В этом посте о развивающем пространстве для детей дошкольного возраста.
Прочитав пост Оксаны Дмитриевны "Развиающая среда Реджео педагогики", проникшись чудом организации пространства для развития творческой личности, подумалось: чего ещё нет у нас? Стремиться есть к чему, но есть и свои достойные нароботки, которые привели к некоторым моим выводам. Об этом и хочу делиться сегодня.
В нашем центре проводятся целенаправленные заняия и есть место игре, творчеству, самостоятельности.
Итак, принципы, которым мы следуем:
- безопасность и рациональность
- ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
- у ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
- ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
- мобильная среда
А теперь более детально.
Безопасность и рациональность
Безопасность заключается в том, что пространство большое (детям есть где побегать),
игрушки только качественные, мебель только с закруглёнными углами, самодельные пособия для мелкой моторики рук (бусины, скрепки, лото запахов), плюс веточки, палочки, только на полках педагогов (на достойной высоте) и детям даются исключительно целенаправленно, в ходе занятия и с последующим контролем.
Полка творческого беспорядка))) лото, карточки Домана, настольные игры, игры для чтения и математики, книги, пазлы, цветная бумага и т.п.
Чтобы крохе было комфортно, у него должно быть достаточно пространства для самовыражения. Этого не может быть в комнате 10 кв. метров, где 7 детей + столько же мам и педагог!!! Дети начинают плакать уже от того, что их личное пространство нарушается (видела, было жудко). НО СКОЛЬКО У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ТАКИХ "ЛУЧШИХ" ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ!!! аренда дорого? нет, лучше же разделить 30 кв.метров на 3 комнаты и в каждой проводить занятие!!! так выгодней... но есть ли толк для детей??? вряд ли...
В нашей моделе развивающего пространства 5 кв. метров на 1 ребёнка и его маму.
Кроха должен чувствовать свою защищённость на занятии. Поэтому до 2 лет - только с родителями!!!
С 2 лет, если он уже хорошо знаком с педагогом, испытывает к нему доверие, спокойно "отпускает маму по делам", то можно и в группе деток с педагогом.
Тепло, комфорт помещения, разнообразие пособий, игрушек в доступной форме, хорошее отношение педагога - это всё тоже к комфорту.
У ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
Если это хороший развивающий центр, то в нём у ребёнка всегда есть выбор. Есть масса тематических игрушек, разнообразные конструкторы, в доступной форме песочница, книги, настольные игры, природный материал (каштаны, жёлуди, фасоль, листики), краски, пластилин, карандаши, фломастеры и т.п. и всем этим ребёнок может пользоваться здесь и сейчас. И когда ребёнок уходит от того, что ему предлагает сейчас педагог, значит его актуальная зона развития сейчас там. Ему сейчас там нужнее быть, чем слушать то, что ему НАВЯЗЫВАЮТ". И "броунвское движение деток" во время "занятия"- это я так называю, в возрасте до 3 лет - это норма. Хуже, когда кроха 2 лет 40 минут выполняет всё, что ему говорит педагог. Почему хуже? потому что так мы взращиваем послушных детей с отсутствием инициативы и самостоятельности. Разве не дико, что двухлетка 40 минут ничего не хочет САМ?
И по этому поводу: ни смотря ни на что, в районовских садах (там, где всё для детей, а не для комиссии) этого больше, чем в развивающих центрах на занятии длительностью в час и только по тем пособиям, которые "педагог выносит из-за двери". Объясняю почему. В саду у детей есть выбор: чем играть вне занятия и как играть (естественно, научаясь делиться, договариваться, убеждать и т.п.). Если же это развивайка, и занятие в час, в который пытаются впихнуть ребёнку всё невпихаемое, но зато ПО ПЛАНУ, у ребёнка выбора нет. ОН ДОЛЖЕН играть тем, что ему предлагают.
Если же дитю есть чем заняться, он развивается в игре с правильно подобранной и рационально организованной развивающей средой. Опираясь на педагогику Монтессори, основная мысль которой "Всё познаётся через практику, манипуляции с предметами максимально приближёнными к взрослой реальности и предоставленными в свободной и доступной форме детям" мы предоставляем ребёнку массу игр, игрушек в доступной форме с правом самостоятельной игры и выбора деятельности.
Отталкиваясь от развивающей педагогики Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые отводили большую роль педагогу как организатору проблемного обучения детей ("Всё, что сейчас ребёнок делает с педагогом, потом он станет делать сам" Л.С. Выготский про зоны ближайшего развития) мы строим наш развивающий процесс так, чтобы крохи постоянно были в поиске ответов на поставленные вопросы (умение ставить вопросы - это отдельная работа с детьми - статья Е.М. Грединаровой). Задача педагога организовать познавательную деятельность, интересно построить занятие, чтобы дети были увлечены.
Да, не скрою, трудно... да, когда надо прийти к хорошему результату, легче просто учить (учить заучивать)... Развивать стоит логику, а не только память.
Что имеем мы? Дети с радостью бегут к педагогу, интересуются тем, что им предлагается 10-20 минут крохи от 2 лет до 3, и 30-40 минут дети от 3 лет до 5-ти. После чего они уже жаждут играть самостоятельно. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО!!!
Ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
Отечественные педагоги отводили большую роль коллективу как среде в развитии и обучении. Поэтому, даже если на занятии или в игре между детками возникают споры, мы останавляваемся, прерываемся и уделяем внимание научению детей эмпатии, умению выслушать другого плюс, быть самодостаточными, чтобы учиться для себя, а не ради мамы или поощрения в виде наклейки, конфетки.
К этому же вопросу: не поддерживаю я индивидуальные занятия с детьми, если к этому нет медицинских предписаний. Видела "звёздных" детей, которые "всё знали, всё могли" (читать, писать) после индивидуальных занятий и видела как они всё это теряли за месяц в группе детей. Почему? потому, что индивидуалное занятие не продполагает умения ждать такого же ребёнка, слушать и слышать своего одногруппника/одноклассника, пока тот договорит, дочитает. Нет навыка следить за работой другого (чтение). Такой "звёздный" ребёнок, попав в среду других детей не умеет работать в группе. Он начинает впервые сравнивать свои возможности с другими и теряется. Индивидуальное обучение оправдано, если и школьное образование ребёнок будет получать дома, или если это просто дополнительные занятия к общим, чтобы понять суть предмета.
Мобильность
Современный мир достаточно изменчив. Он требует и от детей не только умения приспосабливаться в условиях изменений, а и производить эти изменения в свою пользу самостоятельно. Поэтому столы. стулья, скамейки (и всё, что могут переносить, перетягивать дети) свободно перемещаются по комнате в ходе детской игры. Так ребёнок учится планировать своё пространство, изменять его с комфортом для себя.
Есть у деток и такая особенность, как потребность в постоянстве. Это постоянство выражается в том, что придя на занятие, они видят ту же комнату, каждая игрушка на своём месте, столы готовы к занятию, а само занятие имеет одну и ту же структуру, новые игры вводятся постепенно. И постоянство в поятке вещей (у каждой игрушки своё место) мы просим деток поддерживать: когда наигрались чем-то, ставим на место.
Вот так пока у нас получается))) Да, в проекте ещё масса полочек, ящичков с сыпучими и природным материалом, уголок с зеркалами и уголок детских работ. Плюс, новые технологии не стоят на месте и проектор для презентаций тоже в планах. Всему этому необходимо найти время, место и материальную исходящую тоже.
Прочитав пост Оксаны Дмитриевны "Развиающая среда Реджео педагогики", проникшись чудом организации пространства для развития творческой личности, подумалось: чего ещё нет у нас? Стремиться есть к чему, но есть и свои достойные нароботки, которые привели к некоторым моим выводам. Об этом и хочу делиться сегодня.
В нашем центре проводятся целенаправленные заняия и есть место игре, творчеству, самостоятельности.
Итак, принципы, которым мы следуем:
- безопасность и рациональность
- ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находится
- у ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
- ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
- мобильная среда
А теперь более детально.
Безопасность и рациональность
Безопасность заключается в том, что пространство большое (детям есть где побегать),
игрушки только качественные, мебель только с закруглёнными углами, самодельные пособия для мелкой моторики рук (бусины, скрепки, лото запахов), плюс веточки, палочки, только на полках педагогов (на достойной высоте) и детям даются исключительно целенаправленно, в ходе занятия и с последующим контролем.
То, что доступно:
Полка творческого беспорядка))) лото, карточки Домана, настольные игры, игры для чтения и математики, книги, пазлы, цветная бумага и т.п.
То, что нужно спросить, взять, сесть за стол и играть в присутствии педагога (или мамы/папы)
Ребёнку должно быть комфортно в той среде, в которой он находитсяЧтобы крохе было комфортно, у него должно быть достаточно пространства для самовыражения. Этого не может быть в комнате 10 кв. метров, где 7 детей + столько же мам и педагог!!! Дети начинают плакать уже от того, что их личное пространство нарушается (видела, было жудко). НО СКОЛЬКО У НАС ОТКРЫВАЕТСЯ ТАКИХ "ЛУЧШИХ" ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ!!! аренда дорого? нет, лучше же разделить 30 кв.метров на 3 комнаты и в каждой проводить занятие!!! так выгодней... но есть ли толк для детей??? вряд ли...
В нашей моделе развивающего пространства 5 кв. метров на 1 ребёнка и его маму.
Кроха должен чувствовать свою защищённость на занятии. Поэтому до 2 лет - только с родителями!!!
С 2 лет, если он уже хорошо знаком с педагогом, испытывает к нему доверие, спокойно "отпускает маму по делам", то можно и в группе деток с педагогом.
Тепло, комфорт помещения, разнообразие пособий, игрушек в доступной форме, хорошее отношение педагога - это всё тоже к комфорту.
У ребёнка должен всегда быть выбор: чем заниматься, чего хотеть сейчас и чем играть
Если это хороший развивающий центр, то в нём у ребёнка всегда есть выбор. Есть масса тематических игрушек, разнообразные конструкторы, в доступной форме песочница, книги, настольные игры, природный материал (каштаны, жёлуди, фасоль, листики), краски, пластилин, карандаши, фломастеры и т.п. и всем этим ребёнок может пользоваться здесь и сейчас. И когда ребёнок уходит от того, что ему предлагает сейчас педагог, значит его актуальная зона развития сейчас там. Ему сейчас там нужнее быть, чем слушать то, что ему НАВЯЗЫВАЮТ". И "броунвское движение деток" во время "занятия"- это я так называю, в возрасте до 3 лет - это норма. Хуже, когда кроха 2 лет 40 минут выполняет всё, что ему говорит педагог. Почему хуже? потому что так мы взращиваем послушных детей с отсутствием инициативы и самостоятельности. Разве не дико, что двухлетка 40 минут ничего не хочет САМ?
И по этому поводу: ни смотря ни на что, в районовских садах (там, где всё для детей, а не для комиссии) этого больше, чем в развивающих центрах на занятии длительностью в час и только по тем пособиям, которые "педагог выносит из-за двери". Объясняю почему. В саду у детей есть выбор: чем играть вне занятия и как играть (естественно, научаясь делиться, договариваться, убеждать и т.п.). Если же это развивайка, и занятие в час, в который пытаются впихнуть ребёнку всё невпихаемое, но зато ПО ПЛАНУ, у ребёнка выбора нет. ОН ДОЛЖЕН играть тем, что ему предлагают.

Отталкиваясь от развивающей педагогики Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, которые отводили большую роль педагогу как организатору проблемного обучения детей ("Всё, что сейчас ребёнок делает с педагогом, потом он станет делать сам" Л.С. Выготский про зоны ближайшего развития) мы строим наш развивающий процесс так, чтобы крохи постоянно были в поиске ответов на поставленные вопросы (умение ставить вопросы - это отдельная работа с детьми - статья Е.М. Грединаровой). Задача педагога организовать познавательную деятельность, интересно построить занятие, чтобы дети были увлечены.
Да, не скрою, трудно... да, когда надо прийти к хорошему результату, легче просто учить (учить заучивать)... Развивать стоит логику, а не только память.
Что имеем мы? Дети с радостью бегут к педагогу, интересуются тем, что им предлагается 10-20 минут крохи от 2 лет до 3, и 30-40 минут дети от 3 лет до 5-ти. После чего они уже жаждут играть самостоятельно. И ИМЕЮТ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО!!!
Ребёнку можно всё брать, всем играть, но при условии, что он соблюдает экологию других
Отечественные педагоги отводили большую роль коллективу как среде в развитии и обучении. Поэтому, даже если на занятии или в игре между детками возникают споры, мы останавляваемся, прерываемся и уделяем внимание научению детей эмпатии, умению выслушать другого плюс, быть самодостаточными, чтобы учиться для себя, а не ради мамы или поощрения в виде наклейки, конфетки.
К этому же вопросу: не поддерживаю я индивидуальные занятия с детьми, если к этому нет медицинских предписаний. Видела "звёздных" детей, которые "всё знали, всё могли" (читать, писать) после индивидуальных занятий и видела как они всё это теряли за месяц в группе детей. Почему? потому, что индивидуалное занятие не продполагает умения ждать такого же ребёнка, слушать и слышать своего одногруппника/одноклассника, пока тот договорит, дочитает. Нет навыка следить за работой другого (чтение). Такой "звёздный" ребёнок, попав в среду других детей не умеет работать в группе. Он начинает впервые сравнивать свои возможности с другими и теряется. Индивидуальное обучение оправдано, если и школьное образование ребёнок будет получать дома, или если это просто дополнительные занятия к общим, чтобы понять суть предмета.
Мобильность
Современный мир достаточно изменчив. Он требует и от детей не только умения приспосабливаться в условиях изменений, а и производить эти изменения в свою пользу самостоятельно. Поэтому столы. стулья, скамейки (и всё, что могут переносить, перетягивать дети) свободно перемещаются по комнате в ходе детской игры. Так ребёнок учится планировать своё пространство, изменять его с комфортом для себя.
Есть у деток и такая особенность, как потребность в постоянстве. Это постоянство выражается в том, что придя на занятие, они видят ту же комнату, каждая игрушка на своём месте, столы готовы к занятию, а само занятие имеет одну и ту же структуру, новые игры вводятся постепенно. И постоянство в поятке вещей (у каждой игрушки своё место) мы просим деток поддерживать: когда наигрались чем-то, ставим на место.
Вот так пока у нас получается))) Да, в проекте ещё масса полочек, ящичков с сыпучими и природным материалом, уголок с зеркалами и уголок детских работ. Плюс, новые технологии не стоят на месте и проектор для презентаций тоже в планах. Всему этому необходимо найти время, место и материальную исходящую тоже.
Замечательная организация развивающего пространства
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, Благодарю за отзыв. Стараемся. Но, как всегда - есть к чему стремиться)
УдалитьОчень понравилось в Вашем центре! Молодцы!!!
ОтветитьУдалитьПриятно читать, Наталья. Хочется, чтобы было и уютно, и с максимальной пользой.
УдалитьС площадью- точно в точку! Главное-простор! Вот поэтому у меня будет маленькая зарплата) Потому что за аренду буду всё заработанное отдавать) Поддерживаю идею о том, что мебель должна быть мобильной, чтобы дети могли менять интерьер. Ну а дизайн такого помещения и организация материалов- это увлечение на многие годы)
ОтветитьУдалитьОксаночка, ну прям как на одной волне))) И за зарплату тоже))) и за "увлечение на многие годы". Благодарю)
Удалитьу меня пока двое учеников- я в их распоряжении в течении дня и на площади нашей съёмной однокомнатной квартиры, пока муж на работе) и ещё год визовый режим, т.е живу на две страны: постоянно мотаюсь из Россиии в Латвию. У мужа в офисе есть свободная комната- 30 метров, но не собралось достаточное количество учеников, чтобы отбить аренду, так что пока вся в мечтах) Тем более радостно за коллег, которые уже самостоятельны и на пути к самореализации!
УдалитьОксаночка, у Вас будет больше деток. Я восхищена Вами. Когда читаю Ваши посты, то понимаю как Вы преданны своему важному делу (это стиль жизни, а не бизнес). Всё получится, всё сложится. Переводите мечты в разряд целей и всё пойдёт самым лучшим образом. Когда мы искали помещение (наши занятия были вначале на улице), нам уже край как надо было его найти, я прописала всё: квадратуру, пожелания (теплая, комната с санузлом). В течении суток нам предложили комнату на втором этаже магазина, к которой пройти нужно минуя такие коридоры, что можно заблудиться. При том, в комнате был санузел, но не было окон!!! Плюс, колонна посредине. Придя домой, я открыла тетрадь с пожеланиями и прописала: большая, светлая комната С ОКНАМИ, квадратная (потому что 36 кв.м. могут быть и узкими, но динными), тёплая - не дописала... греемся обогревателями... Уже пишу новые требования)) Так, что если планировать ("просить" у Вселенной), то только правильно. Чёткость в пожеланиях и планах - быстрое их осуществление.
Удалить