некоторым деткам необхдимы.
- чёткие просьбы без лишних слов

В своей практике я пришла к таким наблюдениям:
- когда Вы, на этапе обучения ребёнка способам действий, стоите за его спиной и его руками виполняете нужные манипуляции с предметами: складываете матрёшку, пирамидку, собираете сортер или вкладыши, несёте ложку с едой ко рту, удерживаете и направляете ручку/карандаш;, то так быстрее происходит научение. У ребёнка складывается впечатление, что он сам это сделал. Вы хвалите его, и постепенно, занятие за занятием больше даёте в этом направлении самостоятельности. У таких деток очень хорошо развита память. Составлять карточки-пазлы "Что к чему?", "Где чей ребёнок?" и справляться с сортиром и вкладышами они могут со второго раза. 
- деткам с такими особенностями нужны чувства. Не слова, а первая сигнальная система - эмоции и чувства, действия (объятия). Иногда, когда ребёнок расстраивается, его нужно молча погладить по спине или обнять. Когда бегает по кругу или машет нервно руками - чёткое, строгое: "СТОП!" и придержать. Остановился, по доброму, с улибкой и благодарностью: "МОЛОДЕЦ".
- эти детки очень восприимчивы к музыке, у них хорошее чувство ритма. И это можно прекрасно использовать в работе с ними как для разгрузки эмоциональной (музыка Шопена, мазурка и полька воспринимаются на ура), так и для того, чтобы собрать их внимание (песенки Е. Железновой с использованием предметов: "Мячик", "Музыкальные игрушки", "Погремушка" и т.п.)
Вот как-то так.
Не знаю, не видела детей, которых лечили медикаментами (возможно, это зависит от степени аутизации детей), которые были только в определённой специализированной группе, но видела детей, которые не попали в группу "аутичных" (хоть все симптомы были). И они успешно (7-10 баллов) сдают  экзамены в 9 классе. Видела тех, котрые в 3 года и 5 месяцев чётко заговорили предложениями (после года посещения занятий в общей группе из 4 человек и особом подходе педагогов). И всё потому, что не было диагноза, но была работа родителей. Они воспринимали своих детей нормальными и требовали от них: чистоты в доме (начиная с игрушек), выдерживали режим дня (он важен для детей-аутистов - это их чувство постоянства и безопасности); которые усердно обучали их играм сами и прислушивались к рекомендациям специалистов. Наверное, это та безусловная мудрая родительская любовь. При этом, эти родители умеют находить грань между тем, что надо ребёнку и тем, что он хочет. Это важно. Это жизнь и она бывает разной и её стоит принимать. 


Есть мудрые специалисты, которые не говорят о диагнозах. Они просто работают.
Мудрости нам и любви.


8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Марина!
    Спасибо за полезный пост. К моем большому сожалению из-за финансов я не смогла посетить лекцию Т.Г. Визель об аутизме. Уверена, что получила бы там много полезного. А не могли бы Вы посоветовать какую-нибудь хорошую литературу по аутизму?
    И еще вопрос. Меня смутили Ваши слова о том, что аутиста нужно вместе со всеми водить в группу и т.п. Я только ЗА социализацию, чтобы ВСЕ дети получили необходимые знания, однако у аутистов бывают вспышки агрессии, есть неречевые аутисты, есть те, кто особенно сопротивляется контактам и не идет ни на какой контакт, каким бы профессионалом не был педагог. Как быть? Ведь ту же холдинг-терапию не все поддерживают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго дня, Светлана. Спасибо за вопрос о посещении детками с аутизмом общей группы. не претендую ни на что, это только мои наблюдения и моё мнение. И мнение таково, что детям нужны именно общие группы. Не всё сразу, может быть, стоит, наверное, особо агрессивным деткам пройти курс терапии с психологом и, возмжно, психиатром в индивидуальном плане. Из опыта жизненного: детей аутистов нужно учить всему, и справляться со своей агрессией тоже. Ежедневно и постепенно. Это называется воспитанием.

      Удалить
    2. Спасибо, Марина, я с Вами полностью солидарна в инклюзии, а точнее - чтобы ни один ребенок не остался без должного воспитания и образования.
      По поводу книг, что я Вас спрашивала, не могли бы ответить? Какая литература по аутизму Вам больше по душе? Спасибо!

      Удалить
    3. Света, к сожалению, только практика за душой и чтение статей практикующих психологов данного плана (в Фб состою в группе психокорекционная психологическая помощь, где ежедневно печатаются и статьи, и примеры работы с такими детками). Но, всё же отталкиваюсь даже не от них, а от своего внутреннего чувствования ребёнка. Именно, таких деток нельзя описать, как мне кажется одной или десятью книгами. Каждый из них уникален чем-то своим и подбирать подход нужно, поняв самого ребёнка... А книг в интернете много (посмотрела), выбрать есть из чего. Но, всё только через себя пропускать, и принимать то, что ближе вам. Мне очень нравится художественный фильм "Человек дождя". Вот он об этом. Его стоит посмотреть и всё станет понятно.
      Нам в университете давали перечень таких фильмов - они наглядно показывают человека и его внутренний мир.

      Удалить
    4. "Человек дождя" я смотрела, вот только далеко не все аутисты могут в уме складывать сложные числа. Этот стереотип возник как раз из этого фильма. Читала еще кое-что, но Вашу мысль поняла. Спасибо!

      Удалить
    5. Света, вот и Вы, пропускаете всё через себя, и что-то принимаете ,что-то нет. Спасибо Вам за понимание. Всё получится, когда Вы будете идти не столько от книг, как от своего внутреннего чувства "так надо", некоторой мудрости и понимания. Это работает куда эффективней. Нужна смелость, а опыт и знания порой приходят быстрее сами, чем мы их ищем в книгах (там тоже опыт, но чей-то). И, думаю, смелость у Вас есть)

      Удалить
  2. Спасибо большое, Марина, за статью. Насколько мне известно, "аутизм" это не диагноз, а лишь симптом. Знаю, что в первую очередь нужна консультация психиатра (наверное, для выявления этой самой "степени аутизации"). Согласна с тем, что такие детки должны быть в общих группах. Это нужно! И в первую очередь не им самим, а обществу. Общество болеет отсутствием толерантности и черствостью. И как раз с этой проблемой нужно работать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Женя, за комментарий. Да, общество у нас ещё то))) работаем над улучшением)))

      Удалить